Найти в Дзене
ActivityEdu

Оставить на второй год: позор для школы или важная возможность

Оглавление

Одно из воспоминаний о школе 70-х годов прошлого века: второгодники были обязательным атрибутом школьной жизни. Практически ежегодно 1 сентября мы недосчитывались в классе одного-двух человек, оставленных на второй год, но в то же время нашими одноклассниками становились ученики, превосходившие нас на год-два по возрасту: «система второгодничества» работала бесперебойно. А как обстоят дела сейчас? С правовыми аспектами оставления на второй год, сформулированными в ст. 58 и 66 «Закона об образовании в РФ», мы детально разобрались, но дискуссии о школьниках-второгодниках не утихают. Спектр мнений, как в нашей стране, так и за рубежом, довольно широк: от немедленной отмены второгодничества, которое травмирует психику ребенка, до определения этой меры как эффективного способа заставить нерадивого ученика взяться за ум. У нашего обозревателя однозначного мнения нет, но есть большое желание обсудить эту важную для школьного образования тему.

Все познается в сравнении

Для погружения в тему предлагаю прочитать фрагмент статьи:

Учебный год закончился, итоги его подведены. И от того, насколько внимательно их проанализируют педагоги и руководители школ, в значительной мере будет зависеть успешная работа в будущем году. С какими же показателями закончили школы Саратова учебный год? В результате весенних испытаний переведено в следующие классы 79% учащихся; 8,6% оставлено на второй год; получили испытания на осень 12,4%. Таким образом, по сравнению с прошлым годом успеваемость учащихся понизилась на 5%. Этот факт заставляет серьезно задуматься.

Эти удивительные показатели приведены в статье «Учиться на опыте передовых школ (к итогам учебного года в школах Саратова)», опубликованной в газете «Коммунист» от 12 июля 1940 года.

Мне довелось учиться в советской школе на 30 лет позже, и данные, о которых говорит инспектор Саратовского гороно И. Рогов, меня поражают: каждый пятый школьник Саратова в 1940 году не был переведен в следующий класс – это немыслимо большая доля второгодников для школ Калуги в 70-х годах.

Хорошо помню, как в конце учебного года классный руководитель объявляла фамилии тех, кто остался на второй год, и тех, кто получил задания на лето. В «Уставе средней общеобразовательной школы», одобренном постановлением Совета министров СССР 8 сентября 1970 года, правила, по которым детей оставляли на второй год, были сформулированы так:

Учащиеся, имеющие годовые неудовлетворительные оценки не более чем по двум предметам, получают задания на лето. Вопрос о переводе их в следующий класс решается педагогическим советом школы в зависимости от выполнения этих заданий. Учащиеся, получившие годовые неудовлетворительные оценки по трем и более предметам, оставляются на повторный курс обучения в том же классе.

Все познается в сравнении, и вот уже привычные для моих школьных лет один-два второгодника в классе ежегодно в наши дни кажутся просто невероятными. Шкала оценивания сжалась до трехбалльной, и отметка двойка фактически исчезла из арсенала учителей.

А как сейчас?

Безусловно, не стоит оценивать долю второгодников в российских школах по завершившемуся учебному году: мы сообщали, что почти 50% наших школьников воспринимали дистанционное обучение как каникулы, надеясь, причем не без оснований, что на второй год оставлять никого не будут.

Как часто это практикуется в разных странах? Исследование массовости этого явления периодически производится в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) путем анкетирования директоров школ, которые отвечают на вопросы экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) об организации образовательного процесса.

Доля подростков, которые к 15 годам хотя бы один раз оставались на второй год. Сравнение результатов в рамках PISA 2015 и 2009 годов. Данные из отчета ОЭСР
Доля подростков, которые к 15 годам хотя бы один раз оставались на второй год. Сравнение результатов в рамках PISA 2015 и 2009 годов. Данные из отчета ОЭСР

В России, по оценкам директоров школ, на второй год остаются 1,7% учащихся. Это очень низкая доля второгодников, в среднем по странам ОЭСР она составляет 11,4%. Среди европейских стран выделяются Бельгия, Испания, Португалия и Люксембург, где около трети 15-летних подростков хотя бы один раз оставались на повторный курс обучения в том же классе. Минимальная доля второгодников среди европейских стран наблюдается в Исландии, Грузии, России и Хорватии.

Даже внутри одной страны может наблюдаться большой разброс этого показателя. В Германии, к примеру, при высокой средней доле школьников, остававшихся на второй год (18% в 2015 году), в отдельных федеральных землях (в Гамбурге, на некоторых ступенях обучения в Берлине) повтор года запрещен, в то время как в других (Бавария) часто подчеркивают, что отмена второгодничества с педагогической точки зрения – это бессмысленный шаг.

Доводы против

Противники второгодничества считают, что переводить учащихся в следующий класс следует независимо от их знаний, поскольку оставление на второй год не гарантирует лучшего овладения учебной программой, а расходы не окупаются незначительным улучшением знаний при повторном прохождении курса.

Видный советский педагог и психолог Павел Блонский в 1928 году задался вопросом, помогает ли ученику оставление на второй год: 

В текущем учебном году я опросил учителей 40 школьных групп, как в их группах учатся и ведут себя второгодники. <…> В огромном большинстве случаев второгодники учатся плохо. Особенно бесполезно второгодничество для переростков, не успевающих по лености. Кроме того, второгодничество дезорганизует детей: многие второгодники плохо ведут себя в классе и плохо влияют на класс. Значит, в огромном большинстве случаев оставление на второй год не помогает. Часто оно даже приносит вред.

В Германии, самой мощной в экономическом отношении европейской стране, на второгодничество смотрят прагматично: по некоторым оценкам, оно обходится стране в миллиард евро ежегодно, поэтому отдельные политики называют это явление непозволительной роскошью, обусловленной лишь консервативными традициями немецкой системы образования.

Хорошо, а что же тогда вместо этой роскоши? Несколько лет назад в Нижней Саксонии раздавались призывы вместо повтора года к каждому неуспевающему прикрепить преподавателей-репетиторов. Хорошая, на первый взгляд, идея: дескать, при таком подходе отстающие школьники не будут чувствовать себя ущербными, а земельный бюджет только выиграет от этого, потому что расходы на репетиторов, по мнению нижнесаксонских стратегов, обойдутся дешевле. Пыл реформаторов угас, когда скептически настроенные граждане потребовали перепроверить расчеты, обнаружив среди сторонников проекта человека, который оставался в школе на второй год как раз из-за проблем с математикой. В итоге школьники в Нижней Саксонии из-за неуспеваемости по-прежнему остаются на второй год.

Доводы за

Сторонники второгодничества считают, что автоматический перевод всех учащихся, включая обладателей двоек по нескольким предметам, в следующий класс ведет к уравниловке и снижению уровня школьного образования. Они полагают, что следующим шагом после фактической отмены в российских школах второгодничества может стать отмена обязательной аттестации после 9-го и 11-го классов.

К чему это может привести? Результаты исследования PISA показывают, что доля 15-летних российских школьников, не достигающих порогового уровня читательской грамотности, выросла с 16% в 2015 году до 22% в 2018-м. Фактически каждый пятый подросток в России функционально безграмотен, то есть не способен извлечь простую информацию из прочитанного текста. Если каждый нерадивый школьник будет уверен, что его в любом случае переведут в следующий класс и в итоге выдадут аттестат, доля безграмотных молодых людей продолжит расти.

В строгом соответствии с «Законом об образовании в РФ» ученики, имеющие по итогам года академическую задолженность (одну или несколько двоек), переводятся в следующий класс условно, но должны ликвидировать задолженность, то есть исправить двойки в течение следующего учебного года. Что это означает на практике? Ребенок, имеющий, предположим, пять двоек, осваивает новую для него программу и параллельно ликвидирует задолженности по пяти предметам. Такое, безусловно, возможно, если причина двоек – пропуски из-за долгой болезни. Если же речь идет о школьнике, который не учился в прошлом году и не собирается учиться в этом, то какой прок от этого условного перевода? Разве что школу и директора не будут склонять на все лады на совещаниях по качеству образования. Нет второгодников – все хорошо.

В Германии за традиционный уклад и против отмены второгодничества активно выступают Немецкий союз филологов (Deutscher Philologenverband) и Немецкий союз учителей (Deutscher Lehrerverband), дающий слабым ученикам совет: «Вместо того чтобы переходить в следующий класс с большими пробелами в знаниях, лучше добровольно повторите учебный год в том же классе».

Найти баланс

Можно назвать немало второгодников, ставших впоследствии знаменитыми людьми: писатели Антон Чехов, Иван Бунин и Томас Манн, композитор Рихард Вагнер, канцлер Отто фон Бисмарк, премьер-министр Уинстон Черчилль. С одной стороны, второгодничество великих людей говорит о несовершенстве школьного оценивания в разное время и в разных странах, но с другой – о том, что сам факт повторения школьного года как минимум не ставит крест на человеке, его развитии и возможном успехе в будущем.

Директор Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) Сергей Станченко приводил итоговые результаты всероссийских проверочных работ (ВПР) за 2019 год: более чем в трети школ России свыше 30% учеников 5–6-х классов не осваивают программу либо по русскому языку, либо по математике, либо по двум предметам сразу. Очень хотелось бы услышать от руководителей Минпросвещения и Рособрнадзора объяснение, почему не осваивают программу больше 30%, а остаются на второй год меньше 2%. Но руководителям недосуг: пора готовиться к очередным ВПР, которые вновь зафиксируют страшные цифры неуспешности.

Уважаемые читатели, поделитесь, пожалуйста, своими соображениями: на ваш взгляд, второгодничество сейчас – это позор для школы и отмирающая бессмыслица, травмирующая психику ребенка, или эффективный способ стимулировать нерадивого ученика к познавательной деятельности?

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.