Прежде, чем начать говорить про Холокост — следует дать точное научное определение данного термина, потому что именно с этого момента начинаются многие проблемы. Если в нашей стране спросить человека на улице, что такое Холокост, он, скорее всего, ответит что-то вроде «геноцид евреев» (времена, когда россияне вообще ничего не знали о Холокосте, к счастью, в основном остались в прошлом).
В действительности Холокост — это не только геноцид, а вся политика нацистов, их союзников и пособников по преследованию и массовому уничтожению евреев с 1933 по 1945 год. Принципиально важно, что Холокост начался не с момента, когда убийства евреев приобрели «промышленный» масштаб, и даже не когда от рук гитлеровцев погиб первый еврей. Холокост начался одновременно с приходом Адольфа Гитлера к власти.
В 1933 году, едва нацисты встали во главе Германии, сразу же стали появляться законодательные акты, ограничивающие евреев в правах. Приобрела всеобъемлющий характер государственная антисемитская пропаганда. Причём пропаганда нацистов стремилась внушить немцам, что евреи — не то чтобы плохие люди… Нет, они вообще не люди! Омерзительные антропоморфные существа, лишь отдалённо напоминающие человека.
Расчеловечивание — краеугольный камень всякого геноцида. Людям, в общем и целом, по природе своей тяжело убивать других людей (даже очень плохих). Убить крысу, раздавить таракана — психологически гораздо легче. И Холокост, и, например, геноцид народа тутси в Руанде — стали возможными именно благодаря предварительной обработке населения — сознательной и планомерной информационной кампании по расчеловечиванию будущих жертв.
В 1935 году в Германии были приняты так называемые Нюрнбергские расовые законы, которые лишили евреев германского гражданства и ввели для них новые бесчеловечные и абсурдные запреты. «Большая кровь» впервые пролилась 9-10 ноября 1938 года во время так называемой «Ночи разбитых витрин» (в нашей стране принят термин «Хрустальная ночь»). Тогда по территории Третьего Рейха прокатилась огромная волна антиеврейских погромов.
Что было известно о Холокосте в Германии советским гражданам? Само собой, термина такого они не знали: понятие «Холокост» возникнет уже после войны, а в общественный дискурс в нашей стране этот термин начнёт входить и вовсе только после распада СССР.
Однако о самом факте преследования нацистами евреев в Советском Союзе знали. В середине 1930-х в нашей стране были опубликованы пьеса Фридриха Вольфа «Профессор Мамлок» и роман Лиона Фейхтвангера «Семья Оппенгейм». Эти произведения бежавших из Третьего рейха еврейских писателей рассказывали о бедственном положении германских евреев. «Профессор Мамлок» и «Семья Оппенгейм» ставились в советских театрах, а в 1938 году даже были экранизированы. Причём для обоих фильмов была устроена большая рекламная кампания. Пакт Молотова-Риббентропа подписан ещё не был, и потому факты преследования евреев активно использовались в антигерманской пропаганде. Через несколько дней после «Хрустальной ночи» на первой полосе главной газеты страны — «Правды» — даже появится статья с красноречивым заголовком: «Фашистские погромщики и каннибалы».
Однако в 1939 году, после подписания пакта Молотова-Риббентропа, спектакли о Холокосте исчезли из репертуара советских театров, фильмы (как было тогда принято говорить) «положили на полку», да и книги пришлось задвинуть куда подальше.
Но и даже в то время, когда советский агитпроп информировал граждан СССР об антисемитской политике национал-социалистов, информация сильно искажалась из-за внутригосударственных идеологических установок. Основополагающей в сталинском СССР была теория классовой борьбы. И преследование нацистами евреев представлялось не как совершенно уникальное явление, а скорее как одна из радикальных форм борьбы классов, как бы «приправленная» национальным вопросом. Нацисты — это якобы маргиналы и люмпены, прислуживающие крупному капиталу. Германские евреи якобы поголовно относились к классу интеллигенции. Если верить безумной советской пропаганде тех лет, то германский пролетариат полностью придерживался левых идей, он испытывал искреннее сострадание по отношению к интеллигентам-евреям, но потерпел «временное поражение» в борьбе против нацистов-капиталистов. Когда начнётся война между Германией и СССР, немецкие рабочие, одетые в солдатскую форму, непременно перейдут на сторону Советов! Подобные иллюзии дорого стоили нашей стране в начале Великой Отечественной войны.
22 июня 1941 года нацистская Германия нападает на Советский Союз. И именно в этот день Холокост переходит в новую фазу.
До вторжения на территорию СССР нацисты у себя дома и в оккупированных государствах подвергали евреев самым жестоким преследованиям. Их лишали прав, загоняли за колючую проволоку гетто, создавали невыносимые условия, принуждали к рабскому труду. Случались погромы и стихийные расправы. Однако до 22 июня 1941 года практики систематического истребления евреев ещё не было. Планомерное искоренение евреев впервые будет апробировано именно на территории Советского Союза.
В январе 1942 года на специальной конференции, вошедшей в историю как Ванзейская, высокопоставленные нацисты (в их числе — Адольф Эйхман и Генрих Гиммлер) обсуждали «окончательное решение еврейского вопроса». Евреи на европейском континенте были приговорены к смерти. Однако к тому моменту на многих оккупированных территориях СССР гитлеровцами были уже истреблены все евреи.
С точки зрения Адольфа Гитлера не было хуже врага, чем советский еврей. Он был гораздо страшнее, чем любой другой еврей — голландский или, допустим, французский. Ибо, согласно Гитлеру, советские евреи были мало того, что евреями, да ещё и разносчиками бациллы коммунизма — иудобольшевиками.
Систематическое истребление евреев в оккупированной части СССР не просто началось раньше, чем в других странах. Именно на землях Латвии, Литвы, Эстонии, Белоруссии, Украины, Молдавии и России Холокост приобрёл самый ужасный характер.
Если в Европе (кроме Югославии) нацисты стремились «сохранить лицо» и в основном увозили евреев подальше от глаз европейцев в лагеря смерти, концентрационные лагеря и лагеря, совмещавшие обе эти функции (да, концлагерь и лагерь смерти — это не одно и то же), то на советской земле казни евреев особо не скрывались. Напротив, с их помощью нацисты устрашали местное нееврейское население.
Способы убийств советских евреев были самые разнообразные, зачастую изуверские. Наших сограждан еврейской национальности не только расстреливали, но и сжигали заживо, травили ядом, топили в болотах, убивали в душегубках (это специальный автомобиль, в котором выхлопные газы поступали внутрь герметичного кузова, куда загоняли жертв). Очень часто во время расстрелов нацисты не считали нужным тратить патроны на детей — их закапывали заживо. Современный израильский режиссёр-документалист Борис Мафцир объездил десятки мест Холокоста на территории бывшего СССР — и в разных местах местные старожилы рассказывали ему, как ещё два-три дня после расстрела евреев земля ходила ходуном, а из-под неё раздавались плач и стоны.
Советских детей от смешанных браков нацисты также уничтожали, в то время как в европейских странах у полукровок шансы выжить всё же были.
На территории бывшего Советского Союза насчитывается от 2500 до 2700 мест массового уничтожения евреев. Почти половина всех жертв Холокоста — не менее 2 700 000 из 6 миллионов — были гражданами СССР. Разумеется, в это число не входят советские евреи, погибшие на фронте, жертвы блокады Ленинграда, бомбёжек, голода в тылу. 2 700 000 — это только те советские евреи, кто погиб только за то, что они евреи.
До сих пор в среде наших соотечественников можно встретить мнение, будто бы Холокост — это страшная, но как бы чья-то «чужая» трагедия. А у нас, мол, есть «наша» трагедия — Великая Отечественная.
Это не так. Холокост — именно «наша» трагедия. Он является неотъемлемой частью, одной из важнейших страниц Великой Отечественной войны.
Но даже те, кто знает, что Холокост — это огромная трагедия именно для советского народа, зачастую полагают, что в наше время, после распада СССР, он больше относится к истории Прибалтики, Беларуси, Украины и Молдовы. А для нынешней России в её границах это тема будто бы «зарубежная».
В действительности из 85 регионов России Холокост имел место в двадцати пяти. На территории России нацисты создали 44 гетто. У России есть даже свой «Бабий Яр» — Змиёвская балка. Поясню. На окраине Киева в огромном овраге под названием Бабий Яр за два дня, 29 и 30 сентября 1941 года, были убиты не менее 34 тысяч евреев. А в овраге на окраине Ростова-на-Дону, который называется Змиёвская балка, 11 и 12 августа 1942 года нацисты убили не менее 15 тысяч евреев. Это место самой массовой казни еврейского населения на территории России. Именно России, а не всего СССР.
В России оккупанты убивали евреев от Кавказа до ближайших окраин Ленинграда. Фактически Холокост был и даже в самом Ленинграде. Самая северная «точка Холокоста» — это город Пушкин (бывшее Царское Село), который официально был частью Ленинграда. Там, где в детстве гулял «наше всё» Александр Сергеевич, нацисты расстреляли сотни евреев. Сейчас в Пушкине находится один из самых сильных памятников жертвам Холокоста — «Формула скорби». Он создан по проекту Вадима Сидура, еврея и героя войны.
Мало кто знает, но впервые в истории Второй мировой войны еврейское гетто было освобождено именно в России (тогдашней РСФСР). Это случилось в конце декабря 1941 года в результате контрнаступления Красной Армии под Москвой, когда наши войска освободили Калугу. В Калужском гетто из 155 узников были спасены 148.
Спасение евреев — отдельная героическая страница в истории Красной Армии. Мы так привыкли к потокам пафосной и низкопробной пропаганды про воевавших дедов, что в этом информационном шуме теряются реальные подвиги наших дедушек и бабушек.
На Восточном фронте там, где нацисты, их союзники и пособники не успевали уничтожить всех евреев, их спасала Красная Армия. Например, красноармейцами была спасена мать Юлия Эдельштейна — одного из самых ярких современных израильских политиков; он семь лет возглавлял парламент Израиля (Кнессет), ныне работает министром здравоохранения. Его мать сейчас живёт в России.
24 июля 1944 года Красная Армия и части сформированного на территории СССР Войска Польского освободили Майданек. Лагерь, совмещавший функции концлагеря и лагеря смерти, потряс современников.
Концентрационные лагеря, предназначенные для содержания под стражей большого числа людей, в которых люди умирали от тяжёлых условий, голода, болезней, насилия и принудительного труда, — человечество знало и до того, как появилась на свет нацистская партия. Однако лагерь смерти — специализированный промышленный комбинат, устроенный как поточное производство, созданный для максимально быстрого и эффективного, можно сказать, «конвейерного» уничтожения людей — с извлечением максимальной прибыли от каждого убитого (личные вещи, золотые коронки, волосы, пепел) — вот это было уже чисто нацистским «ноу-хау».
По счастливому стечению обстоятельств при освобождении Майданека неподалёку оказались сразу две группы фронтовых кинооператоров — польская и советская. Но даже увидев кадры киноплёнки, союзники СССР, США и Великобритания, не сразу поверили, что всё это не мистификация.
18 января 1945 года Красная Армия спасла сразу 95 тысяч евреев, содержавшихся в Будапештском гетто. Интересно, что освобождённые узники, особенно мужчины, не спешили снимать с себя жёлтые Звёзды Давида. Если до этого они обозначали их как существ «второго сорта», то после взятия Будапешта советскими войсками, наоборот, Звезда Давида надёжно защищала от подозрений (Венгрия воевала на стороне Гитлера, её войска совершали военные преступления, и к венграм красноармейцы испытывали особенную неприязнь).
27 января 1945 года был освобождён концентрационный лагерь и лагерь смерти Аушвиц — крупнейший и страшнейший из нацистских лагерей. В нашей стране Аушвиц ещё называют Освенцимом — по названию ближайшего польского города, однако это распространённая ошибка.
В Аушвице были уничтожены не менее одного миллиона человек, 90% из них были евреи. На момент освобождения Аушвица в нём находились чуть больше 7 тысяч полуживых узников. Всех тех, кто мог идти, нацисты накануне отправили на запад «маршами смерти». Оставшиеся 7 тысяч заключённых добивать не стали лишь по той простой причине, что считали, что те достигли уже такой степени истощения и дистрофии, что спасти их всё равно невозможно. Однако военные врачи Красной Армии спасли почти всех. По счастливейшей случайности в передовых частях 60-й армии было как раз много врачей, получивших бесценный опыт в блокадном Ленинграде. Тем символичней, что Международный день памяти жертв Холокоста и День полного снятия блокады Ленинграда — это один и тот же день, 27 января. Освобождение Аушвица и окончание блокады произошли в один день с разницей в один год. Обе памятные даты широко отмечаются в России.
Среди спасённых в Аушвице — Отто Франк, отец Анны Франк. Именно он после войны обнаружит дневник погибшей дочери и сделает всё, чтобы мир о нём узнал. Потеряв всю свою семью, Отто Франк женился на женщине, освобождённой вместе с ним, и удочерил её 15-летнюю дочь — Еву Шлосс (она также была спасена в Аушвице). Сейчас Ева Шлосс — один из самых уважаемых в мире общественных деятелей, глава Фонда Анны Франк.
Холокост окончился 9 мая 1945 года. Недавно эта дата даже была внесена в еврейский религиозный календарь (который не обновляли несколько веков). Погибших на фронтах солдат и офицеров Красной Армии раввины упоминают в молитвах. Теперь давайте немного поговорим о том, почему Холокост выделяют на фоне других, даже самых чудовищных геноцидов и военных преступлений XX века, почему именно для него был придуман отдельный термин.
Во-первых, единственный раз в истории была поставлена задача уничтожить не просто народ, а саму биологическую основу отдельного народа. Нацистов не интересовала возможность воспитать еврейских детей в духе национал-социализма — ибо даже став нацистами, биологически они всё равно оставались бы евреями. Поэтому истреблению подвергались даже младенцы. Нацисты не интересовались ни политическими взглядами, ни вероисповеданием евреев, ни степенью их лояльности — еврей в любом случае подлежал уничтожению. Нацисты убивали даже тех, кто сам вообще не подозревал о своём еврейском происхождении. Нацисты дотошно устанавливали этот факт, а потом убивали человека, даже если он сам себя считал немцем. Для изобличённого в еврействе не существовало никакой модели поведения, которая позволяла бы выжить — ни смена веры, ни ассимиляция, ни демонстрация лояльности, ни даже коллаборационизм не спасали (немногочисленные сотрудники еврейской полиции, служившие в гетто, также уничтожались, просто чуть позже)
Во-вторых, холокост был экстерриториален — нацисты желали уничтожить всех евреев далеко не только в границах своего государства. Для сравнения: руководителей Османской империи, устроивших в Турции геноцид армян, никак не волновали армяне, живущие за рубежом, например, во Франции. А нацистов — очень волновали.
В-третьих, холокост был иррационален. Его очень сложно объяснить с точки зрения логики. Даже самой извращённой и преступной логики. Гитлеру не было резона бояться евреев в Германии — немецкие евреи в подавляющем большинстве были полностью инкорпорированы в германское общество, были искренними немецкими патриотами. Евреи храбро сражались за Германию в Первой мировой. А страхи Гитлера по поводу распространявшегося по миру иудобольшевизма — это просто паранойя.
Холокост был иррационален до такой степени, что ради его осуществления Адольф Гитлер был готов даже жертвовать ресурсами, необходимыми для фронта. Представьте себе: 1944 год, германская армия терпит сокрушительные поражения, казалось бы, все ресурсы рейха должны быть направлены на фронт. Но нет! Тысячи вагонов, которые могли бы перевозить на фронт вооружение и боеприпасы и отвозить в тыл раненых, были выделены для депортации в Аушвиц сотен тысяч венгерских евреев. Эшелоны с евреями заполнили собой столь нужные армии железнодорожные артерии! Это была приоритетная задача даже по сравнению с нуждами фронта: было необходимо убить евреев прежде, чем их освободят. Будапештское гетто в итоге всё равно было освобождено, но свыше 400 тысяч евреев Венгрии нацисты всё-таки успели уничтожить.
К сожалению, в нашей стране история Холокоста после войны была не то чтобы совсем запретной, однако табуированной.
Непосредственно в военные годы создавались кое-какие произведения о Холокосте, например, фильм Марка Донского «Непокорённые». В СССР действовал Еврейский антифашистский комитет. Его члены — писатели Илья Эренбург и Василий Гроссман — работали над «Чёрной книгой» — масштабным сборником литературно обработанных очерков о Холокосте. Если бы «Чёрная книга» успела выйти тогда, когда это ещё было возможно, то все последующие представления о Холокосте были бы чисто географически больше смещены на Восток, где Холокост был самым страшным. Не было бы необходимости в этом видео, всё и так было бы очевидно.
Однако в конце 1940-х годов уже в нашей стране началась своя антисемитская кампания. Еврейский антифашистский комитет был разогнан, многие его члены были репрессированы. Председателю комитета, известнейшего артиста Соломона Михоэлса, убили. А «Чёрная книга» вовремя выйти не успела.
Затем уже в годы хрущёвской оттепели начнут появляться произведения — чаще всего не о Холокосте, а упоминающие Холокост. В случае с фильмами речь могла идти о каких-то отдельных небольших эпизодах или диалогах персонажей (что интересно, таких примеров достаточно много). Но попытки преступить границы дозволенного в доперестроечные годы выходили авторам боком. То немногое, что просачивалось на страницы книг и на экраны, было совершенно не адекватно масштабам явления.
На фоне общего полумолчания огромный резонанс имела поэма Евгения Евтушенко «Бабий Яр», напечатанная в «Литературной газете» в 1961 году. Перед публикацией главный редактор газеты, Валерий Косолапов, долго советовался с женой, поскольку точно знал — в день выхода выпуска с поэмой о Бабьем Яре он потеряет и высокую должность, и все связанные с ней блага. Правда, в итоге Косолапов так достойно принял своё увольнение, что в партии перепугались: решили, что он оттого так спокоен, что наверняка за ним кто-то стоит на самом верху. И через какое-то время его вернули и поставили руководить журналом «Новый мир». А поэма Евтушенко в течение недели была переведена на 72 языка и напечатана на первых полосах крупнейших газет, в том числе и американских. В течение короткого времени Евтушенко получил 10 тысяч писем из разных уголков мира.
Табу на тему Холокоста (напомним, в СССР и слова-то такого не знали) стали снимать лишь в перестройку. В новой России в 1992 году появилась отдельная организация — Научно-просветительный центр «Холокост». Она действует до сих пор, реализуя научные, мемориальные, образовательные, издательские, выставочные и архивные программы. Именно помощью Центра «Холокост» я пользовался при подготовке данного материала. Если вы школьник, студент, аспирант или работаете в учреждениях образования, науки и культуры, рекомендую попробовать себя в международном исследовательском и творческом конкурсе, который Центр «Холокост» проводит ежегодно уже 20 лет. Посмотрите, какие конференции и стажировки в России и за рубежом организует этот центр. А если в вашей семье хранятся письма, дневники и интересные фотографии времён войны, то обязательно их отсканируйте и пришлите в архив Центра. Они могут быть связаны как с Холокостом, так и с еврейскими судьбами вообще: фронтовики, труженики тыла, эвакуированные и так далее.
Важным следствием Холокоста стало возникновение Израиля. Страны-победительницы осознали, что народ, потерявший более одной трети от своей довоенной численности, просто выстрадал право на своё собственное государство. Создание еврейского государства поддержал Иосиф Сталин, надеясь, что оно станет форпостом социализма на Ближнем Востоке. Через Чехословакию СССР поддержал израильтян в их войне за независимость против арабов. Впрочем, очень скоро у Сталина наступит разочарование, а потом и вовсе — параноидальные подозрения, будто бы отныне советские евреи лояльны не Стране Советов, а исторической родине.
Отстояв своё право на существование в первой из многочисленных арабо-израильских войн, Израиль начал поиски избежавших правосудия нацистских преступников, ответственных за Холокост. Историческое значение приобрела операция по похищению и доставке в Израиль одного из самых главных «архитекторов Холокоста», Адольфа Эйхмана. Он предстал перед судом в Иерусалиме в 1961 году, а на следующий год стал вторым и последним в истории современного Израиля человеком, казнённым по приговору трибунала. В поимке преступника принимал участие знаменитый «охотник за нацистами» Симон Визенталь. С 1977 года и поныне в США действует правозащитная организация, носящая его имя.
Когда я жил в Израиле к нам в школу каждый год в день памяти жертв холокоста приходили выжившие в лагерях смерти и рассказывали свои истории. Мы их слушали каждый год, а в 10 утра в этот день во всём Израиле в память о погибших звучит сирена, на 3 минуты останавливается вся жизнь, водители выходят из автомобилей.
Сейчас живых людей переживших лагеря смерти уже сложно послушать, но если вы будете в Израиле — обязательно посетите центр Яд ва шем в Иерусалиме. Он производит сильное впечатление и там можно послушать записи историй тех, кто пережил эти события.