Найти в Дзене
Жизнь в искусстве

Э.М. Ремарк: "На западном фронте без перемен"

Оглавление

"На западном фронте без перемен" - роман Эриха Марии Ремарка, опубликованный в 1929 году и принесший автору огромную известность.

Роман описывает события Первой Мировой войны (1914 - 1918 гг.) и рассказывает о судьбах солдат немецкой армии - о том, что им пришлось увидеть и пережить.

Осторожно - спойлеры!

Я не могу поверхностно пройтись по этому роману, ибо он оставил огромный след в моей жизни. На данный момент я не встречал более сильного антивоенного произведения, после прочтения которого невозможно не стать пацифистом ( как и случилось со мной). Эта книга для меня очень личная, поэтому все мои мысли, да и само содержание этой книги в данной статье будет раскрыто очень подробно.

Начало.

Роман берет свое начало с цитаты самого автора:

"Эта книга не обвинение и не исповедь. Просто попытка рассказать о поколении, загубленном войной, хотя оно и бежало от ее снарядов."

Первые главы сразу окунают читателя в быт немецких солдат и знакомят с главными действующими лицами. Само повествование ведется от лица Пауля Боймера, 20-ти летнего солдата немецкой армии. От его роты в 150 человек осталось только 32.

Война - это понятие, которое для меня, как я надеюсь, останется так до конца и не раскрытым и осознанным. Но после прочтения книги я с полной уверенностью могу сказать, что то, что показывается в художественных фильмах - это лишь вершина айсберга, на самом деле все гораздо ужаснее, вся горькая правда лежит на глубине.

Уже спустя несколько страниц книга показывает медленно умирающего сослуживца главного героя. Думаю фрагменты из книги скажут намного больше, чем я сам.

"Выгладит он ужасно, желтый, землисто - бледный, в лице уже проступили чужие черты, прекрасно нам знакомые, потому что мы видели их сотни раз. Под кожей более не пульсирует жизнь, ее вытеснило на грань тела, изнутри пробивается смерть, глаза уже в ее власти"
"Сил нет смотреть на его руки, они будто восковые. Под ногтями окопная грязь, иссиня - черная, как отрава"
"Он пока тот же и все - таки не тот, его образ рассыпался, потерял четкость. Даже голос его звучит словно пепел..."

Позже в роту приходит пополнение - 18-ти летние "солдаты" только-только сошедшие со школьной скамьи. После чего мы переносимся на фронт и попадаем под первый обстрел.

Все описано очень правдоподобно, ощущение будто это ты перебегаешь от окопа к окопу в надежде на спасение. Где-то слышны взрывы, крики солдат, но акцент делается именно на криках лошадей, в которых и попали те самые снаряды противника.

"Я никогда еще не слыхал, как кричат лошади, и просто не могу поверить. Там стонет беда мира, истерзанная тварь, дикая, кошмарная боль. Мы побледнели."

Война не щадит никого, даже животных.

"Вот что я вам скажу: величайшая подлость - посылать животных на войну."

В моменте атаки хорошо прослеживается, как война меняет людей. И ей не нужно на это много времени. Почти всем главным героям всего 20 лет! Но как же показана разница между ними и вновь прибывшими 18-ти летними солдатами, которые попали под первый, а для кого-то и последний, обстрел. Новобранцы теряются, в их глазах виден только ужас, они ничего не замечают и не понимают, а в это время их тела пронзают пули, а легкие наполняются газом.

Важным моментом является то, что ближайшим укрытием для главного героя и его роты оказывается кладбище. Солдаты укрываются от взрывов и осколков гробами и трупами уже давно умерших людей.

"Все кладбище разворочено. Повсюду валяются гробы и трупы. Они убиты еще раз, но каждый из них, разорванный на куски, спас одного из нас."

Закончить повествование об этой части книги хотелось бы эпизодом, в котором солдаты обсуждают, что они будут делать, когда закончится война. Все их размышления сводятся только к безнадеге и отчаянию. Они не видят своего места в будущем. Война загубила их для всего.

"Мы уже не молодежь. Уже не хотим штурмовать мир. Мы беглецы. Бежим от себя. От своей жизни. Нам было восемнадцать, мы начинали любить мир и жизнь, а пришлось по ним стрелять. Первый разорвавшийся снаряд попал нам в сердце. Мы отлучены от созидания, от стремления, от движения вперед. Мы более в них не верим, мы верим в войну."

Возвращение домой.

Главный герой получает 2-х недельный отпуск и возможность вернуться домой, к родителям и сестре. В данном пункте я проведу сравнение двух миров: "войны и мира", которому тоже нашлось место в данном романе.

Мир.

Равнинные луга, поля, усадьбы. Знакомые главному герою места его уже такой далекой и беззаботной молодости, в которой не было места войне и смерти, а ведь прошел всего год. Вместе с Паулем чувствуешь эту разницу. Все кажется таким непривычным после серых окопных будней, взрывов снарядов и ощущения близости смерти, от которой не скрыться.

"Сегодня и тогда разделены пропастью. Я больше не нахожу здесь для себя места, это чужой мир."

Хорошо передан диссонанс главного героя, который вдруг на короткий срок покинул войну и вернулся домой. Трудно сказать, рад ли Пауль этому приезду, мысли его путаются, чувства дают сбой.

"Не стоило мне сюда приезжать. На фронте я был равнодушен и часто без надежды, но уже не смогу быть таким. Я был солдатом, а теперь я лишь боль о себе, о матери, обо всем, что так безотрадно и бесконечно."

Сама картина мирных вечеров вызывает внутреннее спокойствие и умиротворение. Высокие розовые кусты, растущие посреди дворика, солнце дышит теплом на толстые серые камни, зеленая башня собора пронзает мягкую тусклую синь вечера. Царит прохладный сумрак.

Но как же все меняется, когда мы снова возвращаемся на фронт...

Война.

Прежде всего замечаешь изменения природы и окружения.

Природа истощена. Бурая земля, рваная,маслянисто поблескивающая в солнечных лучах, образует фон неутомимо - тупого автоматизма.

"Идет дождь. Вода льется на наши головы и на головы убитых на передовой, на тело маленького новобранца и на его рану, которая слишком велика для его бедра, она льется на могилу Кеммериха, она льется в наши сердца."

Дождь, серость, грязь. Даже солнечные лучи для героя словно масляные пятна. На войне не осталось места прекрасному. Природа гибнет вместе с людьми.

Мысли и переживания угасают. Солдаты становятся равнодушными. На войне Пауль уже редко вспоминает о хороших днях, о доме и спокойствии. Есть только одна цель - воевать.

"Мы уже ничего друг к другу не чувствуем, едва узнаем друг друга. Мы бесчувственные мертвецы, которые благодаря какому-то трюк, какому-то опасному волшебству еще могут идти и убивать."

Последние месяцы на фронте.

После отпуска главный герой вынужден вернуться обратно на фронт. За время его отсутствия никто из боевых товарищей не пострадал. Мы снова попадаем в окопы.

После возвращения героя терзают сомнения. Ему уже не хочется вылезать из очередного окопа и слепо бежать навстречу смерти. В его голове снова возникает когнитивный диссонанс.

"Ты должен, это твои товарищи, а не какой-то там дурацкий приказ!", но в следующую секунду: "Да какое мне дело, жизнь-то у меня одна..."

Обстановка накаляется, битвы проходят одна за другой. Война постепенно стирает всю хладнокровность героя. Он начинает эмоционально рассыпаться. Пик этого состояния происходит в момент убийства главным героем солдата французской армии, которого он зарезал в одном из окопов. Животное нутро отходит на второй план, включаются чувства и разум. Пауль начинает разговаривать с уже мертвым противником.

"Товарищ, я не хотел тебя убивать. Лишь теперь я вижу, что ты такой же человек, как я. Прости меня, товарищ. Как ты мог быть мне врагом? Если отбросить оружие и форму, ты бы мог быть мне братом..."

После ранения главный герой на некоторое время попадает в лазарет. У него снова есть время поразмышлять о своей жизни, о прошлом и будущем. Но есть ли у него это будущее?

"Я молод, мне двадцать лет, но в жизни мне знакомы лишь отчаяние, смерть, страх и сплетение нелепейшей бездумности с бездной страдания."

После недолгого пребывания в лазарете Пауль снова попадает на войну. Здесь он вспоминает всех своих погибших товарищей. Начинаются разговоры о перемирии, но мало кто в них верит. Компания продолжается... Смерть продолжается...

Лето 1918-го...

"Никогда жизнь в ее скудном облике не казалась нам такой желанной, как сейчас; красные маки на лугах возле наших тыловых квартир, гладкие жучки на травинках, теплые вечера в полутемных прохладных комнатах, черные загадочные деревья сумерек, звезды и плеск воды, мечты и долгий сон, - о жизнь, жизнь, жизнь!
Ветер надежды, веющий над выжженными полями, безумная лихорадка нетерпения, разочарования, мучительнейший страх смерти, непостижимый вопрос: почему? Почему не положат этому конец? И почему возникают слухи о конце?"

Война окончательно стирает лицо главного героя после того, как от осколка снаряда гибнет его последний товарищ - Кач. Пауль из последних сил тащил своего друга через поле битвы в лазарет, рискуя своей жизнью. Но все оказалось напрасно.

"Я иду? У меня еще есть ноги? Поднимаю глаза, озираюсь вокруг, поворачиваюсь вместе с ними по кругу, останавливаюсь. Все как обычно. Только солдат ландвера Станислаус Качинский умер. Больше я ничего не помню."

Осень 1918-го...

Не хочется ничего говорить, я просто прикреплю отрывок, на котором оканчивается данный роман.

"Он погиб в октябре 1918-го, в тот день на всем фронте было так спокойно и тихо, что военная сводка ограничилась одной фразой: " На западном фронте без перемен".
Он упал ничком и лежал на земле, будто спал. Когда его перевернули, то увидели, что мучился он скорее - всего недолго; лицо хранило сосредоточенное выражение, словно он чуть ли не доволен, что так случилось."

Так и заканчивается история главного героя романа Э.М. Ремарка " На западном фронте без перемен", Пауля Боймера, 20-ти лентего солдата немецкой армии, ставшего для меня настоящим другом.

Заключение.

Война разделяет жизнь каждого человека на "до и после". И даже 20-ти летние парни становятся беспомощными словно дети, но в то же время многоопытными и черствыми как старики. Война стирает их лица, оставляя в их глазах только равнодушие и тоску,а сердца содрогаются перед грядущей смертью.