Найти тему
газета "ИСТОКИ"

РАСПОЗНАТЬ КРАСОТУ ВЕЧНОГО

Социологи и психологи говорят о том, что личностью не рождаются, личностью становятся. В полной мере это относится и к художнику. В истории искусств было немало примеров, когда художниками становились люди, прошедшие немалую часть своей жизни и выбравшие вначале, в силу обстоятельств, совсем другое направление, не помешавшее им стать хорошими художниками. Так, в Уфимской галерее народного искусства «Урал» автору этих строк приходилось посещать выставки художников, которые начали свой творческий путь, увы, лишь выйдя на пенсию. И даже в возрасте за 70 лет. Но наш случай немного другой.

В прошедший четверг, 2 июля, в галерее народного искусства «Урал» начала свою работу выставка живописи картин уфимского художника – «самородка» Наталии Насыровой «В поисках прекрасного». Первое, что порадовало – это послабление! Пусть в защитных масках, пусть без большого количества народа, но вот они, картины, висят, галерея принимает гостей. И это не может не радовать!

Виновница торжества получает живые цветы и душевные поздравления от родных и друзей.
Виновница торжества получает живые цветы и душевные поздравления от родных и друзей.

А история становления художника такова. После школы, окончив Уфимский авиационный институт, и уже работая инженером по охране окружающей среды, Наталия Александровна все-таки решает осуществить свою давнюю мечту и в 2005 году начинает учебу на курсах профориентации в детской художественной школе № 2. Преподавателем живописи и композиции был уже известный в республике художник Айрат Габитович Баймухаметов. Главная и основная тема его творчества – родной Башкортостан, простые люди, красивейшая природа и фольклорное наследие. Айрат Габитович был добрым, скромным, деликатным, великодушным, благородным, честным, порядочным человеком, который любил свою Родину, башкирские народные, протяжные песни, мелодии и наигрыши и всё это стремился передать в своих работах. Художник умел смотреть и видеть, слушать и слышать.

Задача истинного мастера – уметь увидеть, распознать красоту вечного и передать в своей картине. А для этого нужно пропустить работу через свою душу. Жизнь должна остаться на холсте. Диапазон его творческих работ очень широк. Айрат Баймухаметов действительно замечательный художник, создававший свои картины от классического реализма («Черёмуха цветёт», «Весна у А.Э. Тюлькина», «Старая Уфа»), обращения к истокам, фольклору («Озон-кюй» – Протяжная мелодия; «Предание», «В кочевье», «Песня сэсэна»), обращения к Божественной тематике («Приближение намаза», триптих – Посвящение – Правая часть – «Молитва»; «Мысли о Боге») до плавно переходящего абстракционизма и авангардизма («Настроение пространства», «Центр падения», «Абстракция»).

Айрат Баймухаметов был не только талантливым художником, живописцем, но и замечательным педагогом. Он преподавал в детской художественной школе № 2 (ДХШ № 2), школе искусств города Уфы. Своим ученикам подарил это счастье – любовь к живописи. Ребята вспоминают учителя с огромной любовью, уважением, грустью и трепетом. Учитель всегда говорил: «– Давайте работать душой!» и читал стихи Николая Заболоцкого:

«Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!».

– Я, конечно, понимаю, как трудно было со мною работать, – делится Наталия Александровна, – есть такое выражение – по капле выдавливать из себя раба. Так вот, Айрат Габитович по капле выдавливал из меня технику чертежника-технаря, сначала картины были жесткими, что ли, не было мягкости, правильности контуров, не было зрительного убеждения и, главное, авторского опыта. С ним я прошла весь путь духовного становления как художник.
– Я, конечно, понимаю, как трудно было со мною работать, – делится Наталия Александровна, – есть такое выражение – по капле выдавливать из себя раба. Так вот, Айрат Габитович по капле выдавливал из меня технику чертежника-технаря, сначала картины были жесткими, что ли, не было мягкости, правильности контуров, не было зрительного убеждения и, главное, авторского опыта. С ним я прошла весь путь духовного становления как художник.

После получения диплома наступает период переосмысления и формирования творческого фундамента. Опять проходят годы в постоянной творческой работе и вот, в 2011 году, состоялась её первая персональная выставка. Кстати, в этой же галерее «Урал».

– Я очень благодарна директору галереи Кайдаловой Кариме Шариповне, она приняла меня как полноценного художника и вселила в меня уверенность, что мои картины нужны и интересны людям, и имеют право выйти в свет. Ведь вся жизнь художника – это служение и самопожертвование.

Сегодня, благодаря этим людям, мы созерцаем картины Наталии – райские сады с наливными яблоками, цветущие палисадники, старенькие, вросшие по окна в землю, домики, летние букеты в вазах и чайниках, увядающие подсолнухи, апрельские проталины, стоящие на приколе рыбацкие лодки, позолоченные купола церквей…

И, вполне возможно, добрая улыбка Айрата Габитовича Баймухаметова сквозит с картин Наталии Александровны и согревает наши сердца своим теплом. Ведь его работы – это Свет, который никогда не погаснет! Свет, который нашел продолжение в своих учениках!

Василий АРТЕМЬЕВ

Фото: Василий Коровкин, Марат Сарманаев

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц