Найти тему
Морская коллекция

Броненосцы береговой обороны.Норвежский герой для датского флота. «Ивер Хвитфельдт».

Давным-давно, когда корабли по морям ходили под парусами, у Датского королевства был весьма серьезный флот. Настолько опасный, что британцы за одно десятилетие дважды "копенгагировали" его. Ибо упрямые датчане отстраивали уничтоженный вероломным нападением флот снова. Да и воевать датчане на своих умело построенных кораблях могли очень неплохо.

Конечно, Дания тогда была не та ,что сейчас. В нее, на правах личной унии 300 лет входила Норвегия, помимо нынешней Гренландии и Фарерских островов, она включала в себя Исландию и несколько карибских Антильских островов. По площади территории была вполне приличным государством. В войне 1864 года с союзом немецких империй датчане показали себя довольно достойно, в том числе и на море-против немногочисленного австро-прусского флота.

Но с Норвегией в 1814 году пришлось расстаться, ее отжала Швеция,по мирному договору 1864 года отдрейфовали к югу Шлезвиг и Гольштейн.

Переход к паровому броненосному флоту заставил датчан озадачиться уже не задиранием владычицы морей, а только обороной протяженного побережья и своих проливов. Начало датскому броненосному флоту положила ,как и у многих европейских стран, покупка броненосного корабля из "американского наследства", невыкупленных конфедератами заказов на английских верфях. Деревянный , обшитый листами кованого железа , броненосец получил гордое имя "Данмарк".

В 1863-1871 годах датчане усилили свою береговую оборону закладкой еще трех броненосцев в формате мониторов, получивших узнаваемые цилиндрические башни Кольза для главного калибра-"Рольф Краке", "Линдормен" и "Один". В 1876 году датчане заложили знаменитый броненосец "Гельголанд", а в 1878 году его вдвое уменьшенный вариант "Торденскьольд".

Первенцем нового поколения датских броненосцев береговой обороны стал «Ивер Хвитфельдт», последний барбетный броненосец Дании. Корабль имел классическую компоновку- две установки главного калибра размещались в оконечностях , в центральной части располагалась бронированная цитадель. Создать на его основе серию кораблей для однородной эскадры у датчан не получилось. Желания с возможностями совпали только через десятилетие,когда датский флот получил три однотипных броненосца типа "Херлуф Тролле".

Имя свое броненосец получил в честь героя Северной войны, в которой Дания была союзником России против шведов. Прославился он в сражении в бухте Кьогге("Кьёггебухт") 1710 года , когда датский флот(27 линкоров и др.) был атакован шведским флотом(21 линкор и др.). Битва развивалась крайне неудачно для датчан. Поврежденный первыми же залпами противника головной 82-пушечный корабль Dannebrog был направлен своим командиром, Ивером Хвитфельдтом в середину шведской линии. Взрыв пороховых погребов датского корабля не только отправил его на дно вместе с экипажем из 600 или 700 человек, но и сильно повредил два шведских линкора , между которыми он втиснулся.

Однако датчане не воспользовались удачным моментом и в итоге проиграли сражение. Подвиг норвежца(тогда была датско-норвежская уния) Ивера Хвитфельдта оказался бесполезным, но его имя вошло в историю как пример героизма для потомков.

С тех пор датский флот регулярно имеет в строю боевой корабль, названный в честь храброго норвежца. В 1947-1964 годах это был торпедный катер Huitfeldt(901 т), в 1978-2000 годах- скоростной катер Huitfeldt(260 т), в 2011 году вошел в строй фрегат Iver Huitfeldt (F 361)(5850 т), головной в серии из трех кораблей.

-2

-3

«Ивер Хвитфельдт» «Iver Hvitfeldt» верфь ВМФ Naval Dock Yard; Копенгаген . Заложен 9 апреля 1884 г. Спущен на воду 14 апреля 1886 г. Вступил в строй 1 июня 1887 г. Списан 26 февраля 1919 г.

Водоизмещение: нормальное 3392 (3290), полное 3478 (3446) т. Длина 74,02/74,5 , ширина 15,11. Осадка 5,59-5,8 м.
Двигатели- две паровые машины тройного расширения, 8 цилиндрических котлов ( или 6 котлов Thornycroft), 5100 л. с., 2 винта . Скорость хода 15,1-15,5 узлов. Запас угля 265 /290 тонн.Дальность 1600 миль при 9 узлах.Экипаж 300 человек
Бронирование(сталежелезная броня компаунд и гарвей)- борт 305(295— 178) мм, барбет 203(215—190), траверсы 284, палуба 53- 56 мм, боевая рубка 115 мм.
Вооружение: 2—263-мм/ 32 пушек Круппа RK C/86 , 4 — 120-мм/ 27 пушки Круппа RK C/84m ,2—57-мм/40 M.1885, 8-12— 37-мм/17 M.1875 5 ствольных револьверных орудий,2 пулемета 8 мм, 4— торпедных аппарата (3 надводных, 1 подводный), носовой и кормовой 381 мм,бортовые 356 мм


В 1904 году был модернизирован и перевооружен: 120-мм орудия и митральезы заменены десятью 47-мм и еще шестью 37-мм пушками. Число торпедных аппаратов сократилось до двух . Экипаж уменьшился на 23 человека (стало 277).
В 1906 году- добавлено 8 х 1 - 57мм /40 скорострельных М.1885. Стало-2 × 260 мм / 35 пушек Krupp , 10 × 57 мм скорострельных, 8 × 37 мм револьверных пушек , 2 × 381 мм торпедных аппаратов,


-6

Небольшой (3392 тонны) броненосец имел две компаунд паровые машины Burmeister & Wains Maskin- og Skibsbyggeri и 6 паровых котлов Торникрофт мощностью 5100 л.с. Скорость корабля на испытаниях превысила 15,25 узлов.

Бронирование состояло из пояса гарвеевской(по др. данным компаунд) брони по ватерлинии в 7-11 дюймов толщиной , бронированной цитадели в центре , карапасной бронированной палубы в оконечностях и 8,5дюймовых барбетов главного калибра.

260 мм орудия Круппа в защищенных барбетах могли обеспечить выстрел за 4 минуты на дальность до 9500 метров. Одинокое 305 мм орудие предыдущего "Торденскьольда" стреляло лишь раз в 10 минут и всего на 9000 метров.

120 мм пушки того же Круппа были установлены на бортовых спонсонах для увеличения сектора обстрела.

Помимо артиллерии броненосец нес на борту две миноноски (эта схема была весьма популярна тогда). Для датского флота их изготавливал "Торникрофт". Броненосец получил кораблики № 8 и 9 ( 16 тонн, длина 20,5 метра), он с 1890-1894 году возил их на борту, а затем миноноски были отправлены в самостоятельную жизнь, став минными катерами 2-го класса и прослужив до 1916 года.

В 1904 году «Ивер Хвитфельдт» прошел полную модернизацию, получив новое скорострельное вооружение. Главный калибр не трогали,но установили вместо остальной артиллерии десять 57 мм пушек , шесть 1 фунтовых револьверных орудий и два 15 дюймовых торпедных аппарата.

-7
-8

-9

Новый броненосец вступил в строй 1 июня 1887 года и первые три года службы работал по стабильному графику- четыре месяца в год занимался патрулированием, а остальное время- боевой учебой и самостоятельными походами. Потом перерывы в службе стали длиннее. После 1890 года в очередной поход он ушел только осенью 1893 года, вместе с крейсерами Valkyrien, Gejser и четырьмя миноносцами.

Затем был уже 1896 год, когда он вместе с Valkyrien привез из Англии британскую принцессу Мод Уэльскую на свадьбу с ее кузеном , датским принцем Карлом ( в 1905 году он станет королем независимой Норвегии Хоконом VII). Земля королевы Мод в Антарктиде, кстати, названа так норвежскими исследователями в ее честь .

Свадьба будущей королевы Мод
Свадьба будущей королевы Мод

Следующий выход броненосца на службу произошел в 1899 году. 18 декабря 1903 года корабль пережил пожар во время стоянки на базе Холмен, под Копенгагеном. Броненосец сильно пострадал, но обошлось без жертв. За зиму повреждения отремонтировали и летом 1904 года «Ивер Хвитфельдт» снова был боеспособен.

-11

После модернизации в 1907 году его последний раз поставили в строй, а по плану обороны 1909 года он должен был только оборонять Копенгаген. В первую мировую войну, несмотря на мобилизацию армии и флота для обеспечения нейтралитета, находился в резерве в порту. Его скорострельная артиллерия была передана другим кораблям. С 1918 года он стал плавучей казармой, а в 1919 году сдан на слом.

-12

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.