Вторая половина XIX века ознаменовалась открытием в Европе первых промышленных экспозиций, среди которых особо выделялись выставки в Лондоне и Париже. Именно в это время стилевые тенденции стали сводиться к акцентам из декоративных элементов, фигурной плюшевой или бархатной обивки, а основной упор делался на внешней презентабельности, граничащей с вычурностью. Относительно цветовой гаммы мебели популярностью пользовались достаточно темные оттенки.
Благодаря французской королеве Евгении и Наполеону III, направление приобрело название «второй ампир». Стиль барокко-рококо, прочно связанный с эпохой правления Бурбонов, постепенно начал отходить на второй план, тогда как величественное искусство Первой империи, актуальное в те года во Франции, напротив, набирает силу.
Искренне полагая, что аристократия может претендовать на художественный вкус, в упомянутом стиле «второй ампир» стали обустраивать свои дома почти все буржуа. В большинстве случаев интерьер выглядел крайне безвкусным из-за габаритов и неоправданной помпезности мебели.
Особенности стиля Второй империи
Характерными особенностями стиля Второй империи можно считать непрактичность и причудливость форм предметов интерьера. Мебель, щедро декорированная позолотой, сопровождалась украшениями из хрупких материалов, что практически полностью лишало ее функциональности, превращая, скорее, в бесполезный аксессуар.
Мебель «второго ампира» во многом идентична традициям Первой империи. Предпочтение отдавалось большим картинам в фигурных рамах, вазам из бронзы, массивным часам, пышным драпировкам. Отличие заключалось лишь в более мягких линиях.
В конце XIX века наука резко шагнула вперед, с чем было связано налаживание производства мебели на фабриках. Это повлияло на занятость мастеров ручной сборки. Было замечено проявление некоторого противоречия между техническим прогрессом и искусством. Покровители искусства в надежде спасти ситуацию обвиняли стиль неорококо в уродстве, но отсутствие альтернативного решения делало их выпады безуспешными. Один из них — Готфрид Земпер. Он предлагал развивать «чистый» ренессанс, не предусматривающий использование элементов рококо и барокко. Земпер был уверен, что для эпохи необычайно важен именно этот стиль.
Учитывая ярко выраженную эклектичность, можно сказать, что неорококо все-таки имеет приверженность к определенным тенденциям. Кроме того, мебель этого стиля создавалась на основе традиций средневековья, чего явно не наблюдалось в последующих направлениях эклектики. Этому способствовала фабричная разработка всех существовавших после неорококо форм вместо физического конструирования.
Главным недостатком эклектики называют сосредоточение внимания мебельщиков на безупречности внешнего вида изделия. В разработке мебели мастера периода Второй империи надеялись воссоздать и усовершенствовать классические модели в готическом стиле. Этот момент стал причиной неудобства в бытовом использовании предметов интерьера «второго ампира», ведь изначально они создавались исключительно как элемент декора без каких-либо дополнительных функций.
Сегодня второй Ампир также можно встретить в современном оформлении помещений, но сейчас он имеет более лаконичный вид, а каждый предмет гармонично сочетается друг с другом.