Если ваш телефон имеет низкий уровень заряда, то он начинает работать хуже, стараясь экономить энергию на поддержание основных функций, и в игры вы уже не поиграете, он начинает "зависать", все процессы происходят медленно и со сбоями. Так и с человеком. Если этот блок не в порядке, то мы начинаем "зависать" и появляется огромное количество ошибок. ⠀
⠀
Если не наладить работу этого блока мозга, то все, что мы требуем от человека в состоянии экономии энергии, будет сделано с ошибками, медленно и некачественно. ⠀
⠀
Вспомните себя в таком состоянии: вы хотите спать, у вас был трудный и насыщенный день. Вы не можете пересилить себя и мечтаете о том, чтобы быстрее лечь, а лучше сначала поесть. Вот вы приходите домой, идете на кухню, и привычные дела становятся для вас очень тяжёлыми, непосильными. Вам приходится прикладывать усилия, все происходит медленно! Яичница жарится невозможно долго, вы ищете хлеб, потом ищете нож, а нож все это время был на своём месте, просто вы его не заметили. Вы чувствуете, как ваше раздражение начинает граничить с отчаянием. Ваша батарейка почти на нуле. ⠀
⠀
Можно ли от вас что-то требовать в таком состоянии? ⠀
Уверена, что, если вам предложат выбрать между срочным отчётом или увольнением, то вы выберете второе. И не потому что вы хотите бросить работу, а потому что вы не можете в таком состоянии сделать хоть что-то, пересилить себя. Это не проблемы с волей, а работа организма в данное время.⠀
⠀
Дети - это люди, которые попали под вашу ответственность. У них тоже бывают такие состояния. Даже хуже. Они устают больше вас. Не только из-за школы, а из-за того, что они растут и развиваются постоянно. От организма это требует огромных энергетических затрат. Дети попадают в ситуацию, когда они не могут рассчитывать на понимание со стороны родителей, учителей и прочих взрослых. "Ты ленишься", "ты просто издеваешься!", "у тебя всегда все валится из рук!", "пиши аккуратнее. Мне не нравится. ПЕРЕПИСЫВАЙ!!!"... Бррр жуть же. ⠀
Научимся отделять лень, манипуляции, и капризы от реальных проблем.
В структурно-функциональной модели работы мозга этот блок называется "Энергетический блок". Все просто. Из названия следует, что данный блок мозга отвечает за регуляцию активности. Именно структуры этого блока отвечают за сон и бодрствование, утомление и отдых, истощение, бессонницу, тонус, общую активность и прочее. Также он отвечает за возможность изменения физического состояния для работы конкретных функций: памяти, внимания, мышления, чтения, счета, письма и так далее.
Этот блок регулирует поступление питания, энергии. Как компьютер включить в розетку.
Диагностика. Как понять, что ребенок испытывает трудности на физиологическом уровне и страдает именно этот блок мозга? Стоит обратить внимание на работу этого блока мозга, если вы находите более 2х признаков у своего ребенка (при условии, что есть проблемы с адаптацией или освоение программы в школе/саду)
Для родителей:
- гипер или гипотонус в младенчестве - родовые травмы (асфиксия, затяжные, стремительные роды, кесарево сечение) - отставание в развитии (позже стал держать голову, переворачиваться, ползать, стоять, ходить; после 3-х лет заговорил и так далее)
- врачи ставят СДВГ
- вы про своего ребенка можете сказать что он гиперактивный, ни минуты не сидит на месте и все время болтает
- аденоиды - если вы про своего ребенка можете сказать, что он очень быстро устает, не тянет программу, все время хочет спать
- если ребенок невнимательный, рассеянный, витает в облаках, ему трудно собраться для выполнения домашних заданий (т.к. все силы ушли у него на школьные уроки). - если выполнение домашних заданий проходит с трудом, все время приходится ребенка "собирать в кучу"
- очень избирателен в еде и/или ест мало
Для учителей:
- ребенок все время спит на 1-2 уроках, а потом включается на 1 урок и сил его хватит ещё на половину следующего - ребенок не может успокоиться после перемены, не может перестроиться на урок и приходиться все время его возвращать в реальность - ребенок не успевает писать классную работу полностью. Если его поторопить, то качество почерка заметно ухудшается - ребенок часто во время урока задумчив, руку не поднимает
- ребенок выглядит измождённый, истощенным, слабым - к концу недели у ребенка все больше проявляются признаки утомления: он не может сосредоточиться на уроке, часто зевает, лежит на парте, происходит перевозбуждение, когда он не может остановиться, хотя только что лежал на парте.
Рекомендации
Для родителей:
1. Обратитесь к хорошему неврологу! Ребенку нужен врач. Хороший!
2. Проанализируйте распорядок дня ребенка. Дети нуждаются в четких рамках, понятных и единых требованиях от всех взрослых его семьи.
3. Уберите все дополнительные занятия, которые возможно и замените их на бассейн, ЛФК и прочие восстановительные комплексы (закаливание, детская, йога и так далее) Ребенку необходимо укрепить здоровье и выносливость. НО! Только после консультации с врачом!
4. Организуйте процесс выполнения домашних заданий: отведите на это конкретное время после отдыха, разделите на части с перерывами на отдых. Отдых - это смена вида деятельности - физическая активность.
5. Исключите все гаджеты. Используйте их только по необходимости.
6. Забирайте ребенка из школы как можно раньше, гуляйте обязательно, найдите время для дневного сна.
7. Курс массажа. (Консультация врача!)
Для учителей:
1. Встретиться с родителями и обозначить проблему под протокол.
2. Направить родителей к специалистам, необходимым, для решения возникшей проблемы.
3. За 5 минут до урока позвать ребенка и дать ему задание подготовить своё рабочее место для следующего урока.
4. Привлечь ребенка для помощи по: поливке цветов, стиранию с доски, расстановке стульев и парт ровно, уборке лишних бумажек с пола и так далее. Цель - дать ему возможность переключиться плавно с перемены на урок.
5. Заранее предупреждать, что будете спрашивать его следующим после такого-то ребенка.
Про второй блок мозга и диагностику читайте тут.
Про третий блок мозга и диагностику читайте тут.
Про работу мозга и основы нейропсихологии читайте тут.