Ярким проявлением буржуазной эпохи Александра II в Российской империи стала городская реформа 1870 года. После введения Городового положения созданы всесословные городские думы и управы. К выборам допускались лица, прошедшие имущественный ценз. Итак, что это значило?
После 1870 года городское население рассматривалось уже не по сословиям, а как одно целое общество, связанное между собою общими интересами. Такова была основная идея Городового положения Александра II-го.
Но в действительности закон предоставлял большее преимущество очень небольшой группе городского населения. В избирательной системе основную роль играл имущественный ценз, который был по силам не всем жителям городов, особенно малых уездных центров. В результате, в некоторых из них трудно было набрать законное число избирателей, так как их было меньше, чем предполагаемое число гласных.
В городском самоуправлении могли участвовать лица мужского пола, достигшие 25 лет, имеющие какое-либо имущество, торговое или промысловое свидетельство. Избиратели распределялись по трем разрядам. В избирательные списки они вносились в нисходящем порядке состоятельности.
Данная избирательная система стала постоянной мишенью для критики. Потому, что сложилась очень интересная ситуация. Особенно в крупных столичных городах. Например, адвокат, художник или другой человек свободной профессии (иногда высокооплачиваемой) проживал не в собственном доме, а снимал дорогую квартиру. Вроде бы, человек не бедный.
Но не имел ни недвижимого имущества (какой-нибудь мещанский домик на окраине города), ни копеечного промыслового или торгового свидетельства.
В результате, на выборы допускался малограмотный обыватель, но был лишен избирательных прав высокообразованный, допустим, учитель или писатель. Конечно, представители интеллигенции считали такое положение крайне не справедливым.
Для избрания в гласные городской думы, кроме этих требований добавлялся еще ценз оседлости (не менее двух лет жительство в данном месте до выборов), а также за кандидатом не должны были числиться недоимки по городским сборам.
Ну и, конечно же, были ограничения по вероисповеданию. В городских думах по закону 1870 года должно было быть не более 1/3 мусульман и иудеев. В 1892 году ввели ограничения на депутатов иных конфессий до 1/5 от общего числа гласных, а еще повысили имущественный ценз. Чтобы абы кто не ходил на выборы, вдруг не за того голос свой отдадут.
Перед проведением выборов списки предполагаемых избирателей публиковались в местных газетах, вывешивались в общественных местах. Это делалось для того, чтобы скорректировать и уточнить сведения об избирателях.
Читайте также:
О мэре 19-го века: странная судьба стерлитамакского главы Ростовцева