Найти в Дзене
Советы юристов

Религиозно-правовые источники исламского экстремизма в правовой системе России

…даже настанет время,
когда всякий, убивающий вас,
будет думать, что он тем служит Богу.
Так будут поступать,
потому, что не познали
ни Отца ни Меня»
Иисус Христосс,
Евангелие от Иоанна 16:2,3

Согласно теоретико-правовому определению, источник (форма) права – это внешний способ выражения и закрепления юридических норм. Источник религиозного права – это, соответственно, внешний способ выражения и фиксации религиозных норм, закрепляющих основные религиозные аксиомо-догматические постулаты веры и соответствующие им правила религиозного поведения.

Источники (формы) религиозного права исходят от верховного божества, закрепляют волю бога в особых религиозных источниках (формах), которая передаётся субъектам веры через посредников (пророков). Критерием истины религиозных норм, как правило, является вера или в редких случаях проявление «чуда», например, исход благодатного огня в православную пасху.

Субъектами веры являются физические лица, следующие аксиомам верховного божества, закрепляемых через посредников (пророков) в религиозных источниках.

Содержанием источника религиозного права являются религиозные аксиомы, соблюдение которых обязательно для субъектов веры. Неисполнение религиозных аксиом либо явный отказ от их соблюдения и исполнения сопряжено с религиозной ответственностью, наказанием, которое может быть выражено в виде отлучения от религиозного собрания, наложения епитимии, телесного наказания или лишения жизни.

Если религиозные аксиомы, нашедшие своё выражение в источниках религиозного права, содержат призывы к насилию, убийству, ведению религиозной войны (сражению), причинению телесных повреждений, установлению единого религиозного порядка на мировом геополитическом пространстве, религиозно-идеологическому и физическому противостоянию, существующему конституционному и общественному строю, то такие религиозные аксиомы являются экстремистскими, а субъекты веры, исповедующие эти аксиомы и реализующие их в повседневной религиозно-светской жизни, могут быть со всей убеждённостью названы экстремистами.

«Экстремизм – это оценочная категория, отражающая приверженность к крайним взглядам и мерам». Экстремизм в политике означает стремление решать проблемы, достигать поставленных целей с применением самых радикальных методов, включая все виды насилия и террора. Для современной эпохи характерно «многообразие разновидностей и проявлений экстремизма, например, неофашистские партии и группировки и их деятельность. Исламский экстремизм и его крайнее проявление объективированное в терроризме». Религиозный экстремизм - крайность в суждениях и действиях относительно ценностно-цивилизационной, светской системы координат.

Сравнительным началом, отграничивающим понятие исламского религиозного экстремизма, является система ценностей западной, светской и религиозно-христианской, в том числе православной, цивилизации. Основой западной, в том числе и российской цивилизации, является христианство вообще и православие в частности, отрицающее убийство, насилие в любых формах его проявления.

Исчерпывающее, на наш взгляд, определение религиозного экстремизма дала В.А. Бурковская. По её мнению, «религиозный экстремизм - «социальное явление, существующее в четырех взаимосвязанных формах: 1) религиозное сознание; 2) религиозная идеология (религиозная доктрина); 3) деятельность по реализации религиозной доктрины, провозглашенной единственно истинной; 4) организационные формы осуществления религиозной доктрины, в частности, религиозные экстремистские организации».

Если крайние суждения изложены в религиозных письменных источниках (священные книги, религиозная публицистика и т.д.), то такие источники являются экстремистскими. Когда крайние суждения, изложенные в письменных источниках, находят своё выражение, реализацию в конкретных действиях, направленных на массовое уничтожение людей, убийство, захват власти, изменение конституционного строя и т.д., то в этом случае мы имеем дело с «криминальным религиозным экстремизмом».

Религиозный экстремизм может подразделяться на аутентичный, академический и криминальный. Аутентичный фиксирован в самом религиозном тексте, призывающим к убийству или причинению вреда жизни или здоровью субъектам иного вероисповедания, либо в иных вторичных источниках, которым придаётся мистическое, божественное содержание и значение.

Академический религиозный экстремизм является наиболее общественно опасным в силу завуалированности, скрытости призывов экстремистского толка и невозможности правоохранительными органами своевременно отреагировать и предупредить его распространение в среде наиболее интеллектуально развитой и образованной. Академический религиозный экстремизм в качестве оснований своего генезиса имеет также религиозные тексты, религиозные правовые источники, которые получают своё толкование в религиозно-публицистических изданиях, учебниках и учебных пособиях.

Следующий вид - это криминальный религиозный экстремизм. В этом случае мы имеем дело с комплексом противоправных, преступных деяний, предусмотренных различными статьями Уголовного кодекса РФ (убийство, терроризм и т.д.), причиной которых являются прямые указания на их совершение в религиозных экстремистских текстах.

Как известно, основным источником мусульманского права, правды и справедливости является священный Коран, аксиомы которого были открыты Аллахом пророку Мухаммеду (570-632гг.). Вторым по значимости источником мусульманского права является Сунна, состоящая из хадисов, и содержащая предания о жизни, поступках и мировоззрении Пророка. Ислам в переводе с арабского означает «предание себя Богу, покорность его воле». Специфика ислама заключается, во-первых, в том, что он исповедует единобожие: «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк его». Во-вторых, ежедневная пятикратная молитва (ас-салят). В-третьих, пост в месяц рамадан (ас-суам). В-четвёртых, добровольная очистительная милостыня (аз-закят). В-пятых, паломничество, хотя бы раз в жизни, в Мекку (аль-хадж). Это так называемые пять столпов Ислама.

В исламской традиции вся земля подразделятся на землю «дар (уль)аль-ислам» – земля ислама и «дар (уль)аль-харб» – земля войны. Это означает, что если мусульманин находится на земле «дар аль-харб», то его обязанность - бороться за установление «дар (уль)аль ислам», т.е. территории господства ислама. В Коране (13:41) от имени Аллаха говорится: «Разве они (неверующие) не видят, как Мы постепенно уменьшаем землю по краям (отдаём её во владение верующим)?».

Коран даёт ясный и чёткий ответ относительно тех, кто являются истинно верующими. «Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты (стихи), которые уповают на своего Господа, которые совершают намаз (ежедневная пятикратная молитва (Коран 20:130) - прим. автора) и расходуют из того, чем Мы их наделили. Они являются истинно верующими…» (Коран 8:1-4).

Таким образом, все иные, т.е. христиане и иудеи, а также лица иного вероисповедания являются неверующими. Подтверждение этому мы находим в Коране: «Не уверовали те, которые сказали: «Воистину, Аллах – это Мессия, сын Марьям (Марии). Скажи: Кто может хотя бы немного помешать Аллаху, если Он пожелает погубить Мессию, сына Марьям (Марии), его мать и всех, кто на земле?...» (Коран 5:17). Не уверовали те, которые говорят: Аллах является третьим в троице. Нет божества, кроме Единственного Бога!..» (Коран 5:73).

Если данная тема вам интересна, читайте продолжение на сайте "Независимый советник".

Кстати, в библиотеке нашего сайта имеется множество книг и справочников, содержащих советы юристов по различным отраслям права, которые можно скачать бесплатно.

Чтобы читать новые публикации, обязательно ставьте лайки, делитесь материалами и подписывайтесь на канал. Наша задача - делиться с вами только полезной информацией.

А если нужна бесплатная консультация или совет юриста, переходите по этой ссылке.