Последнее время глобальному потеплению стало уделяться значительно больше внимания и времени, чем ранее. По крайней мере, сегодня все чаще об этой проблеме говорят на высоком уровне и, предлагаются шаги по улучшению ситуации.
Климатологи выступили с предложением об изменении высоты полета авиалайнеров для того, чтобы снизить уровень опасности, которую несут в себе оставляемые самолетами инверсионные следы и сократить объемы влияния авиации на глобальное потепление более чем в два раза.
«Предлагаемые нововведения затрагивают лишь незначительную часть полетов, при этом, они помогают заметно сократить вклад авиации в рост средних температур на планете ценой незначительного повышения выбросов углекислого газа. Если все эти меры удастся реализовать, то влияние инверсионных следов на экологию снизится на 91%», - утверждают авторы инициативы. Отмечается, что самолеты не только выбрасывают в атмосферу большое количество парниковых газов, но еще и мешают скопившемуся теплу отходить от поверхности планеты из-за тех самых инверсионных следов, которые оставляет за собой любой пролетевший самолет.
Самолеты не только выбрасывают большое количество парниковых газов, но и мешают теплу покидать поверхность Земли из-за так называемых инверсионных следов – плотных белых "лент", состоящих из мелких кристалликов льда, которые оставляют за собой самолеты.
Эти рукотворные облака, как отмечают ученые, существуют в атмосфере на протяжении многих десятков часов. Из-за этого с точки зрения борьбы с глобальным потеплением они становятся опаснее, чем выбросы СО2 и прочих парниковых газов, которые вырабатывают самолеты. Особенно сильно это характерно для ночных полетов, когда инверсионные следы только возвращают тепло назад на Землю и не отражают солнечный свет.
Климатологи выяснили, что вклад этих выбросов в глобальное потепление можно резко уменьшить, несколько повысив или понизив высоту полетов отдельных авиарейсов. Для этого они просчитали коллективную силу действия инверсионных следов, которые вырабатывают самолеты, пролетающие над территорией Японии.
Дело в том, что власти Японии с 2002 по 2013 года вели наблюдения за движением самолетов над территорией страны. Воспользовавшись этими данными, ученые просчитали то, как долго существовали инверсионные следы от этих самолетов и оценили их вклад в глобальное потепление. Расчеты показали, что почти весь негативный эффект от появления инверсионных следов был связан с полетами крайне небольшого числа самолетов.
В случае с Японией около 80% этих облаков порождало всего 2,2% рейсов, летавших во вторую половину дня на определенных высотах, где инверсионные следы существуют необычно долго и сильно влияют на климат. Если перевести эти авиалайнеры на другие высоты, то сила действия инверсионных следов на климат снижается почти в десять раз.
Таким образом повышается расход топлива и увеличивается объем выбросов СО2. При этом их совокупное действие на климат Земли будет в любом случае положительным, учитывая более масштабный вклад инверсионных следов в глобальное потепление.
Как показывают расчеты исследователей, подобные перестановки в характере движения рейсов, вкупе с переходом на новые типы двигателей со сдвоенными камерами сгорания, снизят вклад авиации в глобальное потепление примерно в два раза.