За годы своего существования велосипеды претерпели множество изменений. Ключевым можно считать появления механически переключаемых скоростей.
Исторический факт: использовать разный надор звезд для езды в разных условиям придумали раньше, чем сделали переключатель. До этого приходилось переставлять в ручную.
Вычитал у @abrosimov.online
Данное событие разделило велосипеды на два типа:
- односкоростные
- многоскоростные
Это обычная эволюция, глупо ей противится, крича, что скорости зло.
Эволюция, эволюцией, но в современном мире остались дисциплины где правят односкоростные трансмиссии.
Когда скорости не нужны
Ярким примером будут гонки на велотреке:
В большом спорте придумали множество ограничений, чтоб минимизировать влияние снаряда на итоговый результат спортсмена, чего стоит запрет на кроссовки Nike Vaporfly Alphas, или строгие требования к геометрии шоссейных велосипедов и т.д.
Односкоростные велосипеды с фиксированной передачей максимальное развитие данной идеи. Спортсмены выйдя на старт не имеют различий кроме уровня подготовки и настроя
BMX рейс Видео тык.
Дисциплина близкая по смыслу к гонкам на велотреке, вышедшая из детских тренировок мотокроссеров. Гремучая смесь скорости и прыжков крайне зрелищная и такая же страшная.
В этих гонках чистая сила уже не решает, грамотность управления: прокачки, приземления и бесстрашие вот залог победы.
Велотриал
Это, наверное, самое не целевое применение велосипеда.
Триалисты перемешаются в пространстве за счет прыжков, основная функция трансмиссии, фиксация педалей в удобном положении, тормоза им нужнее чем звезды и цепь.
Дисциплина крайне необычная, только адреналина от просмотра много не получишь, зато освоив базовые навыки триала можно знатно увеличить контроль велосипеда и делать что-то подобное.
И самое базовое знание о велотриале, описание любого трюка начинается со слов : "Вы стоите на велосипеде"
Кроме веше перечисленных односкоростные трансмиссии можно встретить на велосипедах собранных под такие дисциплины как BMX, Стрит, Дерт.
Это не дань моды, так надежней и эффективней.
В данных дисциплинах разгон происходит за счет рельефа, и педали используют не так часто, также как и тормоза.
Если отказ от скоростей связан с уменьшением веса и повышением стабильности, то от тормозов часто приходится отказываться по причине невозможности выполнить трюк, при их наличии(руль не крутится на полный оборот).
В многоскоростных трансмиссиях цепь имеет запас длинны и натяжитель в виде лапки переключателя при сильных ударах цепь может соскочить, или перепрыгнуть на другую звезду сменив тем самым усилие на педалях и вызвав дезориентацию, а то и невозможность продолжить трюк.
В односкоростных системах цепь короче, и натянута сильнее, выше описанные проблемы ее касаются реже.
Подытожим
Списывать односкоростные системы со счетов не правильно, но и твердить, что это истинное благо очень странно.
Они имеют несколько достоинств и множество недостатков, но об этом позже, а пока можете щелкнуть на ссылку и выбрать тег по интересам.
Я хотел сказать, что часто одна скорость будет вас ограничивать.