Найти в Дзене

Антуан де Сент-Экзюпери.О душе, о смысле жизни и любви: Когда я кладу руку на твой лоб, мне хочется открыть для тебя звезды.

Сегодня исполняется 120 лет со Дня рождения Антуана де Сент - Экзюпери, французского писателя, поэта, эссеиста и профессионального лётчика.

Фото: иллюстрация  к книге Маленький принц, Ника Гольц ; артэкостанция.
Фото: иллюстрация к книге Маленький принц, Ника Гольц ; артэкостанция.

«Для меня летать и писать — одно и то же»— вот его ответ на вопрос, что для него важнее. «Мы — жители одной планеты, пассажиры одного корабля» — говорил Экзюпери. Он мечтал о спасении всего человечества, он был готов спасти каждого на этой земле.

Самые яркие произведения французского писателя - философская сказка «Маленький принц» и «Планета людей». Мне хотелось бы еще раз вспомнить и поразмышлять о христианских символах в сказке – притче «Маленький принц».

Сказка "Маленький принц" - книга, с которой мы не расстаемся всю жизнь. Не все доступное взрослым открывается детям, которые читают эту удивительную книгу с удовольствием. Сказка привлекает их простотой изложения, рассчитанной на ребенка и особой, присущей именно этой сказке, атмосферой духовности, дефицит которой так остро ощущается в наши дни.

О чем же это философская сказка? О ценностях, которые перестали быть ценностями у людей? О Божественном начале? Попробуем заняться толкованием некоторых христианских символов и цитат любимой сказки..

Фото: иллюстрация  к книге Маленький принц, Ника Гольц ; артэкостанция.
Фото: иллюстрация к книге Маленький принц, Ника Гольц ; артэкостанция.

«Маленький принц» возник из одного из сюжетов «Планеты людей». Это история случайной посадки самого писателя и его механика Прево в пустыне.

В сказке – притче Экзюпери мы легко обнаруживаем образы-символы в главных персонажах, пейзажах и фразах, которые для многих стали жизненными правилами.

Маленький принц — символ человека-странника во Вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни. Это и романтический герой, и художник-творец, и взрослый в одном лице, в котором живет до конца его дней ребенок.

Пустыня - это символ духовной жажды. В христианской культуре пустыня имеет большое значение как место Откровения и беседы с Богом. Именно в пустыне религии находят источник своего зарождения. Пустыней традиционно называется и безлюдная местность, в которой Христа искушал сатана, именно отсюда прибывали ложные и истинные пророки. Пустынниками называют людей, которые ищут в пустыне одиночества, помогающего им причаститься к высшей реальности — Богу.

«Вода бывает нужна и сердцу». Маленький принц спрашивает у летчика: «Знаешь, отчего хороша пустыня?» «Где-то в ней скрываются родники». Колодец в пустыне, как еще одна ипостась образа-символа воды, чрезвычайно значим для Сент-Экзюпери.

Фото: иллюстрация  к книге Маленький принц, Ника Гольц ; артэкостанция.
Фото: иллюстрация к книге Маленький принц, Ника Гольц ; артэкостанция.

Символ жизни - вода утоляет жажду затерянных в песках людей, она есть источник всего живого на земле, пища и плоть каждого, субстанция, которая дает возможность возрождения. В «Маленьком принце» Экзюпери наполняет этот символ глубоким философским содержанием. «Первооснова жизни — вода, одна из вечных истин, непоколебимая вещь, обладающая великой мудростью». Вода символизирует животворящее учение Христа, она утоляет духовную жажду народа, идущего в обетованную землю – Царство Божье. Получить ее можно только в одном Источнике - Иисусе Христе.Наиболее полно этот образ раскрыт в четвертой главе Евангелия от Иоанна (Инн. 4:1–42), где рассказывается история о встрече Иисуса Христа с самарянкой. К колодцу приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. На просьбу Иисуса дать ему воды, женщина говорит « ..господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».

Обезвоженная пустыня — это символ мира, опустошенного войной, хаосом, разрушением, человеческой черствостью, завистью и эгоизмом- Это мир, в котором человек умирает от духовной жажды. Какой путь спасения видится Антуану де Сент-Экзюпери? «Любить — это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении» — эта мысль определяет главную мысль повести-сказки.

Фото: иллюстрация  к книге Маленький принц, Ника Гольц ; артэкостанция.
Фото: иллюстрация к книге Маленький принц, Ника Гольц ; артэкостанция.

«Берегитесь баобабов!»— заклинает писатель. Баобабы — образ зла. Сент-Экзюпери хотел, чтобы люди заботливо выкорчевывали несущие в себе зло «баобабы», грозившие разорвать планету на части. Автор пытается напомнить читателю о его грехах, о том, что грех может разорвать душу. Экзюпери показывает, как маленький росток — грех, не вырванный вовремя, растет и крепнет, каменеет и разрывает душу на куски, лишая ее возможности взрастить что-то живое. «На планете Маленького принца, как на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки».

Святым Отцам удавалось не допускать прорастания «баобаба»- греха из своей души. Нам же приходится вести ежедневный осмотр своей души и искоренять их ростки Таинством покаяния. Не вырванный вовремя росток порока или страсти превращается в монолитное дерево греха, которое, заслоняя собой свет, может привести к погибели души. И мы помним прекрасный совет Маленького принца: «Есть такое твердое правило: Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету.».

Фото: иллюстрация  к книге Маленький принц, Ника Гольц ; артэкостанция..
Фото: иллюстрация к книге Маленький принц, Ника Гольц ; артэкостанция..

В образе-символе планеты, на которую возвращается Маленький принц таится глубокий смысл. Это символ человеческой души, символ дома — человеческого сердца, а дом — это символ центра мира, убежища Великой Матери, замкнутость и защита. Экзюпери пытается донести, что у каждого человека есть своя планета, свой островок и своя путеводная звезда, о которой человеку не стоит забывать.

Наконец, именно Лис, представляя высшую мудрость в контексте философской сказки-притчи, открывая Маленькому принцу тайну дружбы и любви.

«Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете... Если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других...» Именно Любовь связывает нас с другими людьми и помогает лучше понимать окружающий мир, делает богаче нашу собственную жизнь. Любовь ничего не требует взамен, она бескорыстна.

Фото: иллюстрация  к книге Маленький принц, Ника Гольц ; артэкостанция.
Фото: иллюстрация к книге Маленький принц, Ника Гольц ; артэкостанция.

В сказках традиционно Лис является символом мудрости и знания жизни. Беседы Маленького принца с мудрым зверьком становятся в повести своего рода кульминацией - в них герой обретает, наконец, то, что искал. К нему возвращаются ясность и чистота сознания.

Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы. И еще один секрет открывает Лис малышу: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу… Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Эту истину постигает сам автор, для которого оживают звезды, и он слышит в небе звон серебряных колокольчиков, напоминающий смех Маленького принца.

« В «Маленьком принце» нет нечего случайного. Это касается и лисенка, с длинными ушами. Кстати, прототипом лиса стал фенек, которого Сент-Экзюпери нашел в пустыне Морокко и приручил его. Но лисенок- фенек- это только внешний вид образа, а сам персонаж является прообразом друга - Сильвии Рейнхардт.

Фото: иллюстрация  к книге Маленький принц, Ника Гольц ; артэкостанция.
Фото: иллюстрация к книге Маленький принц, Ника Гольц ; артэкостанция.

Сильвия Рейнхардт была американкой и не говорила на французском языке, а Сент-Экзюпери – на английском. Общение Сильвии и Антуана строилось на понимании жестов и взглядов. Они понимали друг друга без слов. Сильвия Рейнхардт была очень дорога писателю. Отправляясь в свой последний полет, свои рукописи он бросил в её открытое окно.

Сент-Экзюпери в своем письме Сильвии признался: «Я предан тебе гораздо сильнее, чем ты думаешь. Это сложно понять из- за трудностей, которые я всегда испытываю в любви: это моя загадка, мучительная и терзающая меня». Любовь никогда не заставляет меня говорить, в любви я замолкаю. И тем не менее, моя нежность к тебе безгранична. Когда я кладу руку на твой лоб, мне хочется открыть для тебя звезды».

Фото: иллюстрация  к книге Маленький принц, Ника Гольц ; артэкостанция.
Фото: иллюстрация к книге Маленький принц, Ника Гольц ; артэкостанция.

Сегодня, по сообщению ТАСС, во Франции решили ежегодно отмечать День "Маленького принца". Такое решение Фонд Антуана де Сент-Экзюпери принял по случаю 120-й годовщины со дня рождения писателя, чтобы отдать дань уважения его роману. "Cовременной эпохе с ее многими кризисами и напряженностью гуманистические идеалы Сент-Экзюпери особенно необходимы".

Автор: Наталия Антонова

Опубликовано: https://www.hss.center/

ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Благодарим вас за Ваши "Спасибо".

Подписывайтесь на наш канал. Будьте в курсе событий!

Желаем Вам Успехов, Добра и Радости))