Найти в Дзене
Weird Finance

Мультипликатор ROA: анализ эффективности бизнеса компании

Для оценки эффективности деятельности компании, начинающему инвестору как минимум полезным будет ознакомиться с показателем ROA. Компании могут рапортовать о рекордных прибылях или продажах, но сама по себе прибыль в абсолютном выражении мало что даст. Важна основа, которая стоит за ней – активы.

ROA (Return on Assets), при буквальном переводе означает отдачу c активов, т.е. способность компании генерировать прибыль за счет использования всех своих ресурсов (например, при ROA равном 5%, компания с каждого одного доллара актива заработала 5 центов).

Рассчитывается как отношение чистой прибыли к активам компании:

ROA = Чистая прибыль/Активы

(Для большей аккуратности и учета колебаний активов в течение года, аналитики для расчета берут среднее активов за период, т.е. для ROA на 31.12.2019, берется среднее активов за 31.12.2018 и 31.12.2019. )

Коэффициент ROA предоставляет более комплексный подход оценки бизнеса, совмещая результаты отчета о прибылях и убытках и балансовый отчет. Т.е. ROA менее подвержена резким краткосрочным колебаниям в отчете о прибылях и убытках и больше зависит от долгосрочных решений в отношении активов.

Помимо собственных средств, ROA также учитывает эффект от долгового капитала (т.к. активы компании равны ее пассивам, т.е. капитал + обязательства). Тем самым показатель важен для всех инвесторов (акционеров и займодателей).

Чем выше коэффициент, тем эффективнее руководство компании используют доверенные им средства. Но как узнать насколько?

Смотреть на показатель в динамике (выше или ниже исторической средней), а также в сравнении с ROA других компаний, но из той же отрасли. Из-за разницы базы активов, сравнивать ROA компаний из разных отраслей нет смысла, например, компанию из технологического сектора и компанию из автомпрома (у одного этого разработка приложений, у другого автомобили). Иначе говоря, для техкомпаний если показатель, скажем выше 15%, может быть нормой (им нужно меньше активов, чтобы приносить прибыль), то для автокомпаний это не более 5% (бизнес у них более «тяжелый» в части капиталовложений, больше оборудований, техники и т.п.).

Однако здесь нужно быть осторожным, очень высокий ROA (имеется ввиду, очень выше, чем средняя по отрасли) может говорить о нечастом обновлении активов или их редкой оценке.

Телеграм канал: https://t.me/weirdfin