Найти тему

Социально-психологические и культуральные предпосылки формирования психосоматических феноменов.

В настоящее время все более активное внимание исследователей, занимающихся проблемами формирования и развития психосоматических расстройств и заболеваний и связанных с этим вопросами их лечения и профилактики, привлекает малоизученная сфера формирования психосоматических феноменов.

Возникает необходимость выделения и описания и нормальных психосоматических феноменов и реакций, формирующихся в условиях активного влияния самого человека и его социального окружения на их развитие и преобразование. Вопрос о характере психосоматических соотношений- один из ключевых по своей важности и по своей недостаточной изученности, поскольку подразумевает описание причинно- следственных связей между психическим и соматическим в человеке. Однако для того, чтобы такое соотношение реализовалось, необходимо психическое и соматическое поместить в одно пространство, в один объективный мир. Этим путем психосоматическая проблема ранее решалась в рамках хорошо известной многим врачам кортико-висцеральной теории, которой долгое время активно противостоит теория- антагонист (психоанализ, внешний большой вклад в развитие понимания психосоматических соотношений). Однако представление о существовании особой психосоматической реальности делает логически неразрешимой трактовку связей между психическим и соматическим как причинно-следственных. Мы понимаем, что психическое лишь тогда может взаимодействовать с соматическим, когда между ними есть нечто общее, сводящее их в одну разделенную реальность.

Первичным носителем нормального психосоматического феномена является диада "мать-дитя", в которой в совместных и одновременно разделенных телесных процессах мать выполняет функцию означивания и осмысления ( наполнения смыслом ) витальных функций ребенка, когда мать не просто означивает ребенку его телесные феномены, но и раскрывает своим эмоциональным реагированием их значение ( Г. А. Арина, 2009). Власть коммуникативного смысла над телесными симптомами велика настолько, что в процессе такой коммуникации физический симптом может как появляться, так и исчезать. Так, например, ребенок может отличать боль от просто дискомфортного чувства до тех пор , пока мать не придает его переживанию определенного смысла, после чего ребенок на почве этого выстраивает свой специфический стиль эмоционального и поведенческого реагирования. В этой диаде телесность ребенка изначально вписана в его психологическую картину мира и формируется в ней. В ходе дальнейшего развития телесных ( психосоматических) феноменов у ребенка появится этап организующей роли этой системы значений и вербализуемый им образ своего тела.

Здоровая телесность не может быть оторванной от психосоматической феноменологии. Телесность неизбежно встраивается в общий процесс психологического развития человека как его необходимое условие и инструмент. Подобно любой иной психической функции, телесность обретает знаково-символический характер и определенную "культурную" форму. Поэтому психосоматический феномен- это закономерное следствие социализации телесности человека. Телесность содержательно и структурно зависит от характера этого процесса.

Схематично обозначим содержательную сферу психосоматического феномена:

  1. Существует сложная культура бесконечного процесса трансформации телесности человека от рождения до самой смерти.
  2. Существует личностное измерение психосоматических феноменов, определяющих их уникальность и неповторимость.
  3. Они являют собой ту сферу реальности, которая раскрывается в коммуникации и в таком диалоге с нею, в котором ответ может быть понят лишь с учетом содержания вопроса. Причем этот диалог в процессе терапевтического взаимодействия изменяет обоих участников (и врача, и пациента) и является событием, происходящим с ними обоими.

Психосоматический феномен таким образом обладает определенными характеристиками (Г. А. Арина, 1991, 2009):

-как феномен сознания, он включает в себя смысл, значения, чувства;

- как феномен жизнедеятельности, он приобретает черты высших психических функций;

-он социален по происхождению и характеру функционирования, в некоторых случаях может быть даже произвольным.

Психосоматические феномены по своему смыслу и значению не тождественны психосоматическим симптомам, но и те, и другие являются закономерным следствием социализации телесности человека, его психосоматического развития, а их характер является производным от процесса формирования психологических характеристик человека, прежде всего -личности, тесно связанных с его социо- культурным окружением. Это детерминирует особый процесс развития человека, который, наряду с физическим и психическим, можно называть психосоматическим.

Психосоматические феномены (симптомы) возникают на основе собственно человеческого психического новообразования-смысла и активно вписываются в контекст межличностных отношений. Это отражает содержательную сторону выражения смысла (его "прорыва") в психосоматическом симптомообразовании, когда носителем смысла этого феномена является язык тела, и привлекает внимание к двум интересным с точки зрения анализа этого процесса и важным для практической работы аспектам, -выбор психосоматического симптома и выбор органа-мишени. Это согласуется с представлением И. В. Давыдовского(1968) о том, что "......условия и образ жизни человека являются фундаментальными предпосылками для возникновения его болезней, поскольку именно социальные и психологические факторы так специфически "расцвечивают" и создают такое разнообразие красок в жизни человека, соответственно, и в его заболеваниях".

Анализ социально-культурных и психологических факторов формирования психосоматических феноменов может иметь вполне определенное отношение к проблемам медикализации различных человеческих проблем, которые современная медицина устойчиво обозначает как расстройства или болезни. Эту ситуацию сегодня принято называть " медикализации жизни", когда все больше сторон человеческого бытия подпадает под медицинский контроль и регулирование. Описанная тенденция очень хорошо сочетается с активным и определенным образом поощряемым медициной, стремящейся к экспансии своего влияния, ипохондрическим дискурсом у многих людей. Следствием медикализации жизни, по существу представляющей медицинскую (прежде всего лекарственную) агрессию на социум, нередко является такое социальное явление, как стигматизация людей с разными заболеваниями. А другим ее важным следствием является постепенное проникновение медицинского языка в обыденное мышление, что нередко "демонизирует" его, способствуя переносу части нормального человеческого опыта, связанного с телесностью, за границы привычных и нормальных человеческих коммуникаций в сферу медицинской практики, поскольку это начинает рассматриваться как нечто патологическое и болезненное. Это напрямую приводит многих людей к тому, что в случае появления у них разных проблем, не являющихся соматическими расстройствам, они все активнее стремятся разрешать их медицинскими средствами.

Активное внимание к социо-культурным аспектам формирования психосоматических феноменов в норме и при патологии может иметь важное значение в разработке программ первичной и вторичной профилактики психосоматических расстройств и заболеваний.