Найти тему
Морская коллекция

Эскадренные миноносцы.На службе трех флотов. “Дубровник”.

Когда ,неожиданно, в потрясениях конца первой мировой войны,на карте мира появилось новое государство сербов,хорватов и словенцев,то у него практически сразу появился крупный военный флот. Последний император Австро-Венгрии одним из последних указов отписал имперское морское наследство югославам,как единственным обладателям бывшей австрийской части побережья.В составе этого флота даже несколько линкоров оказалось. Только союзников,прежде всего Италию,совсем не устраивало иметь под боком сильный флот,пусть и объявившего нейтралитет южнославянского государства.Уже 1 ноября 1918 года в Поле взорвался и затонул флагман нового флота-линкор "Югославия"(бывший имперский "Вирибус Унитис"),уничтоженный итальянскими диверсантами вместе с четырьмя сотнями пьяных от независимости хорватов.Броненосцы «Радецкий» и «Зриньи» вообще сдались американскому катеру и подняли американский флаг.В клубе морских держав Югославию никто не ждал. Все крупные корабли достались союзникам и в основном пошли на переплавку. Югославскому королевству досталось лишь несколько австрийских миноносцев и вспомогательных судов.

В составе флота числилось восемь миноносцев так называемого "250-тонного" типа постройки 1914-1916 годов; четыре миноносца типа "Kaiman", построенных в 1905-1910 годах и списанных в 1927- 1928 годах; четыре еще более старых миноносца типа "Schichau", использовавшихся в качестве тральщиков и сданных на слом уже в 1924-1925 годах; четыре речных монитора и несколько вспомогательных кораблей и судов. Кроме того, в начале 1920-х годов в Германии были закуплены шесть тральщиков и старый бронепалубный крейсер "Niobe", получивший новое наименование "Dalmacia".

Ни по экономическим возможностям ни по амбициям Югославия,конечно,не могла заменить Австро-Венгрию в качестве центра силы. Чешские и венгерские заводы оказались в других государствах,Порты и верфи Полы и Триеста отжала Италия.Но ,тем не менее,южные славяне были опытными мореходами,а протяженное адриатическое побережье требовало наличия флота.Строить флот Королевству сербов, хорватов и словенцев пришлось практически с нуля. В политическом и военном отношении страна ориентировалась на Францию,соответственно французская концепция крупных контрминоносцев(лидеров) была положительно принята и на берегах Адриатики. Флот КСХС решил построить три эсминца, которые отличались бы высокой скоростью и дальностью хода. Югославское командование рассчитывало, что такие корабли при необходимости смогут достичь Центрального Средиземноморья и взаимодействовать с союзными французскими и британскими кораблями ,отбившись по дороге от итальянских кораблей,которые смогли бы его догнать. Такая полуфлотилия,по расчетам, могла справиться с кораблём наподобие итальянского лёгкого крейсера типа «Альберико да Барбиано» или «Луиджи Кадорна» . Ввиду постоянного роста водоизмещения и вооружения кораблей этого класса,югославы решили сыграть на опережение и создать корабль,который бы оставался "в тренде" более длительное время.

Когда братья -славяне определились с концепцией и проектом,французские верфи были уже полностью загружены заказами национального флота,кроме того жестким требованием французов была установка французских орудий,поэтому пришлось обращаться к британцам.Компания «Yarrow Shipbuilders» из Глазго спроектировала под заказчика на основе английского лидера эсминцев "Шекспир"(весьма популярной платформы для проектов небольших стран),но,по требованию заказчика,вооруженных знакомыми югославам чешскими пушками фирмы "Шкода".Чехословакия тогда была союзником Югославии по Малой Антанте.Первоначально речь шла о 5 140-мм орудиях Škoda L/56 ,но перегруз заставил вместо одной из пушек разместить катапульту гидросамолета,а затем зенитные установки.

План предусматривал постройку трех суперэсминцев,"Шкоде" уже было заказано 12 орудий. В июле—августе 1929 года Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 3 октября — Королевство Югославия) подписало с компанией контракт на строительство головного эсминца «Дубровник» ,получившего наименование в честь одного из крупнейших городов страны.Остальные эсминцы планировали с британской помощью строить на югославских верфях.Начавшаяся вскоре Великая депрессия оставила его единственным кораблем данного типа.

«Дубровник» оказался на тот момент одним из крупнейших эсминцев в мире.При этом он сочетал в себе британское качество постройки,высокую скорость и мощные шкодовские пушки. Артиллерия вообще была его сильной стороной,по калибру орудий он уступал только немецким суперэсминцам первой мировой войны.Конечно,лидером его называют не совсем корректно,он не предназначался для вождения флотилий эсминцев,да и сами югославы его классифицировали как обычный «разарач» (эсминец).При этом,как самый крупный корабль югославского флота, «Дубровник» был и флагманом национального флота.

Корабль был заложен 10 июня 1930 года , в 1932 году на нем были установлены орудия главного калибра и лёгкие зенитные орудия. После прибытия эсминца в Которский залив югославские кораблестроители установили на него 84 мм шкодовские зенитки. В мае 1932 года «Дубровник» официально вошёл в состав Королевских ВМС Югославии.

Эсминец «Дубровник». 1933 год
Эсминец «Дубровник». 1933 год

-3

-4

-5

«Дубровник» Dubrovnik, в 1941—1943 годах — «Премуда» Premuda борт. литера PD , в 1943—1945 годах — TA-32. Yarrow Shipbuilders , Глазго (Строит. № 1585) .Заказан к постройке 1929 год .Строительство начато 10 июня 1930 года .Спущен на воду 11 октября 1931 года .Введён в эксплуатацию май 1932 года. Выведен из состава флота 17 апреля 1941 года,захвачен итальянцами . Италия(переименован в Premuda). Введён в эксплуатацию февраль 1942 года .Выведен из состава флота 9 сентября 1943 года,захвачен немцами. Германия(переименован в TA-32).Введён в эксплуатацию 18 августа 1943 года .Затоплен 24 апреля 1945

Водоизмещение-1910 т (стандартное), 2439 т (полное). Длина 113,2 м. Ширина 10,67 м .Осадка 3,58—4,1 м. Двигатели-2 турбины Parsons, 3 котла Ярроу, 48 000 л. с.Движитель 2 винта. Скорость хода 37 узлов.Дальность плавания 7 000 миль на 15 узлах,1700 миль на 20 узлах. .Экипаж 220 матросов и 20 офицеров.
Вооружение-
Югославия: 4 × 140-мм L/56
Италия: 4 × 135-мм(не успели установить), 1 × 120-мм L/15 (позднее демонтировано)
Германия: 4 × 105-мм SK L/45 .
Зенитная артиллерия-
Югославия: 2 × 84-мм Škoda L/55 ,6 × 40-мм Škoda L/67
Италия: 2×2 37-мм Breda 37, 4 × 20-мм Breda 35
Германия: 10 (4×2, 2×1) 37-мм Flak 37, 36 (7×4, 4×2) 20-мм FlaK 30/38/Flakvierling
Минно-торпедное вооружение- два (позднее один) 533-мм трёхтрубных торпедных аппарата, 40 морских мин

«Дубровник» во многом походил на британские и французские эсминцы того времени: у него был высокий и просторный мостик квадратной формы, полубак простирающийся на треть длины корпуса и резко наклонённый форштевень, как на лидерах типа «Ягуар» (он был характерен и для построенных позже эсминцев типа «Трайбл»). Закруглённая корма идеально подходила для того, чтобы корабль мог устанавливать минные заграждения.

Главную энергетическую установку составляли три паровые турбины. Две паровые турбины системы Parsons и паровая турбина Curtis обеспечивали работу двух гребных винтов, пар подавался из трёх водотрубных котлов Yarrow с нефтяным отоплением. Расчётная мощность на валу составляла 42 000 л. с. (при форсировании — 48 000 л. с. ). Проектная максимальная скорость составляла 37 узлов, хотя в 1934 году в Адриатическом море при идеальных условиях корабль достиг скорости в 40,3 узла. Даже на закате карьеры ,при переходах из рук в руки и отсутствии должного обслуживания,эсминец развивал скорость 30 уз Новинка-низкооборотная турбина экономического хода системы Кёртиса мощностью на валу в 900 л. с. повышала дальность плавания корабля до 7 тысяч морских миль при скорости в 15 узлов.

Основное вооружение корабля составляли четыре одиночные 140-мм скорострельные пушки Škoda L/56: две располагались ближе к носу, перед надстройкой, и ещё две у кормы. Они разрабатывались на основе 5,5-дюймовых (139,7 мм) британских орудий, устанавливавшихся, в частности, на линейном крейсере "Hood". Эти пушки с длиной ствола 56 калибров могли вести огонь снарядами массой 39,9 кг на расстояние до 23,4 км — это была самая крупнокалиберная артиллерия в классе эсминцев в то время, соперничать с ним могли лишь французские лидеры. Управление огнем обеспечивалось двумя дальномерами голландского производства, один из которых стоял на носовом мостике, второй - на кормовом.

Также эсминец был оснащён двумя трёхтрубными торпедными аппаратами калибра 533 мм британского производства с торпедами Мк.Х так называемого "экспортного" образца. ( на эсминцах типа «Београд» стояли 550 мм ТА французского типа,а на старых австрийских миноносцах- 450-мм австрийские), расположенными в диаметральной плоскости. Для противовоздушной защиты «Дубровник» оснастили спаренными 84-мм орудиями Škoda L/55 (имело 10-килограммовые снаряды с начальной скоростью 800 м/с, дальностью стрельбы по горизонтали 17 000 м. досягаемостью по высоте 12 000 м.) , расположенных также на осевой линии между торпедными аппаратами, и шестью 40-мм зенитными орудиями Škoda L/67 (два спаренных между трубами, два одиночных на главной палубе в корме). При длине ствола 67 калибров они обеспечивали снаряду массой 950 г начальную скорость 950 м/с. По сравнению со знаменитыми автоматами шведской фирмы «Бофорс» чешские были дальнобойнее, но уступали в скорострельности и скорости наводки. Для борьбы против подводных лодок эсминец был оснащён двумя бомбосбрасывателями и двумя бомбомётами с десятью глубинными бомбами. Также в состав вооружения входили два 15-мм пулемёта Škoda и 40 мин заграждения.

В период нахождения эсминца в составе Королевского югославского флота его экипаж, состоял из 240 человек: 20 офицеров и 220 нижних чинов; в составе итальянского флота он уменьшился соответственно до 13 и 191 человек, при службе под германским флагом команда насчитывала 220 человек. . Офицерские каюты и помещения унтер-офицеров находились в кормовой части, кубрики команды - в районе полубака.

Механизмы корабля, торпедные аппараты и вспомогательное оборудование на корабле были изготовлены в Великобритании, дальномеры и системы управления огнём — в Нидерландах, средства связи — в Бельгии, артиллерия — в Чехословакии. Первоначально в проект эсминца хотели включить и катапульту для гидросамолёта, но уже на стадии постройки от подобной идеи отказались окончательно.

Вместо отработки боевой подготовки и тренировок в совместных действиях с остальными силами флота "Dubrovnik" выступал в роли быстроходной яхты, на которой король и королева Югославии совершали государственные визиты в Грецию, Турцию, Румынию и Болгарию.

В сентябре 1933 года на борт эсминца впервые взошли король Александр I Карагеоргиевич и его супруга королева Мария. 29 сентября 1933 года лидер вышел в море с королевской четой на борту. Через два дня на входе в Черное море высоких гостей встретил эскорт кораблей румынского флота: эсминец "Regele Ferdinand" и канонерская лодка "Locotenent-Comandor Stihl Eugen". Отряд зашел в Балчук, где 3 октября на "Dubrovnik" был дан официальный прием с участием румынского короля Кароля I. Затем лидер побывал в Варне, где его удостоил своим посещением болгарский царь Борис. После дружественной славянской страны король и королева Югославии совершили заход в Турцию. И снова корабль принимал высокопоставленную особу - на этот раз президента Гази Кемаль-пашу. 5 октября "Dubrovnik" покинул Стамбул и в сопровождении двух турецких эсминцев прошел Дарданеллы. В Эгейском море турки передали сопровождение корабля с высокими гостями греческому эсминцу "Spetsai". Последним пунктом маршрута стал остров Корфу, около которого 7 октября состоялась траурная церемония в память сербских воинов, погибших в годы первой мировой. Утром следующего дня лидер вошел в Которский залив, где состоялся большой морской парад с участием крейсера "Dalmacia", подводных лодок, миноносцев и морской авиации. Королевская чета, выразив благодарность офицерам и команде корабля, сошла на берег, а к экипажу "Dubrovnik" приклеилось прозвище "монарших извозчиков".

В октябре 1934 года в Марсель на нем на саммит отбыл король Александр I Карагеоргиевич . 9 октября 1934 года Александр Карагеоргиевич и французский министр иностранных дел Луи Барту ,с которым он встречался,были застрелены в Марселе Владо Черноземским, боевиком македонской националистической организации ВМРО, связанной с хорватскими усташами. "Дубровнику" пришлось везти тело погибшего короля на родину в сопровождении британских, французских и итальянских кораблей. Крейсера "Duquesne" и "Colbert" с лидерами "Vautour" и "Gerfaut" проводили его до границы французских территориальных вод, а при проходе Мессинским проливом то же проделал итальянский крейсер "Alberto di Giussano" с дивизионом эсминцев.

Во время немецко-итальянского-венгерского вторжения в Югославию в апреле 1941 года «Дубровник» был захвачен итальянцами. Развал фронта, начавшееся дезертирство и предательство хорватского офицерского корпуса коснулись и флота. Хорватские офицеры подняли на некоторых кораблях флаги новопровозглашенного государства и увели их на север. Экипаж "Dubrovnik" ожидал прибытия молодого короля Петра, чтобы вывезти его в безопасное место, но король не отважился на такой отчаянный шаг и 17 апреля Югославия капитулировала. Согласно договору, все корабли ее флота были переданы итальянским представителям неповрежденными. Лишь командир эсминца "Zagreb" не подчинился унизительному распоряжению, приказав взорвать корабль.

После ремонта, включавшего замену вооружения, укорачивания мачты и корабельных труб, демонтажа запасного ходового мостика на корме и его замены на визирный пост зенитного огня ,корабль был в феврале 1942 года принят в состав Королевского флота Италии под именем «Премуда»( до того это имя носил трофейный германский суперэсминец). Артиллерия главного калибра осталась прежней, но остальное вооружение было заменено. На месте 83,5-мм зенитной установки планировалось разместить 120-мм гаубицу с длиной ствола 15 калибров, приспособленную для стрельбы осветительными снарядами (подобные устанавливались на эсминцах типа "Soldati"). Зенитные автоматы чехословацкого производства заменили на четыре 20-мм фирмы "Бреда" с длиной ствола 65 калибров. Две таких установки заняли место между трубами, еще два автомата установили на легком мостике около орудия "В", Крупнокалиберные пулеметы остались на своих местах. Торпедные аппараты заменили аналогичными итальянской конструкции. Еще в ходе ремонта от 120-мм гаубицы отказались, установив на освободившемся месте спаренный 37-мм автомат с длиной стволов 54 калибра, а в передней части кормового шельтердека - еще два 20-мм автомата. Таким образом, окончательное вооружение эсминца состояло из четырех 140-мм орудий, двух 37-мм, шести 20-мм автоматов, двух 15-мм пулеметов и двух трехтрубных 533-мм торпедных аппаратов. Экипаж корабля во время его службы в КВМС Италии составляли 13 офицеров и 191 матрос .

В начале июня подводная лодка «Аладжи» , перепутав «Премуду» из-за схожести с британским эсминцем типа H, выпустила по кораблю торпеду. Хотя «Премуда» избежала попадания торпеды, в результате этой ошибки был торпедирован и потоплен лидер эсминцев «Антониотто Узодимаре» типа «Навигатори» В июне 1942 года он в составе итальянских сил атаковал британцев в операции «Гарпун», не позволив им довести конвой до Мальты. В июле 1943 года корабль получил повреждения силовой установки и вынужден был встать на ремонт в Генуе. Невозможность пополнения истощившегося запаса снарядов для 140-мм орудии потребовала перевооружения корабля: на нем решили установить новые итальянские 135-мм орудия OTO/Ansaldo /45 (длина ствола 45 калибров), поступавшие на вооружение легких-крейсеров типа "Attilio Regolo" и планировавшиеся в качестве главного калибре для новейших эсминцев типа "Commandariti Medaglie d'Oro". Однако ремонт не удалось завершить вовремя, поскольку Италия подписала акт о капитуляции. В ночь с 8 на 9 сентября 1943 года корабль был захвачен немецкими войсками .Для итальянцев это был крупнейший и важнейший трофей во Второй мировой войне. За девятнадцать месяцев нахождения в боевом составе итальянского флота "Premude" в общей сложности 130 раз выходил в море, участвовал в проведении 57 конвоев, 14 раз сам выступал в роли транспорта. За этот период им было пройдено 30 966 миль .

После капитуляции Италии в сентябре 1943 года немцы захватили «Премуду» в Генуе. На момент захвата немцами на «Премуду» еще не установили новые орудия. Изначально немцы её хотели переоборудовать в плавучий радар для обнаружения вражеских ночных истребителей и ориентирования собственных, но эти планы были отменены. Из артиллерии у корабля появились три 105-мм корабельных орудия SK L/45, десять 37-мм зенитных орудий FlaK 36 (четыре спаренных и два одиночных) и 36 20-мм зенитных пушек FlaK 30 (4 спаренные и 7 счетверённых установок). Итальянские торпедные аппараты демонтировались, вместо них планировалось поставить побортно два двухтрубных. Грот-мачту демонтировали, на кормовой надстройке установили антенну радара "Freya", а на носовой - FuMO 21. Численность экипажа составляла 220 человек.

В связи с критической нехваткой миноносцев и эсминцев в Средиземном море корабль был зачислен в класс так называемых иностранных миноносцев. 18 июня 1944 года последовало распоряжение о включении его в боевой состав флота для восполнения потерь. Поэтому носовой торпедный аппарат вернули на место, четвертое 105-мм орудие заменило антенну радара "Freya", были добавлены минные рельсы и смонтировано новое германское радиооборудование. Значительно усилили зенитное вооружение. На площадке между трубами на месте второго торпедного аппарата установили спаренные 37-мм автоматы, семь счетверенных 20-мм автоматов разместили: два на прожекторных площадках у второй дымовой трубы, два на главной палубе за срезом полубака, два на площадке где раньше стояла 83,5-мм зенитка, и последний - на кормовом шельтердеке перед 105-мм орудием, Их дополняли четыре спаренных автомата того же калибра, разместившиеся по обеим сторонам мостика.

В итоге эсминец нес четыре 105-мм, восемь 37-мм, тридцать шесть 20-мм стволов, 533-мм трехтрубный торпедный аппарат. 18 августа 1944 года корабль получил наименование TA-32.

Эсминец нёс службу в составе 10-й флотилии миноносцев и патрулировал Лигурийское море. Он обстреливал позиции союзных войск в Италии, занимался разведкой в Генуэзском заливе и устанавливал морские мины. 2 октября 1944 года корабль с миноносцами TA-24 и TA-29 отправились к Сан-Ремо для установки мин, когда ввязались в бой с американским эсминцем «Гливс». После небольшой перестрелки все три корабля отступили в Геную без повреждений. К середине марта 1945 года только эти три корабля из 10-й флотилии миноносцев ещё были в боевой готовности.В ночь с 17 на 18 марта 1945 года TA-32 установил 76 морских мин к северо-западу от Корсики у мыса Корс, действуя вместе с эсминцами TA-24 и TA-29. Наземная РЛС обнаружила три немецких корабля, и они ввязались в бой с двумя британскими эсминцами «Метеор» и «Лукаут» (эта битва стала известна как Сражение в Лигурийском море . TA-24 и TA-29 не смогли оказать сопротивления и были быстро уничтожены. TA-32 получил лёгкие повреждения и вынужден был срочно отступить: ответный огонь и попытка торпедной атаки не принесли успеха его экипажу. Высокая скорость и прикрытие густого дыма позволили эсминцу уйти в Геную. 24 апреля 1945 года немцы вынуждены были оставить Геную, но не желая отдавать британцам TA-32, попросту затопили свой миноносец. В марте 1950 года корабль подняли со дна и отбуксировали в Савону, где его и утилизировали

Эсминцы «Дубровник» (слева) и «Белград» (справа) в Которском заливе после захвата итальянцами
Эсминцы «Дубровник» (слева) и «Белград» (справа) в Которском заливе после захвата итальянцами

"Дубровник" считается весьма удачным кораблем. Мощная артиллерия,мощная и экономичная силовая установка,высокая скорость и большое количество новинок сделали его одним из сильнейших кораблей этого класса в 30-х годах.Сопоставимы только французские лидеры и немецкие суперэсминцы.

Начинка эсминца ,как у Франкенштейна,была сборной-абсолютно интернациональной- механизмы, торпедные аппараты и вспомогательное оборудование на нем были английскими, дальномеры и системы управления огнем — голландскими, средства связи — бельгийскими, артиллерия (в том числе и зенитная) — чешской . Кстати чешские 40 мм зенитные автоматы очень неплохо себя показали еще при отражении итальянских налетов апреля 1941 года.

Находившиеся в той же весовой категории поляки при заказе своих эсминцев ориентировались во многом на югославский опыт.

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам