Как уже случалось, этот материал вынудили написать некоторые комментаторы статей на канале. Прочитав про "отсутствие" самолетов в ИА ВВС Красной Армии и "спасение" ситуации исключительно чудесными лендлизовскими "Аэрокобрами" раз 10 подряд, автор решил сделать вполне очевидный ход - просто посмотреть документы ИАПов за 43 год и показать читателям, что и как было в реальности. Ведь именно в этот период союзная помощь пошла широким потоком после очевидного перелома в ходе боевых действий на советско-германском фронте. Отдельно и тщательно искал описания летных происшествий и технических неисправностей советских машин. Увы, вынужден критиков огорчить - нашел только ДВА случая в указанной выборке (см ссылки в конце статьи) отрыва обшивки крыла и более никаких гниющих и разваливающихся в воздухе советских истребителей "из фанеры".
Относительно квалификации летчиков ситуация двоякая. В документах 1943 года достаточно часто встречаются среди летного (!) состава ИАПов сержанты и старшины (не надо спорить, см. приведенные документы). В отдельных отчетах и рапортах есть прямое указание на абсолютную неготовность пополнения к самостоятельной боевой работе. С другой стороны и у немцев не все гладко уже - так в ходе июльского наступления на Южном фронте отмечается резкая перемена в тактике немецких истребителей в конце и начале месяца, что авторы докладов связывают с переброской на данный участок более подготовленных пилотов Люфтваффе.
Ну и пару слов о достоверности информации. ЛЮБАЯ книга с мемуарами участника событий источником достоверной информации БЫТЬ НЕ МОЖЕТ, хотя содержит, на первый взгляд, массу подробностей и деталей, которых нет в обычных официальных документах, хранящихся в архивах. Просто потому, что это видение конкретного человека через призму своих эмоций и предпочтений, причем записанное очень часто через несколько десятков лет после описываемых событий и с учетом господствующих на момент написания идеологических штампов. Журналы боевых действий, отчеты о боевой работе за месяц, донесения штабов и пр. стандартные документы частей тут позволяют получить гораздо более точные данные, хотя пишут их одни должностные лица для других, имея в виду возможные "оргвыводы".
Теперь обо всем по порядку.
Матчасть истребительных частей ВВС Красной Армии (не ПВО!!!) на описываемый период все же преимущественно отечественного производства. Встречаются ЛаГГ-3, Як-1 разных модификаций и Як-7, Ла-5. Давайте убедимся, так сказать, воочию (ссылки для самостоятельного изучения см в конце статьи).
Итак, 9 Гвардейский ИАП имеет на вооружении самолеты Як-1, как и многие другие ИАПы - гвардейские и обычные. По документам полков можно судить, что модификации Яков в 1943 году встречаются еще разные, т.к. есть сведения по расходу боеприпасов и для ШКАСов и для УБС, также отдельно указывается иногда "с мотором М 105 ПФ". Ниже ведомость расхода боеприпасов за октябрь 1943 года 85-го Гвардейского ИАП.
Воевавший под Ростовом 73-й Гвардейский ИАП имел на вооружении только Як-1 и Як-7 (см справку на фото ниже) 24 Як-1 (4 неисправны) и 1 Як-7, т.е. всего 25 самолетов.
Таким образом читатель может самостоятельно убедиться, изучив ссылки в конце статьи, что и гвардейские и обычные истребительные полки получали в 1943 году в основном отечественную матчасть, при этом ЛаГГи в Гвардейские полки, как правило, не направлялись.
На фото ниже журнал БД 737 ИАП, где во второй слева колонке указаны типы самолетов - ЛаГГ-3 и Як-1.
Все в том же журнале есть запись за 8 января 1943 года о трагических результатах перегонки двух ЛаГГ-3 "с Липецких мастерских". Самолеты в полосе тумана потеряли ориентировку и летчик Ефремов разбился, а летчик Лебедев "сел на брюхо, сам не вредим". Самолет при этом списан ОДИН, т.е. севший на брюхо ЛаГГ-3, который по заверениям некоторых теоретиков разваливался в воздухе, после такого приключения восстановлен силами ремонтных подразделений. Ниже фрагмент журнала БД 248-го ИАП, содержащий указание на срыв обшивки с крыльев двух истребителей Як-7Б в одном боевом вылете.
Перед написанием статьи автор тщательно изучил документы почти двух десятков ИАП за 1943 год и случай срыва обшивки нашел только вышеуказанный. Конечно были и другие, но данная выборка наглядно показывает, что такое явление массовым и повсеместным отнюдь не являлось.
Реальные, а не мнимые (по кочующим из публикации в публикацию фантазиям) проблемы с матчастью можно оценить по следующему (например) документу:
Из приведенной выше справки старшего инженера 31-го полка можно также сделать вывод о живучести Яков и их устойчивости к боевым повреждениям. Суда по списку проведенных работ, машины восстанавливали буквально изрешеченные - так у подбитого в бою Як-1 №42104 произведен "ремонт хвостовой части фюзеляжа, горгота руля поворота, наращивание консольн.части плоскости".
Дополним этот материал аналогичной справкой 296-го ИАП:
Специально для критиков отечественной авиации отыскал "плюющие маслом" Яки, однако это УСТРАНИМАЯ неисправность, а не свойство самолета вообще.
В большинстве случаев небоевые потери самолетов истребительных авиаполков все же связаны не с разрушением конструкции, а с ошибками пилотов.
Ниже приведена справка 85-го Гв. ИАП о небоевых потерях - разбит один Як-1 из-за ошибки летчика (подробно описано в самом отчете, приложением к которому является Справка). Снова нет ни слова о разваливающихся в небе самолетах, кстати и о десятках сбитых тоже (подробней о тактике воздушных боев во второй части статьи).
Этот список с теми же результатами можно продолжить еще листов на 10 текста. Где-то воевали и Р-40 (именуемые в войсках "чудо безмоторной авиации"), где-то "Аэрокобры". Но основную боевую работу на фронте делали ИАПы на отечественных истребителях - это факт. Однако, мы не станем перегружать читателя - спасибо, что дочитали хотя бы до этого места. Наиболее интересный материал, опровергающий расхожие бредни про превосходство немецких самолетов над отечественными, будет представлен во второй части статьи.
А пока коллекция ссылок для любителей разобраться во всем самому:
Отчет о боевой работе 73 гв. иап, 6 гв. иад за апрель месяц 1943 года.
Описывает период с 01.04.1943 по 30.04.1943 г. Отчеты о боевых действиях. № документа: 313, Дата создания документа: 02.05.1943 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 20036, Опись: 0000001, Дело: 0024, Лист начала документа в деле: 259.
Авторы документа: 73 гв. иап, гв. подполковник Баранов, гв. подполковник Фатьянов.
Журнал боевых действий 737 иап за 1943 год.
Описывает период с 08.01.1943 по 31.12.1943 г. Журналы боевых действий. Дата создания документа: 31.12.1943 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 22385, Опись: 0201256, Дело: 0001, Лист начала документа в деле: 2. Авторы документа: 737 иап.
Отчет о боевой работе 85 гв. иап 6 гв. иад за период: ноябрь месяц 1943 года.
Описывает период с 01.11.1943 по 30.11.1943 г. Отчеты о боевых действиях. Дата создания документа: 30.11.1943 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 20036, Опись: 0000001, Дело: 0026, Лист начала документа в деле: 129.Авторы документа: 85 гв. иап 6 гв. иад, гв. подполковник Залесский, гв. подполковник Соин.
Журнал боевых действий 248 иап на 1943 год.
Описывает период с 10.05.1943 по 09.05.1944 г. Журналы боевых действий. Дата создания документа: 09.05.1944 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 074, Опись: 0123288, Дело: 0010, Лист начала документа в деле: 1.Авторы документа: 248 иап, капитан Канищев.
Отчет о боевой работе 296 иап за февраль месяц 1943 года.
Описывает период с 01.02.1943 по 28.02.1943 г. Отчеты о боевых действиях. № документа: 182, Дата создания документа: 02.03.1943 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 20036, Опись: 0000001, Дело: 0024, Лист начала документа в деле: 88.
Авторы документа: 296 иап, подполковник Фатьянов.
Продолжение следует, часть ссылок будет во второй части.