Найти в Дзене
Морская коллекция

Флоты Югославии и Болгарии. Список статей и справочные данные.

Оглавление

Авианосцы. Славянский дракон с немецкой душой. «Змай»

Эскадренные миноносцы.На службе трех флотов. “Дубровник”.

Эскадренные миноносцы. Как лейтенанты спасли честь флота. «Загреб»

Крейсера. Потерянная "Надежда".

Югославия

Из предшественников Югославии морское побережье имела только Черногория. И у нее даже был корабль. Королевская яхта Rumija - единственный корабль морских сил Черногории до начала Первой мировой войны. Она была торпедирована австро-венгерскими миноносцами 2 марта 1915 года.

-2

-3

Королевские Военно-морские силы Югославии (Југословенска краљевска ратна морнарица)— флот Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев, в 1929 году переименованного в Королевство Югославия. Появился он де-факто 30 октября 1918 года, когда последний император Австро-Венгрии Карл I одним из последних своих указов "подарил" весь флот Дунайской монархии Национальному комитету Сербов, Хорватов и Словенцев, зародышу единой Югославии. Однако сей юридический кунштюк не имел никаких последствий, кроме того, что 1 ноября 1918 года гордость имперского флота, дредноут "Вирибус Унитис", ушел на дно под именем "Югославия", с триколором с шахматкой на мачте, да еще и с первым главкомом югославского флота внутри. История как отдельная песня, с храбрыми и мужественными итальянцами и с веселыми пьяными хорватами.

Только на этом ничего не закончилось. Италии и Франции не было совершено никакого интереса в появлении преемника Императорского и Королевского флота, попившего столько крови у союзников за годы войны. Поэтому на указ императора внимания не обратили, а начали "вязать" австрийские корабли прямо в базах. Некоторые решили что лучше сдаваться американцам и появились курьезные случаи типа сдачи двух броненосцев флотилии американских катеров.

В итоге новообразованному государству СХС (Сербов, Хорватов и Словенцев) достались от австрийского флота лишь крохи-12 миноносцев, 4 старых тральщика, 4 речных монитора и несколько вспомогательных кораблей. В 1920 году югославы получили 6 немецких тральщиков класс M и старый германский крейсер «Niobe», получивший имя «Далмација». Так Югославия тоже обзавелась своим крейсером и тоже в качестве учебного корабля.

довоенный визит югославского флота(10 кораблей) на Мальту
довоенный визит югославского флота(10 кораблей) на Мальту

В межвоенный период Югославия заказала за границей несколько крупных кораблей- в Великобритании был заказан лидер эсминцев "Дубровник", подлодки «Храбри» и «Небојша» , во Франции- три эсминца типа "Београд", подводные лодки «Осветник» и «Смели», в Германии авиатранспорт "Змай"и т.д. Абсолютно многовекторная военно-морская политика.

Тральщики "Марьян" (литеры МН) и "Мельине" (литеры МЕ), на заднем плане - крейсер "Далмация". 1933 г.
Тральщики "Марьян" (литеры МН) и "Мельине" (литеры МЕ), на заднем плане - крейсер "Далмация". 1933 г.
Учебное судно "Ядран", минные заградители "Лабуд", "Кобач", "Галеб", миноносец Т-5
Учебное судно "Ядран", минные заградители "Лабуд", "Кобач", "Галеб", миноносец Т-5

Плавбаза подводных лодок "Хвар" с ПЛ "Храбри" и "Небойса"
Плавбаза подводных лодок "Хвар" с ПЛ "Храбри" и "Небойса"
Миноносцы Т-5 (быв. А-В "Tb 87F"), Т-7 (быв. А-В "Tb 96F") и Т-8
Миноносцы Т-5 (быв. А-В "Tb 87F"), Т-7 (быв. А-В "Tb 96F") и Т-8

По состоянию на 1939 год состав королевского югославского флота :

  • Крейсер «Далмация» (бывший немецкий «Niobe»). Был переоборудован в учебный корабль.
  • Эсминец «Дубровник». Построен в Англии в 1931 году.
  • Эсминцы «Београд», «Любляна» и «Загреб». Вошли в состав флота в 1937—1938 годах.
  • Миноносцы Т1, Т2, Т3, Т4, Т5, Т6, Т7 и Т8 (Бывшие австрийские миноносцы).
  • Торпедные катера «Орјен», «Велебит», «Динара», «Триглав», «Сувобор», «Рудник», «Каймакчалан», «Дурмитор». Были заказаны в 1936 году в Германии.
«Рудник»
«Рудник»
  • Торпедные катера «Четник» и «Ускок».
  • Минные заградители «Галеб», «Лабуд», «Јастреб», «Кобац», «Орао», «Сокол». Были построены в 1917—1918 гг.
  • Минные заградители «Мацинска», «Марјан», «Мељине», «Млет», «Мосор».
Тральщик-заградитель "Мацинска"
Тральщик-заградитель "Мацинска"

Авиатранспорт «Змай»
Авиатранспорт «Змай»
  • Авиатранспорт «Змай». Построен в Германии в 1928 году, нес на борту 10 гидросамолетов.
  • Подводные лодки «Храбри» и «Небојша» типа «Храбри», построены в Англии.
  • Подводные лодки «Осветник» и «Смели» французской постройки.
  • Речные мониторы «Вардар», «Драва», «Сава» и «Морава» (наследство австрийцев).

Во время вторжения немцев и их союзников в апреле 1941 года югославский флот оказался практически небоеспособен. Хорваты саботировали приказы командования и захватили часть кораблей. Флот и армия развалились по национальному принципу. После разгрома Югославии Королевские ВМС прекратили свое существование, как и само Королевство. Корабли югославского флота достались немцам и итальянцам, некоторые были включены в состав флотов оккупантов.

бывшие югославские ПЛ (слева направо) "Осветник", "Смели", "Храбри" и крейсер "Далмация" (на заднем плане), апрель 1941 г
бывшие югославские ПЛ (слева направо) "Осветник", "Смели", "Храбри" и крейсер "Далмация" (на заднем плане), апрель 1941 г

партизаны Тито  и их москитный флот
партизаны Тито и их москитный флот

Возрождение флота Югославии началось с небольших суденышек партизан НОАЮ Иосипа Броз Тито. После войны флот СФРЮ был создан заново.

Болгария

Крейсер болгарского флота «Надежда»
Крейсер болгарского флота «Надежда»
-15

Военно-морские силы Болгарии ( Военноморски сили на България) появились после русско-турецкой войны 1877-1878 годов, когда русская армия завоевала автономию для Болгарии. В августе 1879 года Россия передала Болгарскому княжеству матчасть Дунайской флотилии. Инженерное ведомство передало болгарам еще три катера. 12 августа 1879 года в городе Русе была создана болгарская Дунайская военная флотилия численностью 9 офицеров и 58 унтер-офицеров и матросов (русских 100%), в состав которой вошли пароходы «Опыт», «Горный Студенъ», «Породимъ» и «Взрыв», шхуна «Келасура», катера «Птичка», «Олафчик», «Варна», «Ракета», «Мотала», «Фардинг» и «Бавария».

В январе 1881 года в Русе было открыто Морское училище, первое техническое учебное заведение в стране. С 1883 по 1885 год болгарским флотом командовал Зиновий Рожественский. Да и сам флот, как и армия , был плотно укомплектован русскими офицерами.

Княжеская яхта «Александр I», 1890 г.
Княжеская яхта «Александр I», 1890 г.

В мае 1883 года в состав флотилии вошла яхта «Александр I» французской постройки. В 1884 году из России пришли две миноноски «Бычок» и «Черепаха»(16 тонн), которые служили до середины 30-х годов!

Первую победу болгарский флот одержал в 1885 году, во время войны с Сербией. Болгарская Дунайская флотилия располагала 4 пароходами , 2 миноносками, 7 паровыми катерами и 4 шлюпами. На пароходы были установлены по два 4-фунтовых орудия, на катера — по два скорострельных орудия. Катер «Мотала» после перестрелки захватил два сербских судна. В 1889 году в составе флота было организовано подразделение береговой обороны для базы в Варне-на вооружении которого имелось пять русских 65-мм орудий и пять десятиствольных картечниц.

В качестве резерва военного флота в 1892 году было создано государственное торговое пароходство ("Болгарское торговое пароходное дружество").

Согласно Брокгаузу Дунайская флотилия состоит из: 1 яхты, 3 пароходов, 7 паровых шлюпок и двух миноносок, или: 30 оф., 314 н. чин., 22 орудия.

По состоянию на начало 1895 года военно-морские силы страны насчитывали уже 443 человека (17 офицеров, 8 мичманов, 8 инженеров и техников и 408 человек нижних чинов), три канонерки, две миноноски, княжескую яхту, 5 транспортных катеров и 5 иных вспомогательных судов.

Надо отметить, что в 1885 году дружественные отношения молодого Болгарского княжества и Российской империи сильно ухудшились. Поводов было много, но в основе лежало стремление болгарской элиты незамедлительно строить "Великую Болгарию" "от можа до можа", ломая хрупкую систему сдержек и противовесов на Балканах. В итоге русские офицеры были отозваны, русские названия подаренных Россией кораблей заменили на болгарские, произошла братоубийственная сербско-болгарская война, в Софии сменилась династия, а болгары в области военного строительства стали ориентироваться на европейские страны.

В 1896 году начались интенсивные контакты с Францией. В январе 1897 года в Болгарию отправился французский лейтенант Поль Морон, который должен был организовать болгарский морской флот. Франция предоставила связанный кредит на постройку боевых кораблей, с 1897 по 1908 год в Болгарии работала французская военно-морская миссия, глава которой лейтенант Поль Пишон (по совместительству племянник французского посла в Болгарии) был по совместительству командующим болгарским военным флотом.

Но самое главное, на кредитные французские деньги на французских верфях началось строительство кораблей для болгар.

-17

Уже в мае 1897 года был заключен контракт на постройку авизо "Надежда"(717 тонн, два 100-мм орудиями, два 380-мм торпедных аппарата и четырьмя малокалиберные пушки). Для Болгарии он был крейсером.

Минный заградитель «Камчия»
Минный заградитель «Камчия»

В 1906 году для болгарского флота закупили французскую яхту «Де Ромас» (105 тонн) 1883 года постройки, переименованную в «Камчия». В 1911 году ее переоборудовали в минный заградитель на 12 мин.

Затем в 1907-1908 годах были построены 6 миноносцев "38 метрового" типа-97 тонн, скорость до 26 узлов, две 47-мм пушки и три 450-мм торпедных аппарата. «Дерзкий», «Смелый», «Храбрый», «Строгий», «Летящий», «Шумный» в реальных условиях могли выдать не более 22 узлов, да и сам концепт был явно устаревшим.

 миноносцы тип «Дерзкий»
миноносцы тип «Дерзкий»

 «Дерзкий»
«Дерзкий»

Французское покровительство дорого обошлось Болгарии. Еще несколько лет депутаты парламента разбирались в коррупционных схемах "консультантов". Все денежные потоки автоматически перенаправлялись во Францию. Предложения из Англии и Германии о постройке или приобретении подержанных кораблей на более выгодных условиях отклонялись сразу. Даже предложение России, отношения с которой при Николае несколько улучшились, о передаче БЕСПЛАТНО русских кораблей не было принято.

В сердцах, болгарский парламент даже обсуждал вопрос о полной ликвидации флота. В декабре 1908 года за предложение вообще ликвидировать военный флот проголосовал 51 депутат Национального Собрания.

К счастью, флот оставили. В сентябре 1908 года князь объявил о независимости Болгарии и 22 сентября (5 октября по новому стилю) провозгласил себя царём Фердинандом I. А царству без флота нельзя.

В 1897 году в Варне были созданы Морская часть и флотский арсенал. 13 января 1899 года Дунайская флотилия и Морская часть были объединены в Военно-морской флот со штабом в городе Варна. Морское училище с 1900 года также переехало в Варну, которая стала основной базой. До 1902 года в России обучилось морскому делу 29 болгар, из 13 получились офицеры болгарского ВМФ. Но основную массу учащихся отправляли учиться в Ливорно, чтобы уменьшить влияние русофильской партии.

Однако, несмотря на все усилия, самым знаменитым болгарским моряком стал именно русофил Димитр Добрев. В 1904 году он добился назначения на броненосный крейсер "Дмитрий Донской" артиллерийским офицером, прошел весь путь до Цусимы, всё сражение вплоть до гибели корабля. Попал в японский плен, вернулся в Болгарию лишь в 1906 году.

Кроме того 1 мая 1904 года на крейсере «Надежда» был доставлен из Болгарии в порт Одессы санитарный отряд болгарского Красного Креста (2 врача, 2 сестры милосердия, 2 фельдшера и оснащение полевого госпиталя на 30 коек) для оказания помощи раненым Маньчжурской армии.

Но следующая война началась уже на Балканах. Коалиция Сербии, Болгарии, Греции и Черногории после поражения Османской империи в войне с Италией решила, пользуясь случаем, отобрать у турок европейские провинции.

В 1911 году флот Болгарии состоял из Дунайской флотилии (штаб в Рущуке, 2 старых миноноски, 4 паровых катера, 2 транспорта, 1 яхта, 1 парусный корабль, 4 баржи и 14 понтонов) и Черноморской флотилии (управление в Варне, крейсер «Надежда», шесть 97-тонных миноносцев, 1 электрический катер, 6 паровых катеров, 1 паровая яхта, 1 парусная яхта и 3 понтона для установки мин); береговая оборона состояла из 4 батарей с 8 орудиями.

На крейсере «Надежда» была установлена мощная радиостанция (пригодилась во время войны для радиоэлектронной борьбы, глушения турецкой радиостанции в Адрианополе). После начала войны в береговую оборону перевели 13 батарей полевой артиллерии из состава Видинского и Шуменского крепостного батальона. Кроме того, заминировали Варненский залив минным заграждением из 214 морских мин.

Болгары, несмотря на морское превосходство турок, показали себя храбрыми и умелыми бойцами. Учитывая разницу в силах турки бесстрашно водили транспорты вдоль болгарского побережья и пытались обстреливать прибрежные цели. Однако...

8 октября 1912 года береговая батарея, вооруженная двумя 240 мм пушками "Шнейдер" образца 1907 года отогнала от Варны турецкий крейсер "Меджидие".

«Торпедирование турецкого броненосца «Хамидие» в Черном море миноносцем «Дръзки» 8 ноября 1912 г. — художник Васил Горанов
«Торпедирование турецкого броненосца «Хамидие» в Черном море миноносцем «Дръзки» 8 ноября 1912 г. — художник Васил Горанов

21 ноября 1912 года четыре миноносца болгар(«Летящи», «Смели», «Строги» и «Дръзки») под командованием уже известного нам Димитра Добрева, дерзко атаковали турецкий крейсер "Хамидие", который получил тяжелые повреждения и еле ушел. Удачный торпедный пуск совершил миноносец «Дръзки».

-22

-23

7 февраля 1913 года, при поддержке попытки высадки турецкого десанта, сел на мель и был расстрелян болгарской полевой артиллерией османский броненосец “Ассари-Тевфик”.

2-я Балканская война 1913 года, когда между Болгарией и бывшими союзниками возник конфликт из-за дележа османского наследства( при этом в войну против болгар вступили также Турция и Румыния), для Болгарии стала неудачной. Болгарский флот Димитр Добрев увел в Севастополь, спасая его от наступающих румын. "Великая Болгария" снова не состоялась.

По состоянию на начало 1915 года военно-морские силы Болгарии состояли из одного дивизиона малых миноносцев (шесть малых миноносцев типа «Дерзкий») и одного учебного судна.

Результаты Балканских войн привели Болгарию в союз Центральных держав, 1 (14) октября 1915 года она вступила в войну на стороне немцев. В этот же день болгарские пограничники арестовали русский колёсный пароход «Белград», перевозивший продовольствие в Сербию (позже он был вооружён 37-мм пушкой и включён в состав болгарского флота под названием «Варна»).

25 мая 1915 года в строй вступила первая подводная лодка немецкой постройки — UB-18 («Подводник № 18»). Болгария вошла в клуб шестнадцати стран мира, имеющих подводные лодки.

-24

17 сентября 1916 года подорвался на морских минах и затонул буксир «Варна». 11 ноября 1916 года в районе Варны подорвался на морской мине и затонул болгарский миноносец «Шумни».

После захвата немцами Севастополя в 1918 году, крейсер "Надежда" перешел туда на ремонт. После поражения Германии и перехода власти в Севастополе к союзникам, крейсер был захвачен англичанами и больше в Болгарию не вернулся.

-25

По мирному договору в составе военно-морского флота Болгарии были оставлены четыре миноносца и шесть катеров, лишённых торпедного вооружения; остальные корабли должны были быть переданы странам Антанты либо уничтожены; подводная лодка была уничтожена. Иметь крупные корабли и подводные лодки Болгарии запрещалось.

В 1921 году были закуплены два патрульных катера американской постройки, которые 24 октября 1921 года вошли в состав флота под наименованием «Черноморец» и «Беломорец».

-26

По состоянию на 1925 год, в составе военно-морских сил Болгарии насчитывалось по прежнему 4 малых миноносца и шесть моторных катеров.

Миноносцы “Дръзки” и “Храбри” в порту Бургас, 30-е годы ХХ века.
Миноносцы “Дръзки” и “Храбри” в порту Бургас, 30-е годы ХХ века.

В 1936 году был выведен из состава флота и сдан на слом патрульный катер «Христо Ботев», в 1938 году — патрульный катер «Васил Левский» (бывшие русские миноноски "Бычок" и "Черепаха").

К концу 30-х годов внешняя политика Болгарии переходит на германскую ориентацию. В 1938 году в Германии были заказаны три торпедных катера фирмы "Люрсен". Они стали болгарскими «Торпеден катер № 1,2,3» .

-28

На 1940 год в составе военно-морского флота Болгарии имелось 4 миноносца типа «Дерзкий», 5 торпедных катеров и 6 речных судов; кроме того, была предусмотрена возможность мобилизации 14 торговых судов. После захвата Голландии в мае 1940 года Германия продала Болгарии шесть недостроенных торпедных катеров, захваченных под Роттердамом.

1 марта 1941 года в Вене Болгария подписала соглашение о присоединении к оси «Рим — Берлин — Токио». В Болгарии разместились немецкие войска, а в ее портах-немецкие корабли.

После оккупации Югославии в апреле 1941 года Германия продала Болгарии две трофейные баржи, которые вошли в состав болгарского военно-морского флота под наименованием «Свищов» и «Дунав».

После капитуляции Италии, 30 октября 1943 года в распоряжении болгарских войск оказались два сторожевых катера типа «Граничар», ранее принадлежавших итальянцам (бывшие сторожевые катера военно-морского флота Югославии «Стражар» и «Граничар»), которые были включены в состав Охридской морской патрульной группы.

Кроме того, в период с начала войны до августа 1944 года в Болгарии были построены и введены в состав флота шесть катеров-тральщиков типа МЧК.

К началу сентября 1944 года в составе военно-морских сил Болгарии насчитывалось 80 боевых и вспомогательных судов.

В сентябре Болгария наконец-то перешла в антигитлеровскую коалицию. Дунайская флотилия перебросила по Дунаю танки советского танкового корпуса. Все доступные корабли до 1948 года занимались разминированием русла Дуная. При разминировании погибло три болгарских моряка.

-29

После войны болгарские ВМС благодаря поставкам кораблей и техники (в основном из СССР, Польши и ГДР) достигли в количественном отношении своего максимума.

Теперь и телеграмм-канал !

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник

Флот 21-го века

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам