Самая короткая, но и самая таинственная категория философии называется очень просто - Я. Это фундаментальнейшее понятие, поскольку означает самотождественность человека, осознаваемую им как его приоритетное качество. Проще говоря, вот это, мыслящее, чувствующее, вступающее в связь с окружающим миром - это и есть Я. Все остальное определяется категорией Не-Я.
В русском языке используется еще термин "самость". Можно сказать, что Я осознает и чувствует свою самость. То есть- свою идентичность, уникальность, неповторимость.
Появление категории Я в философии связано не только с европейской традицией. В восточных учениях (в Индии, например) это понятие было связано с понятием Атмана. В Европе же началом анализа Я можно считать вывод софистов о том, что "человек - мера всех вещей". В частности, Горгий и Протагор утверждали приоритет субъективного перед объективным. Они считали, что истина относительна, так как каждый человек по-своему воспринимает мир. И значит, у каждого свое представление об объекте.
По сути, это рассуждение говорит о том, что весь объективный мир существует потому, что его воспринимает каждый отдельный индивид. Такая позиция называется субъективным идеализмом. В объективном идеализме концепция Я ярко выражена у Платона в его учении о душе.
Свое развитие она получила в средние века в христианской теологии. Здесь Бог - персонифицированное существо, а каждый человек обладает своей индивидуальной душой, составляющей его неповторимую личность. При этом индивид таинственными узами связан с Богом именно через душу, то есть свое Я.
В рассмотрении Я возможно выделить два противоположных подхода, первый из которых можно назвать персоналистским, субъективным, второй - объективным, социальным.
Первое направление фокусируется, главным образом, на внутреннем духовном мире человека. Я здесь рассматривается как самодостаточное явление, рефлексирующее по этому поводу.
Второе направление рассматривает Я в связи с другими такими же Я как элемент единой системы. В этом смысле характерно понимание личности как совокупности общественных отношений. Если в субъективистском направлении Я существует в бесконечном монологе, разговаривая с самим собой в процессе рефлексии, то в объективистском направлении оно немыслимо без диалога. Само становление Я предполагает общение с другими субъектами, которые активно влияют на него. (Вспомним теорию "зеркального Я" Чарльза Кули).
Интересно, что в середине и во второй половине ХХ века антагонизм исторически сложившихся подходов к понимаю Я был смят и уничтожен постмодернистской трактовкой. Она непринужденно соединила оба подхода и показала, что никакого непримиримого противоречия между ними, по сути, нет.
В современной философии большое значение приобретает понятие Другого как некоего антагониста Я, однако тесно с ним связанного. Например, Жан-Поль Сартр рассматривал бытие индивида исключительно в связи с Другим, так как Я не может существовать вне того, как быть видимым Другим. «Мне нужен другой, чтобы целостно постичь все структуры своего бытия», - писал Сартр.
«Мое бытие-для-другого, т.е. мое Я-объект не есть образ, отрезанный от меня и произрастающий в чужом сознании: это вполне реальное бытие, мое бытие как условие моей самости перед лицом другого и самости другого перед лицом меня».
Мыслители ХХ века искали пути выхода из глобального одиночества Я. Каждый из нас называет себя "я" и видит мир своими глазами. Но наша замкнутость в себе без диалога с другими выбрасывает нас из мира. В результате теряется наше Я. Поэтому современные философы и уделяют особое внимание диалогу, Другому. Этот другой относится не только к миру Не-Я, но и становится в процессе общения частью Я, обретая название Ты.
Короче говоря, если отношения между Я и Не-Я это отношения между субъектом и объектом, то между Я и Ты - между двумя субъектами. Только так преодолевается одиночество.
Читайте еще на моем канале:
Почему в нашей жизни полно запретов: социологический подход
Станет ли человек будущего киборгом?
Из блога мужа:
Как в 1935 году в СССР представляли себе полет на Луну