Найти в Дзене
Мир металлоискателей

«Царский мальчик»

1. ¾ рубля - 5 злотых 1836 г., чеканка Варшавского монетного двора, тираж более 1 млн. экз.
1. ¾ рубля - 5 злотых 1836 г., чеканка Варшавского монетного двора, тираж более 1 млн. экз.

Новичок в сложившейся команде копателей - это всегда событие, которое со временем может растаять и забыться, или, наоборот, иногда всплывая в памяти, вызывать улыбку. Так и произошло в нашем случае.

На осеннем слете 2008 г., когда почти все разъехались, к нам подошел парень лет тридцати. Познакомились. Новичок он в поиске или копатель со стажем, как-то мы тогда не уточняли. На первый взгляд несуетлив, сдержан. Как и с кем он общался за два дня слета, мы не знаем. А подошел он с большой и настоятельной просьбой взять его с собой на совместный коп. Трудно было отказать, уж очень настойчиво просился!

Ну отчего же и не дать возможность парню насытиться свежим осенним воздухом, выбравшись из большого города хотя бы на денек? Дали ему номер мобильника и договорились, чтобы в ближайшие дни был готов к выезду. На дворе не золотая осень, но копать еще вполне можно. Он звонил почти каждый день: видно, горит в душе человека азарт поисковика и желание найти что-либо неординарное. Да и мы душой уже в поле, но житейская суета тормозила выезд.

Наконец назначили день копа. Сбор объявили к восьми утра у нашего подъезда. Местные не заставили себя долго ждать. Подъехал и товарищ из Жуковского. Вскоре с электрички подошел наш новичок. Я про себя отметил: как же рано пришлось ему вставать, чтобы добраться до нас без опоздания! Молодец, не заставил народ нервничать.

Уложив снаряжение в багажники двух машин, семь копарей тронулись в путь. В этот раз решили совершить разведывательное турне по Владимирке. Сначала остановились на задах старой деревушки, расположенной недалеко от былого тракта. Быстренько расчехлились, обговорили время поиска и начали движение в разные стороны, кому куда подсказывала интуиция. Интерес к новичку не позволил мне уйти в поиск сразу же; думаю, надо бы понаблюдать за человеком, да и мало ли, какие могут у него возникнуть вопросы.

Но он, молча сопя, будто бы один в этом мире, включил прибор и буквально в трех шагах от машины начал водить им возле дороги.

Хочу отметить, что дорога, на которой мы оставили машины, была отсыпана щебенкой с песком, а на обочине было что-то типа свалки вперемешку с кусками старого асфальта, и эта немаленькая по площади куча местами проросла травой. Я было направился к новичку, чтобы, мол, не угорал в этом месте, а отошел в сторону и начал поиск хотя бы по делянкам, где поселковые выращивали картофель. Урожай давно убран, в округе ни души. Но он уже поймал сигнал и ничто не могло отвлечь поисковика от магической мелодии прибора. Ковыряя лопатой мусорный угол, парень начал с трудом углубляться, периодически проверяя сигнал. На меня - ноль внимания.

Я в недоумении пожал плечами и, откровенно озадаченный, молча пошел в поиск. Оглядевшись, решил пробить овражек, вдоль которого располагалась деревня, а затем пройти краем речушки.

Около двух часов ребята были предоставлены самим себе. Я тогда нашел слегка гнутую иконку Николая Чудотворца и немного какаликов. Находки особо не радовали, и мы решили перекинуться на вспаханное поле около этой же речки, но с другой стороны деревни. Наша ватага направилась к машинам.

Когда я увидел, что наш новичок роется почти на одном и том же месте, мне стало плоховато. Не могу сказать, искал ли он где-нибудь в другом месте или так и копался здесь. Подойдя к нему, мы поинтересовались, как, мол, успехи? На что получили невнятное объяснение и сцену дальнейшего извлечения им пойманного очередного сигнала. Мы обратились к нему с просьбой заканчивать здесь поиск, так как надо успеть попить чаю и перекочевать дальше, ибо осенний день короток, а нам еще предстоит пощупать не одно место.

Сложив приборы и лопаты в машины, достали термосы. Прохлада серенького дня и минуты расслабухи в сочетании с неспешными глотками горячего чая создавали иллюзию барского блаженства. А новичок все еще копал неуловимый сигнал. Мы взмолились:

- Бросай это дело, пора уже ехать!

На наши призывы новичок нехотя встал, с каким-то сожалением посмотрел на свою ямку и наконец то отступился. Свои бутерброды он жевал, уже сидя в машине.

Выехав на асфальт, мы быстро домчали до намеченного поля. Нас встретила грубая и глубокая вспашка. На этом месте в свое время другая бригада поисковиков подняла настоящий «рарик». Вспаханная целина тянулась от реки в сторону деревни, за которой мы только что ходили. Оттаявший верхний слой земли создавал знакомые всем трудности - налипание грязи на сапоги и поисковую катушку. Периодическая чистка начинала утомлять и даже надоедать. Из находок это поле подарило мне пуговку гирьку, денги, полушки и другую медь, но их состояние оставляло желать лучшего.

Намучившись на пашне, направились к реке, где не особо высокая трава избавила нас от мучений общения с грязью. Увидев торчавшие из воды сваи от старого моста, где, логично, некогда проходила дорога через реку, я решил обследовать эту территорию. И вот я уже около свай. Но почему же именно здесь в недалеком прошлом надо было поковыряться экскаватору и тракторам, оставив «горный» ландшафт?

Побродив по менее тронутым участкам, без находок мы не остались, хотя их было немного. Интересно, а как там наш новичок? На сей раз ему пришлось и походить, ибо свалок в поле не наблюдалось.

Подошло время двигаться к машинам. Я поинтересовался у сына о результатах поиска у нашего новенького. Сын рассказал, что наконец-то и тому повезло - нашел копейку Николая. Он подбежал и с большим волнением дрожащим голосом спросил:

- Это ЦАРСКАЯ МОНЕТА?

Удивленный таким оборотом (монета же говорит сама за себя!), сын ему все объяснил - какого царя, какой эпохи.

Возвращаясь к своему прибору и лопате, парень неустанно твердил: «ЭТО ЦАРСКАЯ, ЦАРСКАЯ МОНЕТА»! Видно, для него свершилось нечто такое, о чем он мечтал долгое время. Жаль, что я не был очевидцем сего момента. Интересно было бы понаблюдать за реакцией человека, возможно, впервые в жизни нашедшего царскую монету.

Первая ли она у него была? Ведь он на данный момент уже имел прибор и каким-то образом попал на слет, но манеры наводили на размышления.

Обсудив находки и поблагодарив поле, мы поехали вглубь от основной трассы. Следующим объектом поиска стала территория вокруг старенькой церкви. Сначала мы решили оглядеть ее и близлежащую территорию. Стоя недалеко от стен полуразрушенной церковки, увидели табличку с надписью: «Памятник архитектуры. Охраняется государством».

Наконец-то и наш гость выразил свое мнение, что здесь искать нельзя.

Близились сумерки, но в запасе было еще часа два. Совершив петлю по круговой дороге, мы уже рулили в сторону дома, выглядывая по сторонам, где бы еще остановиться покопать. Выбор пал на поле, рассекаемое дорогой, с уклоном в сторону деревни, расположенной на краю овражистой речушки. Достав приборы, не задерживаясь, разбежались по полю. На сей раз новичок ненароком оказался в зоне моего поиска, что позволило получше узнать его. И процесс узнавания еще больше поставил меня в тупик.

Редко, но и здесь попадались монетки, правда, сильно изъеденные удобрениями и суглинистой почвой. Бороненая и слежавшаяся земля легко копалась. Вот и очередной сигнал показывает, что под катухой медная монета. Так и есть: Ее величество, изумрудная от коросты «Елизавета»!

Тем временем, находясь недалече, наш гость, чего бы не откопал, будь то любая железяка или деталь от сельхозтехники, постоянно коротко и сухо спрашивал:

- Это ЦАРСКАЯ ВЕЩЬ?

Сначала я отвечал в духе: «Ну ты чего? Разве не видишь, что это …то-то да се-то» …

На что он, повертев железяку в руках, запихивал ее в рюкзак.

Наблюдая такое, уже и не знал, что ему и говорить. Вдруг снова у него находка. Поднимает вверх ржавое железное кольцо сантиметров пятнадцать в диаметре и вновь испрошает:

- Это ЦАРСКАЯ ВЕЩЬ?

Зная, что все равно положит ее в рюкзак, первый раз ответил:

- Да, царская!

Думаю про себя: «Надо бы немного удалиться, чтобы не мешать ему отыскивать царские вещи» …

Бреду, вслушиваясь в сигналы. Вдруг сзади раздается звонок мобильника. Оборачиваюсь: мой спутник вновь недалече. Поневоле краем уха слышу его беседу с мамой. Разговор довольно адекватный, о каких-то банковских реквизитах. Не вникая в подробности, почему-то сразу подумал: «И как может в человеке одновременно сочетаться неадекватность поведения и, если я правильно понял, толковый разговор на столь специфичную тему? Может, он совсем другой, не такой, как показал себя за целый день, а наоборот - шибко умный? Даже и не знаю, что еще и думать и чего ожидать». Телефонный разговор закончился и снова воцарилась тишина.

Лес, оторачивающий поле, потемнел. Еще чуть-чуть, и мы растворимся в ночи. Пожалуй, поиски пора заканчивать и двигаться в сторону дороги и машин.

Вдруг громко и резко раздается голос:

- ЭЙ, ТЫ! ПОДИ СЮДА!

От неожиданности я опешил. Кому это он кричит? Повернувшись в сторону окрика понял, что это обращаются ко мне. Через некоторую паузу новичок снова прокричал, словно я нахожусь за версту:

- ЭТО ЦАРСКАЯ ВЕЩЬ?

Приглядевшись, я увидел в его руках немаленькую, чуть изогнутую ржавую железяку. Сверля меня испытующим взглядом, он ждал ответа. Подойти ближе я не решился. Какую реакцию смогу получить от него в ночи в случае отрицательного ответа? Как бы еще не долбанул ею!

Я согласился, что, скорее всего, эта вещь царская, так как в земле пролежала давно, успела проржаветь и немного согнуться. Он, еще немного полюбовавшись находкой, сжал ее в руке и пошел вслед за мной к машинам. Ребята уже ждали нас. Приблизившись к ним, новичок еще раз спросил, показывая свою железяку:

- Это царская вещь?

В руках у него было полосовое железо длиной около шестидесяти, шириной где-то в пять и около двух сантиметров толщиной. Впечатление о новеньком, видно, у всех уже сложилось. Кто-то начал шутить о достоинстве находки, кто-то советовал выкинуть эту тяжесть. Я ушел в машину, так и не поняв, забрал он «царскую вещь» или расстался с ней.

Сын довез гостя до электрички.

В последующие дни раздавались звонки с просьбой снова съездить на коп. Тогда мы попросили у него дать нам номер своего мобильника, чтобы при случае отзвониться, на что получили категорический отказ.

Не судите меня строго, но отказ новичка дать номер телефона для общения, да и сложившееся впечатление о совместном копе как-то сами собой поставили точку. С этической стороны жаль, что все так получилось. С другой стороны, вроде он уже и не мальчик, чтобы его воспитывать. А уж как сложилось, так тому и быть.

Вспоминаем иногда ту нашу поездку с новичком, который непроизвольно стал именоваться в нашем кругу «царский мальчик». И иногда на наших выездах кто-нибудь нет-нет, да и подойдет к коллеге по копу, да и ностальгически спросит: «ЭТО ЦАРСКАЯ ВЕЩЬ»?

Александр Дядин

Альманах ДЕНЬГА №3 (27) / 2019