История появления на карте мира независимого Болгарского государства и его становления изобилует крутыми поворотами сюжета. Болгарское княжество в качестве османской автономии появилось в результате знаменитой русско-турецкой войны 1877-1878 годов.Благодаря князю А.М. Дондукову- Корсакову княжество вскоре обзавелось и собственным военным флотом. По его ходатайству ,Россия подарила Болгарии 5 пароходов и катера Дунайской флотилии и Инженерного ведомства. 1 августа 1879 г. в День русского Военно- морского флота в г. Русе на пароходах «Опыт», «Горный Студенъ», «Пордим», «Взрыв», шхуне «Келасура», катерах «Птичка», «Олафчик», «Варна», «Ракета», «Мотала», «Фардинг» и «Бавария» были подняты болгарские флаги. Командиром флотилии и Морской части назначили капитан-лейтенанта Александра Конкеевича, капитана парохода «Опыт». В 1882 г. состав флотилии пополнила яхта французской постройки «Александр I», носившая имя первого правителя самостоятельного Болгарского княжества князя Александра Баттенберга. Капитаном «борта №1» водоизмещением 350 т был назначен командир флотилии Александр Конкеевич, которого в 1883 г. сменил капитан-лейтенант З.П, Рожественский (да-да,тот самый!).
Политика Болгарии все время своего существования испытывала неимоверные кульбиты,колебаясь между традиционно русофильским настроением народа и правителями германской ориентации .На это наложилось традиционное соперничество с другим славянским балканским государством-Сербией. В 1885 году это привело к войне,в которой сербы потерпели поражение.В итоге этого т.н. "Болгарского кризиса" ослабло влияние России в Болгарии,т.к. Россия отказалась поддержать болгар в братоубийственной войне и отозвала своих офицеров из болгарской армии.Князь Александр Баттенберг был вынужден отказаться от престола .Новым болгарским князем в 1887 стал австрийский ставленник принц Фердинанд Максимилиан Карл Леопольд Мария Саксен-Кобург-Готский .
Во внешней политике и военном строительстве Болгария стала переориентироваться на запад.Бывшие русские корабли болгарского флота были переименованы .В конце 80-х новые власти обратили внимание на развитие флота и решили вывести его в Черное море.Но вместо офицеров ,служивших ранее на русской службе ,и ,соответственно считавшихся русофилами,новых стали готовить на западе- в военно-морской академии в Ливорно (Италия), Императорском и королевском военно-морском училище в Триесте, британской Королевской академии в Гривинче. Молодежь ехала за рубеж охотно, но возвращаться служить на древних посудинах никто не стремился. Для флота требовались корабли.
В 1896 г. София получила во Франции кредит на строительство военно-морского флота ,условиями получения которого стали строительство всех кораблей во Франции и полный французский контроль над флотом. 27 января 1897 года в Болгарию был направлен французский лейтенант Поль Морон, который имел задачу подготовить условия для создания болгарского военно-морского флота. Французская военно-морская миссия действовала в Болгарии с 1897 по 1908 год Осенью 1897 года командующим болгарским флотом был назначен глава французской морской миссии лейтенант Поль Пишон (по совместительству племянник французского посла в Болгарии), который сразу же получил чин капитана 2-го ранга.
Первым заказом стал корабль,который в Болгарии был классифицирован как крейсер и предназначался для обучения моряков. Проект был создан на основе французского авизо "Касабланка"(авизо предназначались в основном для службы в колониях и в качестве стационеров).При небольшом водоизмещении корабль обладал умеренной скоростью и мореходностью, скромным вооружением и полным отсутствием бронезащиты. По сути это была канонерская лодка. С разрешения болгарского правительства 3 мая 1897 года лейтенант Моро подписал контракт на постройку корабля с «Societe anonyme des Chantier & Ateliers de la Gironde» в Бордо на сумму 1 460 000 левов. Был заключен дополнительный контракт с компанией Schneider & Co. на вооружение корабля стоимостью 241 396 левов. Согласно контракту, корабль должен был быть доставлен без оружия , а корабельная артиллерия и торпедные аппараты должны устанавливались в Болгарии. Крейсер получил название "Надежда" и стал самым крупным кораблем болгарского флота. Главной же ударной силой болгарского флота являлись шесть миноносцев типа «Дерзкий», построенных во Франции в 1907–1908 годах.
Россия была готова бесплатно передать Болгарии ряд устаревших кораблей, но та отказалась — официальным поводом стало нежелание попадать в слишком сильную зависимость от Российской империи. Предложения о закупках малых кораблей в Англии или Германии также были отвергнуты.
Француз трудился над болгарским флотом до 1908 года и впечатление от коррупционной деятельности бывшего лейтенанта оказалось таким сильным, что болгарский парламент(Народное собрание) даже провел голосование по вопросу полной ликвидации военного флота,в декабре 1908 года за это предложение в Национальном собрании проголосовал 51 депутат. Летом 1908 года болгарские власти потребовали от фирмы «Шнейдер» компенсацию за выявленные недостатки миноносцев и возбудили уголовное дело против морских офицеров, принимавших участие в подготовке заказа. 1 августа командующий флотом Пишон предусмотрительно покинул страну. Было закрыто минное училище,с флота уволены опытные офицеры-в том числе Димитр Добрев (участвовал добровольцем в русско-японской войне в качестве артиллериста на крейсере «Дмитрий Донской») .
В сентябре 1908 года князь объявил о независимости Болгарии и 22 сентября (5 октября по новому стилю) провозгласил себя царём Фердинандом I. В марте 1912 Болгария заключила союз с Сербией,а в мае к союзу присоединилась Греция. Балканский союз был готов к войне с Турцией.
Над Балканами нависла тень новой войны. Уже в мае 1912 г. учебный крейсер «Надежда» отправился с тайной миссией в Ялту. На борту находилась правительственная делегация, которая должна была обсудить с императорским двором предстоящее столкновение с Турцией.
"Надежда" «Societe Anonyme des Chantiers et Ateliers de la Gironde» , Бордо. Строительство начато 1897 год .Спущен на воду 21 сентября 1898 года . Введён в эксплуатацию 1900 год.Разобран на металл в конце 30-х годов в СССР.
Водоизмещение стандартное - 698,3 тонны, полное 717 тонн. Длина 67 м .Ширина 9,4 м. Осадка 3,1 м. Двигатели-2 паровые машины,3100 л. с. .Движитель-2 винта. Скорость хода 17-18 узлов . Запас хода – 1700 миль на крейсерской скорости в 10,5 узла .Экипаж 97 человек. Вооружение-2 × 100-мм, 2 × 65-мм,
2 × 47-мм. Минно-торпедное вооружение-два 380-мм торпедных аппарата
В 1902г. торпедное вооружение заменено на 2х450-мм ТА.
В 1911 году на крейсере была установлена мощная радиостанция «Телефункен» (первый радиофицированный корабль болгарского флота).
Корабль был построен по традиционной тогда схеме с развитыми полубаком и ютом. Артиллерия была расположена для обеспечения максимальной огневой мощи в передней полусфере. Две 100-мм пушки Канэ были установлены на спонсонах в задней части главной палубы. 47-мм Гочкисы и одна 65-мм пушка Гочкис были установлены на полубаке. На юте была установлена только одна 65-мм пушка. 100-мм пушки имели бронещиты. Корпус и палуба корабля не были бронированы. В каждом торпедном аппарате имелось по торпеде. Еще три хранились в контейнерах. Контрактная скорость составляла 17 узлов,на испытаниях крейсер развил 19,но при эксплуатации больше 16 не получалось. Артиллерию и и торпедные аппараты установили в 1900 году. В 1902 году французские торпедные аппараты были заменены австро-венгерскими калибра 450 мм. В 1911 году на корабле была установлена радиостанция "Телефункен".
22 октября 1898 года учебный крейсер «Надежда» ,приняв болгарскую команду, ранее доставленную в Бордо, он вышел в море. Командовать кораблём был назначен французский капитан второго ранга Поль Пишон, которому помогали трое французских офицеров.Первое испытание "Надежда" прошла в знаменитом своими штормами Бискайском заливе ,неопытный экипаж, как дипломатично говорится в болгарских источниках «струхнул». Но командир сумел овладеть ситуацией и крейсер благополучно дошел до Лиссабона. Этот переход стал первым в истории болгарского флота визитом в иностранный порт.
При переходе через Босфор возникли проблемы. Турки отказались пропускать даже невооруженный крейсер.Командир получил из Софии прорываться силой,болгарский посол заявил султану, что пусть лучше пароход погибнет от турецких пушек, чем повернёт обратно. Под давлением французов турки пошли на попятную и пропустили "Надежду",что вызвало в Болгарии ликование как после военной победы.
18 ноября 1898 года крейсер «Надежда» бросил якорь у дворца болгарского правителя князя Фердинанда в Евксинограде. И случился очередной скандал-князь не обнаружил на новеньком крейсере княжеских апартаментов. Как мы знаем,для правителей небольших государств это пунктик! Стрелки перевели на Моро- якобы француз,утверждавший проект, не додумался .В дальнейшем,хотя крейсер неоднократно использовался в качестве яхты,но ни князю ни его супруге не удалось ощутить уровень комфорта как у сиамского или румынского королей.
В мае 1899 года, под командованием уже болгарского капитана крейсер совершил свой первый вояж по Чёрному морю, посетив Одессу и Севастополь. Этот визит оказался не только приятным, но и полезным, т.к. в Севастополе корабль бесплатно,в виде любезности с российской стороны, прошел докование. В целом, корабль встречали очень тепло и радушно и, начиная с этого времени, он ежегодно посещал российские порты, а поскольку Болгария не располагала собственной судоремонтной базой, в них же и ремонтировался. В 1900 году корабль получил прибывшее из Франции вооружение.
В 1903 Болгарию, на броненосце «Ростислав» посетил великий князь Александр Михайлович. Поскольку «Надежда» в своё время участвовала в торжествах посвящённых приёму в состава Российского флота самого «Ростислава», это можно было считать своеобразным ответным визитом.Помимо обязательных в таких случаях банкетов и прочих торжественных мероприятий, не обошлось и без соревнований (в частности, гребных гонок), на которых болгарские моряки удивили российских гостей хорошей морской выучкой. Всего в 1899-1906 гг. корабль совершил 16 учебных походов по Чёрному морю, а в 1906 году к ним добавился поход в Азовское море.
После начала русско-японской войны 1904—1905 годов Болгария направила в Россию санитарный отряд Красного Креста (2 врача, 2 сестры милосердия, 2 фельдшера и оснащение полевого госпиталя на 30 коек) для оказания помощи раненым Маньчжурской армии. 1 мая 1904 года санитарный отряд был доставлен из Болгарии в порт Одессы на крейсере «Надежда».
К началу Первой Балканской войны корабль окончательно устарел. Поскольку любая встреча с турецким флотом могла окончиться фатально, он не выходил в море, а был включён в состав береговой обороны Варны в качестве плавучей батареи. 100-мм орудия крейсера были сняты
и простояли в береговой охране месяца два, потом к осени 1912 года их обратно вернули на учебный крейсер. Впрочем, даже стоя на якоре, он нёс активную службу. Вместе со стационарными береговыми радиостанциями крейсер осуществлял радиоразведку, а вдобавок, вёл самую настоящую РЭБ. Болгарская армия осадила турецкую крепость Андрианополь (Эдирне). Единственным способом общения с осаждёнными у турок была радиосвязь, и «Надежда», своей мощной радиостанцией забивала эфир, нарушая радиосвязь между Андрианополем и Константинополем.Болгарская армия успешно наступала на Константинополь,но при этом османский флот господствовал на Черном море- турецкие корабли регулярно обстреливали болгарское побережье,а транспорты,перевозившие из румынских портов германо-австрийские поставки оружия в итоге нагло ходили вдоль болгарского побережья без сопровождения и по одному. А прибрежные позиции наступающей болгарской армии вообще обстреливались древними турецкими броненосцами,которые на позицию притаскивали буксирами.
После начала Второй Балканской войны(война бывших союзников и Турции против Болгарии) 11 июля 1913 года , когда к Варне подошла румынская кавалерия, «Надежда» и миноносцы перешли сперва в Бургас, а затем – в Севастополь. Там они были интернированы. После окончания войны, 2 сентября 1913 года, корабли вновь вернулись в Варну.
Поражение во Второй Балканской войне сблизило болгарского царя Фердинанда I со странами Тройственного союза. 14.10.1915 Болгария вступила в мировую войну на стороне Германии и Австро-Венгрии. Правда, участие ее флота в боевых действиях на море было очень ограниченным. В начале Первой мировой войны 100-мм орудия с требовавшей ремонта "Надежды" были демонтированы, после чего крейсер стал брандвахтой в Варне . 6.12.1917 между Болгарией и Россией было заключено перемирие.
Возможность отремонтировать "Надежду" появилась в 1918 году, после подписания Брестского мира и занятия немцами Севастополя. 16.9.1918 «Надежда» убыла в Севастополь для ремонта. Назад она уже не вернулась.Уже в ноябре Германия капитулировала и начала вывод войск с оккупированных территорий. Ремонт закончился, не успев даже толком начаться.Вскоре германские войска в Крыму сменили войска Антанты. После ввода британских и французских контингентов в Севастополь ремонт продолжился.
29 сентября 1918 года в городе Салоники представители правительства Болгарии и Антанты подписали мирный договор. Договор предусматривал проведение демобилизации болгарской армии под контролем сил Антанты . Вслед за этим с британских кораблей последовал приказ — спустить болгарский флаг и поднять над кораблём флаг английского военно-морского флота.
Это требование англичан вызвало возмущение экипажа.Получив сообщение о демобилизации болгарской армии, капитан крейсера отправил в Болгарию большую часть экипажа, оставив 24 человека из числа наиболее благонадежных.
В декабре 1918 года на крейсере произошли события,получившие неоднозначное объяснение в исторической литературе. По версии советского периода на корабле был создан Революционный комитет ,который 10 декабря предъявил требования к командиру корабля: улучшить питание, разрешить команде получение писем из Болгарии, выделить средства для поездки делегации в Болгарию, остановить ремонтные работы (чтобы исключить возможность использования корабля в войне против Советской России).Командир крейсера отказался их удовлетворить и покинул корабль. Управление крейсера перешло в руки комитета.По другой,современной ,версии командир отказал только в немедленном возвращении на родину-по объективной причине-корабль не имел хода,а насчет остальных требований он отправился договариваться с представителями союзного командования.
В это время,15 декабря,один из предводителей недовольных- портупей-юнкер Спас Спасов ,на почве длительных неприязненных отношений,во время ссоры пристрелил оппонента- мичмана I-го ранга Бакрджиева,который ,якобы,запер оружейку и не допускал в нее активистов. Спасова поддержали 20 из 24 членов экипажа(кроме покойного Бакрджиева ,отсутствующего капитана и двух кондукторов,которые похоже,его сопровождали ).Тело невезучего мичмана выкинули за борт. Выстрелы,однако,были услышаны на соседних кораблях, "Надежду" блокировали английские корабли,а на борт поднялся отряд морских пехотинцев и моряков с английского линкора "Темерер" с 6 ручными пулеметами. Спасова арестовали,а потом под стражу взяли всю команду.Восставшие были разоружены -у них изъяли один пистолет и кинжал, остальное оружие так и оставалось в арсенале, на "Надежде" была оставлена охрана из 18 английских военнослужащих, а остальные доставили арестованных болгар на линкор «Темерер» .
С участников восстания сорвали погоны, перегрузили в трюм английского миноносца «Фьюри», который доставил их в Варну и передал болгарским властям. 21 апреля 1919 года начался судебный процесс. 26 апреля 1919 года военно-полевой суд приговорил Спаса Спасова к расстрелу, а других участников восстания — к тюремному заключению на сроки от 2 до 12 лет (с помощью сочувствующих, Спасов до приговора сумел бежать из тюрьмы) . Осужденные были тут же амнистированы. Спасу Спасову год спустя также заочно смертная казнь была заменена пожизненным заключением, а ещё через девятнадцать лет он был помилован.Сам Спасов, сбежав из тюрьмы, уехал за границу, осел в Алжире, там женился, разбогател и стал содержателем гостиницы.
После отправки команды на родину корабль оттащили в Южную бухту Севастополя. Не имеющий хода, лишенный навигационных средств, он, по сути, был пустой, заброшенной коробкой. Покидая Севастополь в 1920 году, оккупанты разрушили двигатель корабля , демонтировали и украли приборы и все оборудование. Вступившая 15 ноября 1920 в город Красная Армия получила фактически только корпус.После окончания гражданской войны «Надежда» оставалась в Севастополе, но не использовалась. Из-за отсутствия дипломатических отношений и ограничений,наложенных условиями мирного договора вопрос о возврате корабля не решался. С течением времени состояние корабля ухудшалось, но в условиях дефицита ресурсов 1920-х годов желания восстанавливать корабль у руководства СССР не было. После установления дипотношений с СССР возникло новое затруднение – по Нёйискому мирному договору численность болгарского флота была резко ограничена. Тщеславие, из-за которого небольшую канонерку обозвали крейсером, сыграло с болгарами злую шутку. Союзники теперь и слышать не хотели о том, чтобы болгарский флот усилился целым крейсером. Лишь к началу 30-х годов удалось достичь соглашения о том, что «Надежда» не является боевым кораблём и не подпадает под ограничения. В 1935 году Болгария начала переговоры с СССР о возвращении «Надежды», которая всё также продолжала гнить в Севастополе. Понятно, что он был малопригоден даже для использования в качестве учебного корабля и речь шла о его превращении в корабль-музей. Увы, состояние корабля, простоявшего без ремонта почти четверть века, было настолько плачевным, что и от этой идеи пришлось отказаться. В конце 1930-х годов корабль разобрали на металл. Крейсер был окончательно списан и тут же, в Севастополе, разделан на металл.
От «Надежды» осталось 100-мм орудие, снятое в 1912 г. для вооружения береговой батареи в Варне. Сохранилась и 65-мм пушка, демонтированная перед отправкой крейсера в ремонт. Теперь оба орудия также стоят на открытой площадке музея. Кроме того, в числе экспонатов есть еще и 381-мм торпеда с «Надежды». Ее габариты заставили сотрудников музея прибегнуть к «хитрости» – торпеда установлена вертикально на лестничной клетке между 1-м и 2-м этажами.
13 декабря 1968 года Указом Президиума Верховного Совета СССР группа бывших матросов болгарского крейсера «Надежда» — участников восстания в декабре 1918 года в Севастополе была награждена орденами СССР.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам