Этот фантастический телесериал вышел два года назад и получил хвалебные отзывы как от телекритиков, так и от зрителей. Я за это время неоднократно наталкивался в соцсетях на рекомендации посмотреть «Видоизменённый углерод». Правда, развёрнутую критику не читал (обычно я её читаю уже после просмотра – чтобы найти новые смыслы или узнать неизвестные мне факты о фильме/сериале), но рекомендаций, убеждавших посмотреть это произведение современного американского телевидения, попадалось на глаза много. Что ж, не сразу, но все же и я попробовал посмотреть «Углерод» - как раз к выходу второго сезона.
Сразу скажу, это не ужас-ужас. Каких-то резко отрицательных эмоций у меня при просмотре не возникает, но и восторга я что-то не испытал, и даже раздумываю теперь, стоит ли тратить время на продолжение просмотра (а я ещё в процессе).
Начну с плюсов. Красочная «картинка». Сериал «Видоизменённый углерод» великолепно выглядит. Уж кто-то, а операторы, художники и специалисты по спецэффектам поработали на славу. Досконально, с пристальным вниманием к тонким деталям воспроизводится мир будущего, мрачноватый и одновременно красочный. Компьютерная графика используется умело и ненавязчиво (при том, что сам сюжет диктует применять её часто).
Отсылки к классике. Уверен, авторы сериала смотрели и по многу раз пересматривали «Бегущего по лезвию бритвы» Ридли Скотта. Более того, похоже, они пытались своих персонажей пытались поселить в ту же самую «Вселенную», очень уж много сходств. В мире «Видоизменённого углерода» небоскрёбы взмывают на недосягаемую высоту, пронзая тучи и вершинами возвышаясь над ними. Стены небоскрёбов используются под крикливую (иногда – в буквальном смысле) рекламу, а между ними летают бесколёсные машины. В этом мире постоянно идёт дождь, а улицы городов переполнены людьми самых разных национальностей (звучит и русская речь… более того открывающаяся сцена первой серии содержит реплику, сдобренную русским матерком).
Есть в сериале (поставленном, кстати, по книге) и как минимум одна жирная литературная отсылка. Одного из ключевых персонажей сериала зовут По. А с учётом того, что работает он в отеле «Ворон», сомнений не остаётся – подразумевается Эдгар Аллан По, классик американской готики.
Неплохой экшн. В сериале довольно много сцен с перестрелками и драками (что неудивительно, если главный герой – бывший наёмник, которого опять наняли для опасного занятия). Поставлены они не сказать, что виртуозно, но довольно бодренько и местами – изобретательно.
Красивые женщины. Согласно сюжету, в мире будущего люди помещают сознание в специальные ёмкости, которые можно переставлять в бесконечное количество «оболочек» (или «обложек» в одном варианте перевода). И, разумеется, все норовят раздобыть себе тела покрасивее. Поэтому логично, что в сериале много красивых женщин - и в основных ролях, и во второстепенных. Есть и эротические сцены, довольно откровенные для телевизионного продукта.
Детективная завязка. По жанру «Видоизменённый углерод» можно считать фантастическим нуаром, и не только из-за мрачного депрессивного антуража. Главный герой постоянно сбивается на внутренний монолог (а закадровый текст – один из признаков жанра, пусть и не главный) и вынужден распутывать некую тайну. Собственно, для этого его и разбудили от многолетнего сна, - крутыш должен найти убийцу своего нанимателя (воскресшего только благодаря чудо-технологиям). Детективная составляющая – движущая сила сериала и добавляет сюжету интриги, но… Тут начинаются минусы.
Рассеянный детектив. Про детективную составляющую авторы постоянно забывают. В первом сезоне есть серии, где герой вообще не вспоминает, зачем его вернули к жизни. Он начинает увлекаться какими-то побочными линиями или копошится в личном прошлом, а это, увы, просмотр более увлекательным не делает.
Сценарное месиво. Сценаристы вообще размазывают сюжет, как кашу по тарелки. Они то погружают персонажей во флэшбеки, то уводят в виртуальную реальность, то вводят новых персонажей, не слишком прибавляющих смыслов и не подталкивающих к разгадке. За всем этим очень муторно следить – сложно постоянно соображать во время просмотра, показывают ли тебе прошлое персонажа, или это он в фотореалистичную компьютерную модель погрузился. Сложно и лень, ведь…
Персонажей не жалко. Слишком уж часто зрителю напоминают, что в мире «Видоизменённого углерода» люди фактически бессмертны. Убить их можно, только уничтожив капсулу с записанным сознанием, да и то не всегда – особо неуязвимые дистанционно делают копии своего «Я» на спутник, где им вообще повредить невозможно. Как результат – переживать за персонажей не получается. На экране их пытают, истязают, убивают, но тебе всё равно – ну, извлекут убиенного из одной «обложки» и вставят в другую.
В этом смысле тяжелее всего сочувствовать главному герою, ведь он – почти что Нео в финале «матричной» трилогии, властелин реальности и виртуальных декораций. Неуязвимый, меткий, драчливый. Он читает мысли, взаимодействует с компьютерами на каком-то нечеловеческом уровне и видит через стены. Ну, и зачем за него волноваться?
Плохая актёрская игра. Знаете, что делают персонажи «Видоизменённый углерод», когда переживают бурю эмоций? Они пучат глаза, выпячивают нижнюю челюсть и возбуждённо говорят на повышенных тонах. Почти все! И это не такая особенность мира будущего, это плохая актёрская игра. Ну, то есть, это не игра на уровне Томми Вайсо, но лицедейство очень блеклое, бесталанное. И неудивительно, что за два года с выхода «Видоизменённого углерода» ни один из его каста в звёзды не выбился, и даже хоть какой-то шаг в эту сторону не сделал, при всей популярности сериала.
Замаскированный трэш. При всей запутанности сюжета (что, кстати, для нуара – обычное дело), при всей глубине затрагиваемых тем (смерть и бессмертие, цена жизни, суть человеческого существа), при всей пышности зрелища, во время просмотра сериала не отпускает ощущение, что ты смотришь какой-то трэшовый боевик, какие в неимоверном количестве крутили в видеосалонах в 90-ые. Тут тебе и бои с какими-то нелепыми громилами, и не весть откуда-то возникающие ниндзя с самурайскими мечами, и туповатый юморок (труп с выставленным средним пальцем в качестве послания полицейским – гы-гы-гы!). Всё этот как-то мало друг с другом цепляется, приходит в противоречие одно с другим. Как если бы Ридли Скотт вдруг снял очередную часть «Токсичного мстителя». Или, наоборот, студия «Трома» выпустила ремейк «Китайского квартала».
В общем, остановился я пока на шестой серии первого сезона, и не знаю, смотреть ли мне оставшиеся серии или бросить их в пользу, скажем, полной версии «Однажды в Америке» Серджио Леоне. Ну, а второй сезон «Видоизменённого углерода» я, пожалуй, даже пробовать не стану. Тем более, что о нём отзывы попрохладней, чем о первом.