Найти тему
ALIZ muzgroup

Русская женская мода XVIII века

Оглавление

Сегодня нам предстоит поговорить о русском женском наряде XVIII века, разбирая придворную моду в периоды правления императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II.

Существует ряд источников, которые помогают современным учёным изучать моду XVIII века:

  • кукла "Пандора"
  • модные журналы
  • портреты
  • художественная литература

Поговорим подробнее о каждом источнике отдельно

1. КУКЛА "Пандора"

-2

Эти куклы демонстрировали идеальный образ дворянина. Платье на такую куклу шилось с расчётом на то, чтобы в будущем портниха сможет повторить выкройку и декор, только под размер хозяйки будущего платья. Позже для этих целей появятся модные журналы и манекены.
Тело и голову куклы делали из дерева, ноги же делали подвижными в бёдрах и коленях. Волосы куклы были окрашены, либо имелись парики из льна или шерсти. Изначально такие куклы предназначались для работы портних, такой образец стоял на витрине, чтобы у покупателей был пример их для их дальнейшего заказа.

2. МОДНЫЕ ЖУРНАЛЫ

Для того, чтобы помочь человеку из высшего света просвещаться и воспитать вкус к одежде, стали печататься периодические издания, это являлось одним из лучших способов рекламирования, изобретённые в XVIII века, то что на сегодняшний день выступает как: глянцевые журналы, светские новости, объявления и статьи. Всё это берёт своё начало в век Просвещения.

Ключевой особенной ролью прессы являлось: постепенно уходить от периодических изданий и становится самостоятельными модными журналами, которые будут выписываться знатным дамам.

Кроме основной функции быстрого чтения, благодаря журналу дама могла узнать о всех новостях моды не только костюма, но даже и мебели.

В 1760-ых годах ежемесячные модные издания существовали только как фантазия, но с 1780-ых это постепенно становится реальностью. В 1779 году в России печатается первый модный журнал «Модное ежемесячное издание, или библиотека дамского туалета», однако вышло всего четыре месяца.

После появлялось большое количество разных журналов, внутри которых были вклеены французские гравюры. Переводы и перепечатки, копирование картинок из заграничной прессы—всё это развивало собственные, национальны модные журналы Европы таких стран как: Дания, Италия, Россия. Что интересно, на копирование оригинальной модной гравюры уходило от нескольких недель до нескольких месяцев, тем самым можно полагать, что средства массовой информации сделали понятие «мода» в России и за рубежом авторитетным и популярным.

3. ПОРТРЕТЫ

Если говорить о портретах, то мнение историков таково, информационный потенциал портретов не так очевиден, как хотелось бы. Сейчас многие искусствоведы и историки костюма говорят о том, что изображение одежды очень редко была реальным костюмом, который принадлежал человеку.

Но всё же благодаря портретам мы примерно можем составить образ и изучить вопрос того, как же одевалась знатная семья того времени, а главное, как изменялась мода с течением времени. Портрет является богатым источником информации, так как передаёт тенденции, представление о красоте и о структуре костюма: ткань, фасон, украшения, причёска, и т.д.

Богатым источником для изучения является художественная и научная эпохи XVIII века, в произведениях Н.М. Карамзина «История Государства Российского» и «Наталья Боярская дочь» чётко отображены образ и роль костюма героя эпохи второй половины XVIII века. Сама одежда в произведении у автора является значимой вещью, благодаря которой можно составить полную характеристику героя: его социальное положение, роль в обществе, связь с Богом. Мир вещи-то средство идеализации жизни, которое придаёт символический и важный визуальный характер. В трудах передаётся русский колорит, дух эпохи, то есть отражение исторической реальности:

«Дорогие одежды означали первостепенных государственных сановников: если не закон, то обыкновенное воспрещало другим равняться с ними в сих принадлежностях знатности, соединенной всегда с богатством.»

«…стоят Рынды в одежде белой, бархатной или атласной, опущенной горностаем, а высоких белых шапках, с двумя золотыми цепями (крестообразно висящими на груди), с драгоценными секирами, подъятыми на плечо, как бы для удара…»

Автор описывает красочность русского национального костюма:

«Полукафтанье носили с козырем; рубахи с вышитым, разноцветным воротником и с серебряною пуговицею…»

Также можно привести отрывки из сочинения А.С. Пушкина «Арап Петра Великого», где также можно найти подробное описание костюма для изучения темы:

«…молодые блистали всею роскошью моды. Золото и серебро блистало на их робах; из пышных фижм возвышалась, как стебель, их узкая талия; алмазы блистали в ушах, в длинных локонах шеи…барыни пожилые старались хитро сочетать новый образ одежды с гонимою стариною…»

Мода периода правления Императрицы Елизаветы Петровны

Елизавета Петровна превратила моду в нечто похожее на диктатуру, как и Если при Петре Великом предпочтение отдавалось немецкому стилю, то его дочь укрепила французскую моду. Именно по приказу Императрицы Елизаветы девушках из дворянской фамилии было обязательно переодеваться несколько раз в день, такими причинами смены платья были: платье для завтрака и приёма гостей, дневное время и вечерний выход в свет. Сама Елизавета была известной модницей и часто первой встречала французских торговцев.

Для своих приёмов Императрица установила правило, следуя которому наряды гостей должны были совпадать по цветовой гамме, а также с интерьерами сада и дворца.

Одной из особенностей функционирования моды в XVIII веке является восприятие моды как некого легкомысленного и серьёзного объединённого понятия. О моде философствовали, пытались институционализировать, поэтому начиная разговор о моде, речь шла абсолютно обо всём: о политике, об отечественном и зарубежном продукте, о сословном устройстве, и о женском здоровье, в частности. Но также о моде было принято размышлять и в юмористическом ключе, её могли высмеивать, придумывая акантоды и маскарады, издавать в виде сатирических публикаций.

Если говорить о наряде периода Елизаветы Петровны, то мы можем описать его двумя словами: вычурность и торжественность. Это было время пышных, громоздких платьев. Для такого эффекта использовался «турнюр»это была своего рода подушка, которая придавала объём платью. К этому прилагалось обязательное наличие корсета, который был туго затянут. Каркас такого корсета изготавливали из китового уса, позже появятся «фижмы», благодаря которым появилась возможность свободно проходить в узкие проходы. Платье этого времени были настолько громоздкими, что для их изготовления требовалось около 40 метров ткани, при этом много ткани тратилось на дополнительные украшения, банты, ленты и прочее. Также в платье добавляли всевозможные узоры, вышивки золотом и серебром, кружева. Ткань использовалась достаточно разнообразная. Существуют сохранившиеся описи гардероба, где упоминаются платья из золотого и серебряного материала, также атлас, гризет (серая дешёвая ткань), тафта (глянцевая ткань), бархат

Стоит уделить внимание и дамским причёскам при Елизавете Петровне. Императрица носила взбитые вверх, гладко-зачёсанные волосы. Объёмная причёска украшалась миниатюрной бриллиантовой короной. В моду приходят большие парики, их посыпали пудрой или мукой. И конечно же, славилась причёска, которые представляли собой отдельное произведение искусства, так парик украшался кораблём, птицами, мельницами, и даже эпизодами охоты. Таким же важным элементом у аристократии считалось бледная, «фарфоровая» кожа, известно, что загар являлся признаком крестьянского происхождения, для этого лицо обильно пудрили, как женщины так и мужчины.

Мода периода правления Екатерины II

Начало правления Екатерины приходит мода на большее поддержание русской продукции. Императрица придаёт костюмам национальный характер. Идёт забота о процветании отечественных мануфактур, где прослеживалось высокое качество продукта. Итак, в это время Екатерина II издаёт указ носить придворным московские парчи по большим праздникам, и шёлк в другие дни. Строго регламентируется пышность и отделка костюма, обычно они всё же придерживались французской моды с русскими элементами.

Комментарий современника императрицы на этот счёт:

«...дамы съезжались на все собрания в русских платьях, сама Екатерина иного— праздничного наряда не имела"

Скорее всего, к такому варианту русского костюма относился также и мундир императрицы, в котором она принимала гвардейские полки. В этом виде существовало сочетание французских и старых русских элементов. Для такого костюма использовалась синяя (на мундире) и красная (на камзоле) ткань, украшением был золотой галун (лента) и золочёными пуговицами

мундир Екатерины II
мундир Екатерины II

Приближаясь к 70-ым – 80-ым годам XVIII столетия мода берёт в себя идеи избавления от роскоши, праздности и призывает к упрощению женского костюма. В моду входит ткань в полоску с вышивкой, светлые ткани. Приходит яркое выражение классицизма и вдохновение античностью. Спокойные линии силуэта платья вытесняют из моды вычурное рококо. Такой античный наряд быстро распространяется в европейских журналах. В России больше не используют фижмы, китовый ус в корсетах. На смену ярким тканях приходят воздушные ткани из льна и хлопка. В моде платья с высокой талией, большим декольте и коротким рукавом. Такой костюм должен подчеркнуть нежность и естественность женщины.

платье античного стиля
платье античного стиля

Будет интересно узнать о том, мода какого периода вам больше понравилась: Елизаветы Петровны или Екатерины II ? Обязательно пишите, что вам понравилось, и хотите ли узнать о моде другого периода!

Предлагаем подробнее ознакомиться с данной темой, прочитав следующую литературу:

1. Анисимов Е. В. Императорская Россия - Москва [и др.]: Питер, 2008. – 639 с.

2. Гофман, А.Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения /А. Б. Гофман. - [5-е изд.]. - Москва: Книжный дом Университет, 2015. – 227 с.

3. Кирсанова Р.М. Русский костюм и быт XVIII-XIX веков / Р.М. Кирсанова. - [М.]: СЛОВО, [2002] (Пермь: ИПК Звезда). – 219 с.

4. Бордэриу К. Платье императрицы. Екатерина II и европейский костюм в Российской империи - Москва: Новое литературное обозрение, 2016. - 337 с.