Для начала представлюсь. Меня зовут Аля Виноградова. Я уже 7 лет готовлю ребят к ЕГЭ по истории, окончила истфак МГУ с двумя красными дипломами (бакалавриат и магистратура), выпустила 40 стобалльников и больше 500 ребят с 90+ баллами.
В этом статье хочу рассказать тебе о лайфхаках и нюансах ЕГЭ по истории, о которых обычно не говорят. Ты узнаешь, как получить максимум баллов за сочинение даже у самого строгого и придирчивого эксперта.
ОБНОВЛЕНИЕ! Эта статья опубликована до демоверсии 2021 года. Как писать НОВОЕ сочинение в НОВОЙ статье (нажмите, чтобы перейти)
Больше статей на про подготовку к ЕГЭ по истории по хэштегам: #ум_егэ_история #ум_егэ
Давай пройдемся по всем критериям оценивания сочинения. Кстати, все критерии у тебя будут в самом КИМе, заучивать их не нужно. На экзамене обязательно ориентируйся на них:
Неважно, какой схемы написания сочинений ты придерживаешься. Важно закрыть все критерии!
Делюсь схемой, по которой писали все мои стобалльники:
Я советую писать всего по 3!
3 события, 3 причины, 3 роли, 3 влияния на дальнейшую историю, 3 термина.
Да, критерии требуют только 2. Но таким образом мы перестраховываемся. Например, если напишешь 2 и допустишь ошибку в роли личности, будет снято 2 балла. За К2 и за К6 (фактическая ошибка).
А если напишешь 3, то будет снят только 1 балл (К6), а не 2. Да, это тоже неприятно, но баллы сохранятся. И на апелляции будет проще поднять себе балл.
Вообще на ЕГЭ по истории у нас есть 2 цели:
1) закрыть критерии
2) понравиться эксперту
Эксперты за день могут проверять 100 работ. Они неосознанно будут сравнивать твою работу с работами других ребят. Поэтому важно, чтобы твоя работа смотрелась выигрышно на фоне других.
По опыту сотрудничества с экспертами ЕГЭ, могу сказать, что в некоторые годы приходит разнарядка сверху, чтобы баллы занижались и всё оценивалось максимально строго. Поэтому нам нужно быть готовыми на 110%!
Давай пройдемся по всем критериям, я расскажу про подводные камни в каждом их них:
К1 – самый легкий
Но по нему тоже могут снять балл:
1) Если ты упомянешь не все важные события
Необязательно писать вообще все события из периода, нужно написать ключевые. То есть даже если ты не будешь в этих событиях раскрывать роли личностей, нужно их просто указать.
2) Перепутаешь события, явления и процессы
Процесс - длительное явление
Явление - краткосрочное
Я бы не советовала прописывать это вообще. Пиши лучше обезличенно: "В этот период произошел экономический кризис, Великая Отечественная война и т.д." Не нужно писать, что это было: явление или процесс.
К2 - самый сложный
Нужно написать конкретное значимое волевое действие!
Никаких "был" и "являлся". Можно написать "придумал", "разработал", "подписал" (все правильные и неправильные роли мы разберем на Предбаннике, ты получишь подборки идеальных ролей по каждому периоду).
Какие ещё сложные моменты:
- Один глагол при раскрытии роли – часто мало. Напиши лучше два.
- Недостаточно написать, что Александр 2 подписал Манифест об отмене крепостного права. Нужно доказать, чтобы это значимое событие, как оно повлияло на дальнейшую историю.
- Можно брать зарубежных личностей (Наполеон, Черчилль и т.д.) , только важно прописать значимость их действий.
- Инициалы деятелей писать необязательно. НО! Если есть однофамилец, то нужно указать инициалы. Это касается: Орловых, Милютиных и др.
Итого: пишем 2 хороших (!) глагола + значимость
К3 – очень опасный
Что сложного:
- Хоть формально просят указать только причину, напиши следствие. Многие эксперты ищут именно следствие и снижают за это баллы.
- Ещё для закрытия этого критерия важно написать слово ПРИЧИНА, чтобы эксперт точно заметил, что ты её написал ;)
- В причине пиши несколько элементов! Чтобы она была максимально раскрыта.
- Ещё один момент: мы не пишем РОЛЬ и ПРИЧИНУ в одном предложении. Не нужно их мешать! Например: "Петр 1 пошел в Великое посольство, потому что...." – это не будет засчитано по К3.
К4 – легко совершить ошибку
Частая ошибка здесь – не выйти за верхнюю границу периода.
"Александр 2 освободил крестьян" – это не влияние, оно не выходит за верхнюю границу. "Александр 2 освободил крестьян, что впоследствие при Николае 2 дало им возможность строить капиталистическое хозяйство" – это засчитано.
К5 – очень простой
Объяснять термины не нужно. Просто упомяни.
Но почему по нему снижают баллы?
Формально можно указать 1 термин и всё. Но иногда по К5 снимают баллы, если не укажешь все важные термины. При Хрущеве нужно упомянуть оттепель, даже если ты не раскрывать роль личности в ней. При Александре 3 – контрреформы. И дальше по аналогии.
К6 – коварный
Пожалуйста, не пиши ничего, в чем ты не уверен. Не пиши много. В формулировках легко ошибиться.
За неточности тоже снимают баллы, поэтому объясняй свои мысли максимально подробно.
К7 - проще некуда, но
Смысл критерия: ничего не нумеруем в сочинении. Вообще ничего!
НО! Мы живем в неидеальном мире. И бывают случаи, когда эксперты снимают по этому критерию просто если им что-то не понравилось в сочинении. Что-то не расписали, где-то написали расплывчато. И К7 уже по нулям. Да, это не законно. Но такое может быть.
Пример хорошего сочинения, которое закрывает все критерии:
Пример хороший, но дальше будет ещё лучше :)
Как понравиться эксперту?
- Пиши сочинение хронологически. Да, такого требования нет. Но сочинение, которое последовательно раскрывает период, выглядит намного логичнее и выигрышнее.
- Пиши понятным почерком. Это не будет бесить эксперта, он быстро проверит и уйдет домой :)
- Выпиши все факты, которые знаешь
- Раскрывай рассуждения полно. Объясняй свои мысли.
- Пиши четкими, ясными, красивыми предложениями
Давай сравним сочинения, держи ещё одно:
Прошлое сочинения было хорошим, но это точно понравится эксперту :)
Что делать, если дали период, к которому ты не готовился
1. Использовать такие формулировки, которые засчитают в любом случае
"Царь распорядился, что... Это способствовало..."
2. Прошерстить КИМ, там могут быть подсказки
Как с помощью формулировок увеличить свой бал? Пиши ясно, четко и понятно
Что нужно сделать в последнюю неделю до ЕГЭ, чтобы получить максимум за сочинение?
Сесть и прописать полностью один блок периодов. Если хочешь 80+ баллов, то и второй запасной.
Сочинений на максимальный балл в открытом доступе нет! Сочинение на РешуЕГЭ и прочих сайтах – это сочинения на 2-3 балла.
Поэтому нужно писать самому и найти наставника, чтобы он проверил правильность всех формулировок.
Вместе с экспертами ЕГЭ я подготовила для тебя:
- Полные сочинения на максимальный балл, которые не дадут эксперту придраться
- Краткие сочинения, которые закрывают критерии на 100%
- Сочинения в схемах
Ты сможешь их получить бесплатно, записавшись на Предбанник. Напиши мне в ЛС кодовое слово ПРЕДБАННИК ДЗЕН, расскажу подробнее) Кстати, на моей странице есть примеры подборок по ролям личностей и причинно-следственным связям, пользуйся!
Готовься, когда все уже выдохлись.
А мы делимся знаниями, которые сами по себе позволяют подготовиться на хорошие баллы и компенсируют репетиторов. В 2020 году ученики онлайн-школы Умскул набрали на 27,5 баллов больше, чем усредненный балл по России. Проводим бесплатные вебинары каждую неделю. Чтобы получить доступ к материалам, подпишитесь на бесплатную рассылку ОГЭ или ЕГЭ. Присоединяйтесь к нашему блогу и готовьтесь с лучшими!