Чуть ли не первое слово, которое человек воспринимает осознанно - это "нельзя". Таким образом, вступление каждого из нас в жизнь сразу сопровождается кучей запретов. Иными словами, наше вхождение в общество, вписывание нас в культурное окружение связано с ограничениями, которые накладывают это самое общество и культура.
Почему так?
Потому что общество, прежде всего - нормативная система.
Совместная жизнь людей обязательно требует какого-то регулирования, иначе это будет не совместная жизнь, а полный разброд и шатание, разрушающие всю систему. Общественный организм такого не может допустить, поэтому защищает себя через требование соблюдать нормы. А любая норма неизбежно предусматривает какие-то ограничения.
Я вообще могу утверждать, что, если бы не было понятия "нельзя", человечество просто не выжило бы. Именно запреты сделали нас тем, кем мы являемся. Не об этом ли писал и Зигмунд Фрейд в своей работе "Тотем и табу"?
Табу и был тем самым первым запретом человечества. Он предполагает безусловный запрет на что-то, притом он тесно привязывается к понятию священного, и значит - необсуждаемого.
Если на что-то наложено табу, люди воспринимают это как то, чему надо следовать неукоснительно, иначе обрушится мир, ни много ни мало. Как возникли эти табу, сложно сказать. Вероятно, практика постепенно выявила некие обстоятельства, в отношении которых надо наложить запрет. Самыми важными табу в первобытном обществе были два: запрет на поедание своих и запрет на инцест.
Скажу определенно, что, если бы не эти запреты, не было бы тут нас с вами, таких умных и красивых. Не было бы человечества. Эти табу спасли нас как вид хомо сапиенс.
Табу связано с понятием священного, то есть это запрет, как бы наложенным кем-то абсолютно авторитетным, извне. Поэтому преступить его означает вступление в конфронтацию с высшими силами. В такой борьбе у человека шансов ноль, так что лучше не связываться и подчиняться без вопросов.
По мере развития человечества запреты стали подвергаться рациональному и критическому осмыслению. Табу уходят вместе с верой в то священное, с чем они связаны. Вступают в силу практические соображения. Люди начинают запрещать себе делать то, что однозначно вредит им и обществу. Так появляются правовые запреты, которые поддерживаются государством. Как и табу, правовые запреты имеют объективный характер, то есть за тем, как им подчиняются, следит внешняя сила.
Однако, по мере развития самого человека, как личности, возник еще и субъективный механизм поддержания запретов - мораль. Моральные заперты, конечно, имеют общественный характер, но в большей степени зависят от личности конкретного человека. Человек сам на себя накладывает какие-то запреты, исходя из моральных соображений. И это самый развитый вид запретов.
Буду благодарна, если вы дадите ссылки в своих соцсетях на мой канал и эту статью. Читайте еще:
Зачем нужны социальные нормы и надо ли им следовать
Плюрализм в философии и политике: что это такое и чем отличается
Загляните на досуге в этот пост в другом блоге:
Карикатуры Герхарда Хадерера: поразительно точное отражение современной жизни