После первой мировой войны Восточная Европа стала зоной влияния Франции. Для противовеса реваншизму венгров французы создали Малую Антанту, союз Чехословакии, Югославии и Румынии. В этих государствах и в примкнувшей к ним Польше были сильны позиции французского капитала, а их вооруженные силы ориентировались на французов в военном строительстве.
Югославия появилась на карте мира в 1918 году как Королевство сербов, хорватов и словенцев, объединив как победивших, но разоренных войной Сербию и Черногорию, так и бывших подданных австрийских императоров -хорватов, словенцев, бошняков. Прочного государства южным славянам создать не удалось.
Если на 1 октября 1918 года будущая Югославия неожиданно вошла в десятку крупнейших флотов мира ( последний австрийский император Карл отписал югославам весь имперский флот), то последующие интриги среди союзников оставили в руках славян лишь несколько старых небольших кораблей австрийского флота, все остальное разобрали на репарации.
В итоге концепция югославского флота (Краљевска морнарица) стала весьма похожа на польскую- фантомные ощущения имперского величия и весьма скромные реальные возможности. Сходство прослеживается и в структуре флота и в приверженности концепции "сильных эсминцев". Но такие эсминцы были дороги и ни поляки, ни югославы позволить себе заказать их в значительном количестве не могли.
Югославы, после удачного, но одинокого «Дубровника», в 1934 году обратились к французским партнерам с просьбой создать более экономичный и массовый проект. Договор на проектирование был заключен с фирмой Ateliers et Chantiers de la Loire ( ACLN) в Нанте. В итоге на базе эсминцев типа L'Adroit (развитие типа Bourrasque, предка «Дубровника») был создан проект нового, более бюджетного эсминца для Королевского флота. Эсминец стал меньше, но получил значительные усовершенствования. При этом он остался простым, надежным и недорогим. Основное внешнее отличие от французского предка-число и форма дымовых труб.
Корабль, так же как и «Дубровник», имел британскую силовую установку фирмы «Ярроу», чешскую артиллерию (120-мм пушка фирмы «Шкода» и лицензионные "Бофорсы"). А вот торпедные аппараты были французскими 550 мм ( при том что на «Дубровнике» стояли 533 мм английского образца).
Высокие скоростные характеристики(до 39 узлов на испытаниях) были достигнуты снижением запаса топлива на борту и, соответственно, снижением дальности плавания.
В бюджете 1936 года были выделены средства на три эсминца по новому проекту. В дальнейшем планировалось заказать еще два. Корабли получили имена в честь столиц Сербии, Хорватии и Словении- Beograd («Београд»,«Белград») , Zagreb («Загреб») и Ljubljana («Любляна»).
Французская фирма-проектировщик также осуществляла постройку головного эсминца (Beograd) на верфи в Нанте. Остальные два были в том же 1936 году заложены в Сплите (Jadranska brodogradilišta). Их строили с помощью французских специалистов. Сама верфь была совместным предприятием " Ярроу" и "Шантье де ла Луар" . По другим данным «Загреб» был построен отделением фирмы «Шантье де ла Луар» на Адриатической верфи AD в Сплите, а «Любляна» отделением фирмы «Ярроу» в Кралевице .
«Загреб» сошел на воду 30 марта 1938 года в торжественной обстановке, в присутствии главы правительства, министров, послов Англии и Франции, адмиралов и генералов, высокопоставленных гостей и делегаций городов Шибеник, Сплит, Загреб. Крестили эсминец жена министра обороны и мэр Загреба. Спуск провели ровно в полдень, под гимн, салют от лидера «Дубровник» и сирены других кораблей. После церемонии на борту яхты «Кральица Мария» был банкет. В стране был объявлен государственный праздник.
«Загреб» стал первым боевым кораблем, построенным в Королевстве Югославия, «Любляна» и «Загреб» стали первыми и последними кораблями югославского флота, построенными при короле.
К концу 1939 года с постройкой серии эсминцев было укомплектовано боевое соединение в составе лидера эсминцев «Дубровник» и трех менее крупных эсминцев типа "Белград".
«Београд»“Beograd” бортлитеры Б (правый борт), B (левый борт). Строит. № 585. "Ateliers et Chantiers de la Loire" в Нанте. Заложен в сентябре 1936. Спущен на воду 23 декабря 1937. , пришел в Сплит 28 апреля 1939, вступил в ВМС Югославии в июне 1939 или 24 августа 1939. 6.4.1941 поврежден герм. пикировщиками у Шибеника; прибыл на ремонт в Котор. 15 апреля 1941 захвачен Италией в Шибенике и 14 июля 1941 введен в ВМС Италии как эскадренный миноносец (Cacciatorpediniera) "Sebenico" (борт. литера SB) (вошел в строй в августе 1941 г. ). “Sebenico” в сентябре 1943 г. захвачен герм. войсками, переименован в ТА-43, затоплен в Триесте 1.5.1945., 11 сентября 1943 захвачен Германией в Венеции и 22 января 1944 введен в ВМС Германии как миноносец (Torpedoboot Ausland) ТА 43, 1 мая 1945 затоплен экипажем в Триесте из-за угрозы захвата союзниками, поднят в июне 1946, вновь затонул 19 июля 1946, поднят в 1948 и в 1949 разобран на металл.
«Загреб» “Zagreb” бортлитеры З и Z. Строит. № 22. Верфь "Jadranska Brodogradilišta A.D." в Сплите, Югославия. Строительство начато 30 марта 1938. Заложен 1 сентября 1936. Спущен на воду 3(30) марта 1938. Вступил в строй 21 апреля ( или 5 августа 1939). Взорван своими офицерами в Которской бухте 17.4.1941. Поднят и разобран на металл
«Любляна»"Љубљана"“Ljubljana”. бортлитеры Љ (правый борт), LJ (левый борт). Строит. № 23. Верфь "Jadranska Brodogradilišta A.D." в Сплите, Югославия. Заложен 1 сентября 1936. Спущен на воду 28 июня 1938. Вступил в строй 23 сентября( или 17 декабря )1939. Затонул в результате навигационной аварии у Шибеника 24 января 1940, но был поднят 10.7.1940 и отбуксирован на ремонт в Тивот. Захвачен итальянцами 17.4.1941. “Ljubljana” включен в состав итал. флота под названием “Lubiana” (вошел в строй в октябре 1942 г. ). “Lubiana” 31 марта 1943 сел на камни в Тунисе близ Рас Ахмер, получил тяжелые повреждения, 1 апреля 1943 оставлен экипажем и разбит волнами.
Водоизмещение 1210 (1190 длинных тонн )(стандартное), 1655 (1629 длинных тонн) (полное). Длина 96,4 /98 м. Ширина 9,45 м. Осадка 3,18 м.
Двигатели 2 паровые турбины Curtis/Parsons, 3 котла Yarrow водотрубных,2 винта, 40-44 тысяч л.с. Скорость хода 35-38 узлов.120 т нефти.Дальность плавания 1200 миль на 16 узлах. Экипаж 145 -159 человек(10 офицеров, 91 мичманов,58 матросов)
Вооружение-4 x 120-мм/46 полуавтоматических орудия Skoda 1936, 4(2х2 ) x 40-мм/56 зенитных орудия«Бофорс», 2х1 15-мм пулемёта Zbrojowka ZB-60. Минно-торпедное вооружение - 2 x 3 550-мм торпедных аппарата, 30 мин.1 бомбосбрасыватель. Броня щитов орудий 10 мм
Корпус эсминца имел высокий развитый полубак, наклонный изогнутый форштевень со скуловыми килями для снижения бортовой качки.. В отличие от французского прототипа он имел другие обводы корпуса и вместо завала бортов-развал наружу. Корпус делился 11-ю водонепроницаемыми переборками, в машинных отделениях имелось еще две продольные переборки.
Мореходность была довольно приличной, хотя в свежую погоду нос заливало. Ради достижения высокой скорости при сильном вооружении пришлось пожертвовать прочностью корпуса (толщина обшивки составляла 5 мм) и дальностью плавания, что для компактной Адриатики, впрочем, особой проблемой не являлось. Гораздо более серьезной проблемой стала низкая остойчивость, связанная с перегрузкой вооружением.
Двухвальная силовая установка с двумя турбозубчатыми агрегатами «Parsons Marine Steam Turbine Company» и тремя водотрубными котлами «Yarrow Shipbuilders» по проекту обеспечивала мощность 44 000 л.с. Котлы работали на нефти. Каждая турбина стояла в отдельном отсеке. Головной корабль оснащался турбинами Кертиса производства британской John Brown из Клайдбенка. Расположение силовой установки-эшелонное.
Расчетная скорость в 38 узлов на испытаниях была превзойдена головным "Београдом", показавшим более 39 узлов при водоизмещении 1370 тонн. Правда во время эксплуатации максимальной скоростью эсминцев оказались всего 35 узлов. Дальность плавания "Београда" пришлось замерять итальянцам в 1941 году -она оказалась всего 1000 морских миль на 16 узлах.
Штатный экипаж эсминца- 159 человек: 10 офицеров, 91 унтер-офицер/мичман и 58 матросов.
Попытка использовать на новых эсминцах 140 мм пушки, аналогичные главному калибру "Дубровника", не удалась. Их вес был слишком велик (15,6 тонн)для небольших кораблей. В итоге эсминцы получили четыре 46 калиберных 120 мм полуавтоматических орудия фирмы "Шкода" с весом установки в 9 тонн. Причем головной корабль английской постройки получил их еще на британской верфи. Благодаря полуавтоматическому клиновому затвору скорострельность достигала 10 выстрелов в минуту. Орудия стояли в одиночных установках-по две на носу и корме, защищались орудийными щитами.
Вес выстрела 35 кг, 24 кг снаряд имел начальную скорость 850 м/с. Заряжание-раздельно-гильзовое. При угле возвышения до 35° максимальная дальность стрельбы 20 800 метров. Сектор обстрела составлял по 140° на каждый борт. Управление орудием производилось с помощью электропривода или вручную. Выстрел производился с помощью педали или автоматически.
Эсминцы имели систему управления огнем из двух дальномерных постов (дальномеры Carl Zeiss , носовой - 4-метровый, кормовой - 3-метровый) и баллистического вычислителя голландской фирмы Hazemeyer. В целом СУО считалась французской.
Против самолетов применялись спаренные 40 мм автоматы "Бофорс обр. 1936 года производства той же "Шкода". Длина ствола 56,25 калибра, скорострельность до 120 выстрелов в минуту. Использовались обоймы на 4 снаряда. Сама установка при вращении перекрывала сектор на все 360 градусов, могла стрелять и вертикально-под углом 90 градусов. Боекомплект на борту-1000 снарядов на ствол. Устанавливались "Бофорсы" на головной эсминец уже после прихода из Англии в кормовой части по бортам на надстройке.
Зимой 1939-1940 годов зенитное вооружение было усилено двумя 15 мм пулеметами Zbrojowka-Brno ZB-60 vz.35, которые установили на крыльях мостика.
Торпедные аппараты французы поставили свои-две трехтрубные установки типа 1928 Т с торпедами 1823 DT. Торпеда массой 2105 кг несла заряд в 317 кг ТНТ, длина 8,575 метра, дальность 13 км на 35 узлах или 9 км на 39 узлах. Сектор обстрела установок-70 градусов на каждый борт. Пуск пневматический.
Корабли принимали до 30 мин заграждения. На корме был установлен бомбосбрасыватель для глубинных бомб. Для защиты от мин имелось два паравана.
В мирное время как и все корабли югославского королевского флота, эсминцы окрашивали в светло-серый цвет. Палуба была красно-коричневая, ниже ватерлинии корпус был зеленым. Ватерлиния отмечалась черной полосой 50 см ширины. Кроме того черным была окрашена грот мачта в верхней части. Интересно, что литеры опознавания наносились на борта кораблей разные- левый борт украшали латиницей, а правый-кириллицей. Соответственно, у "Загреба" это были «Z» слева, и «3» справа, у "Белграда"- «В» и «Б», у "Любляны"-«L» и «Л».
На командирском мостике «Загреба» сверкала 10 килограммовая большая серебряная корона с гербом города Загреба, малая 2-х килограммовая украшала переборку в офицерской кают-компании.
Такие же украшения с гербами "своих " городов имели и остальные эсминцы этого типа.
В начале войны борта и надстройки украсили специальным камуфляжем в виде хаотично пересекающихся тонких линий зеленого цвета, изображающих густые заросли прибрежного кустарника и ветви деревьев. И с воздуха и вблизи корабли напоминали сплошные заросли кустов.
Все три эсминца типа "Белград" вошли в состав 1-го торпедного дивизиона, лидером которого стал "Дубровник". "Любляна", прослужив чуть больше месяца, 24 января 1940 года при сильном ветре сел на камни, повредил корпус и затонул рядом с Шибенике (Себенико, город на хорватском побережье), его подняли 10 июля 1940 и поставили на ремонт.
Во Второй мировой войне Югославии недолго удалось хранить свой нейтралитет. 25 марта 1941 года правительство страны примкнуло к державам "оси", но патриотически настроенные военные на волне народного возмущения уже 27 марта произвели переворот и провозгласили Петра II самостоятельным монархом. Югославия заключила договор о дружбе и ненападении с СССР.
В канун операции "Барбаросса" иметь в тылу враждебную страну Гитлер не хотел. 6 апреля 1941 года в Югославию вторглись немецкие, итальянские, венгерские и болгарские войска. Организовать круговую оборону у югославов не было ни сил, ни возможностей. Вторжение запустило развал единой Югославии. Здесь главную роль играли хорваты-основной оппонент сербского большинства. Они массово дезертировали, переходили на сторону немцев, фактически парализуя сопротивление. Сражались только отдельные части. 10 апреля Анте Павелич провозгласил независимость Хорватии, а 15 апреля король покинул страну.17 апреля 1941 года югославские генералы подписали безоговорочную капитуляцию армии Югославии.
Небольшой Королевский флот Югославии ( устаревший крейсер «Далмация», четыре эсминца («Дубровник» и три новейших, типа «Белград»), шестнадцать торпедных катеров, четыре подводные лодки, шесть тральщиков, пять небольших минных тральщиков, четыре речных монитора, гидроавиатранспорт "Змай" и учебный парусник «Ядран») также никак не проявил себя в боях. Командование в условиях распада страны вело себя пассивно.
С 6 апреля интервенты начали бомбить югославские корабли, арсенал и базы флота. Итальянские бомбардировки ущерба флоту практически не нанесли, но и югославским зенитчикам похвастаться было особенно нечем.
Покинуть страну и уйти к союзникам, в Грецию, удалось лишь подводной лодке"Небойша", торпедным катерам «Дурмитор» и «Каймакчалан» и восьми гидросамолетам. Дунайский монитор «Драва» до 12 апреля активно громил наступающих интервентов, потом его потопили немецкие "штуки". Практически все остальные корабли были захвачены интервентами и вошли в состав флотов Италии и марионеточной Хорватии.
Кроме одного. По иронии судьбы им оказался эсминец "Загреб", названный в честь столицы сепаратистской Хорватии. 8 апреля эсминец был подготовлен к переходу в Грецию, для присоединения к союзникам, но окончательный приказ так и не был отдан, командование находилось под сильным влиянием хорватских усташей. Несколько патриотично настроенных офицеров планировали самостоятельно увести корабль, но набрать необходимый минимум людей для управления кораблем не удалось.
15 апреля 1941 года итальянцы захватили ремонтирующийся «Любляна».
Эсминцы "Загреб" и «Белград» базировались на Которскую бухту. Вместе с эсминцем «Дубровник» , крейсером «Далмация», десятью торпедными катерами, четырьмя подводными лодками, одним миноносцем, одним тральщиком. Командовал соединением контр-адмирал Милан Доманаико. От итальянских налетов эсминцы не пострадали, сказывалась хорошая маскировка.
"Загреб" 6 апреля возле Доброты был атакован пятью бомбардировщиками( скорее всего это были итальянцы, хотя иногда упоминают "Ю-87"). Бомбы взорвались в 20 метрах, зато зенитчики Сергея Машеры сбили один самолет, а потом повредили еще один. Всего за неделю войны "Загреб" сбил и повредил восемь самолетов противника. Благодаря умелому маневру и эффективной стрельбе, корабль прямых попаданий избежал. «Итальянцы пишут не по адресу»-так якобы прокомментировал неудачные атаки соколов Муссолини Сергей Машера.
В экипажах значительную долю составляли хорваты, среди которых много было сторонников движения усташей. 13 апреля командование распорядилось "для безопасности" рассредоточить и замаскировать корабли в Тиватской бухте, вывести экипажи кораблей на берег,оставив на борту только поваров и зенитчиков. Это привело к дезертирству националистически настроенных матросов-хорватов. «Экипаж совершенно деморализован, так что уже никто не вернется обратно на корабль».
16 апреля итальянские войска подошли к Каттаро, а югославское командование сообщило морякам о предстоящей капитуляции югославских вооруженных сил и запрете на дальнейшее сопротивление противнику. Узнав об этом, большая часть моряков покинула корабли.
За сопротивление оккупантам наиболее активно выступали младшие офицеры с "Загреба", 29-летний словенец и первый помощник командира корабельной артиллерии Сергей Машера и 31-летний серб и минный офицер Милан Спасич, . Они вместе со своими единомышленниками с "Белграда" пытались добиться замены занявших нейтральную позицию командиров эсминцев Николы Кризомали ("Загреб") и Лепетича ("Белград") на хотя и католиков, но патриотов, Иосипа Черни и Богослава Ерни.
Утром 17 апреля Спасич пытался скомплектовать из экипажа команду для прорыва в море, но добровольцев было меньше чем нужно. На борту в это время оставалось около 14 человек. Ночью на горных дорогах были заметны вереницы огней, итальянская армия приближалась к городу. Пришло сообщение об оккупации Дубровника и Цетинье. Утром город покинули британские гидросамолеты, увозя подданных Великобритании. Большой гарнизон города был деморализован. Некоторые жгли документы и взрывали технику и боеприпасы, большинство бесцельно бродило по городу, пьянствуя и собираясь по домам. Командование приказало солдатам и морякам расходиться куда глаза глядят.
Командир "Загреба" капитан 2 ранга Никола Кризомали ранним утром посетил штабной корабль "Бели Орао" и флагман "Дубровник". Вернувшись на корабль, он передал офицерам приказ сдать корабли итальянцам в целости и сохранности. За невыполнение приказа полагался трибунал. В 9-30 на построении экипажа он объявил о полном развале вооруженных сил и приказал расходится по домам. Следующим выступил Спасич : «Война закончилась, Югославия капитулировала. Противник подходит со стороны Будвы и скоро будет здесь. Возьмите все, что можете! Мы старались сделать все, чтобы этого не произошло, но уже ничего нельзя изменить, расходитесь по домам!».
На борту эсминца остались лейтенанты 2-го ранга Спасич и Машера, они раздали свои деньги и часть вещей уходящим сослуживцам. Узнав, что офицеры собираются взорвать корабль, унтер-офицер Альфреди помог им с установкой зарядов.
Командира соседнего "Белграда"Михаила Лепетича, который потребовал покинуть эсминец, офицеры грубо выпровадили-«Оставь корабль, тут нет места предателям!». Когда Лепетич и Кризомали на шлюпке покидали эсминец, Спасич крикнул им :"Загреб" не будет сдан!».
Кризомали потом, кстати, прославился тем, что стал церемониймейстером у Анте Павелича , фюрера Хорватской державы.
Вдоль корабля офицеры протянули кабель в погреба с боезапасом, где были заложены подрывные заряды. Последними эсминец покинули артиллерист Никола Сафонов, лейтенанты Вильке и Анжела, старшие унтер-офицеры Бифанц и Альфреди, матрос Цветкович, помогавшие Спасичу и Машере.
Эсминец находился примерно в полукилометре от села Брдиште, жители которого смогли наблюдать трагедию в реальном времени. Через некоторое время на корме появились оба офицера в парадной форме, они сняли свои погоны и замкнули цепь.
Первыми взорвались носовые погреба, носовую часть развалило, корабль разломился надвое. Обломки разлетелись больше чем на 500 метров, на крышу одного из домов в Брдиште упало орудие с полубака. Взрыв прогремел на всю Которскую бухту.
На поверхности осталась часть корабля, через полчаса взорвались торпеды, небольшие взрывы продолжались еще два-три дня. Из-за небольшой глубины корабль затонул частично, наиболее сильно возвышалась корма. Постепенно остатки корпуса погрузились в грунт. Итальянцы потом разбирали остатки эсминца по частям.
Место гибели корабля -недалеко от нынешнего международного аэропорта Тиват в Черногории.
Тело Милана Спасича было обнаружено 21 апреля ( хотя один из источников говорит о 18-м) и опознано по военно-морской форме и нашивке на кителе. По просьбе местного православного священника Николы Мандича итальянцы разрешили похоронить его на Морском кладбище в селе Савини близ Герцег-Нови 5 мая (по другим данным 19 апреля). Более того, итальянцы, восхищенные подвигом молодых офицеров, прислали взвод солдат для отдания воинских почестей. На могиле была выгравирована и фамилия Сергея Машеры.
Через неделю после взрыва сильный шторм выбросил на противоположную сторону полуострова обезглавленное тело в морской форме. О находке сообщили итальянцам, но к прибытию патруля тело окончательно унесло в море( по другой версии итальянцы его тайно захоронили). Голову героя на берег вынесло позже и в этот раз местные жители о находке оккупантам не сообщали. Останки были тайно захоронены на полуострове Брадишта.
В ноябре 1985 года череп передали в Институт судебной медицины в Любляне. После идентификации подтвердилось, что он принадлежал Сергею Машере. 17 апреля 1987 года он был захоронен на Шалеском кладбище в Любляне.
О подвиге двух югославских офицеров почти сразу написала британская The Daily Mirror. В 1942 году Спасич и Машера были посмертно награждены орденом Звезды Карагеоргия с мечами четвертой степени. В 1942 году в казарме английских военных на Мальте им установили памятную доску. Однако в самой Югославии о героях вспомнили только в 60-х.
10 сентября 1973 года (к 30-й годовщине создания флота НОАЮ) указом Иосипа Броза Тито обоим морякам были посмертно присвоены звания Народных героев Югославии. Этого звания удостоились лишь три офицера Королевского флота (и всех королевских вооруженных сил) Югославии-Сергей Машера, Милан Спасич и командир дунайского монитора "Драва"Александар Берич.
Орден Народного героя - вторая (после ордена Свободы) высшая военная награда социалистической Югославии, учреждена Верховным штабом Антифашистского веча народного освобождения Югославии в декабре 1941 – январе 1942 года. С 15 августа 1943 года сопровождается вручением орденского знака. При посмертном награждении знак изготавливается не из золота, а из сплава томпак (разновидность латуни, сплав меди и цинка) и хранится в экспозиции Военного музея в Белграде. Сегодня в музее 884 знака ордена Народного героя.
Подвиг Сергея Машеры и Милана Спасича был хорошо известен в Югославии. Памятный знак в их честь был установлен на полуострове Брадишта напротив Михольской Превлаки, недалеко от места гибели эсминца. Памятник героям стоит в черногорском парке Тиват с середины 60-х годов. В Новой Горице есть памятник Сергею Машере.
В городе Пиран в Словении работает музей имени Сергея Машеры ( имя присвоено с 1967).
Часть форштевня эсминца находится в морском музее в Которе, а два его "Бофорса" - в морском музее Сплита. Модель эсминца находится в Техническом музее Загреба и Военном музее Белграда.
Посмертно им было присвоено множество наград, в их честь названы улицы в городах Любляна , Новая Горица и Копер, в Новом Загребе (Машерин прилаз), в пригороде Белграда Жарково. Молодежное общежитие возле города Котор также называется «Спасич - Машера».
В 1968 году по мотивам подвига Спасича и Машеры был снят совместный франко-югославский художественный фильм «Пламя над Адриатикой»("Flammes sur l'Adriatique", режиссер Александр Астрюк). Увы, его сюжет мало соответствует реальным событиям.
Судьба остальных кораблей, доставшихся итальянцам целыми, гораздо менее героична. В итальянском флоте «Белград» и «Любляна» получили новые имена — «Себенико» (14 июля 1941 года введен в строй как эскадренный миноносец (Cacciatorpediniera) "Sebenico", бортовая литера SB) и «Любиана»(введен в строй в октябре 1942 года как эскадренный миноносец (Cacciatorpediniera) "Lubiana", бортовая литера LA). После перевооружения в основном сопровождали конвои. Невезучий «Любиана» 31 марта 1943 года сел на камни в Тунисе близ Рас Ахмер, 1 апреля 1943 года оставлен экипажем и разбит волнами. «Белград» после выхода Италии из войны, 11 сентября 1943 года захватили в Венеции немцы. Он был еще раз перевооружен и 22 января 1944 года введен в строй германского флота как миноносец (Torpedoboot Ausland) ТА 43 . 1 мая 1945 года затоплен экипажем в Триесте из-за угрозы захвата союзниками, поднят в июне 1946 года, вновь затонул 19 июля 1946 года. Окончательно поднят в 1948 году и в 1949 году разобран на металл.
Эсминцы типа "Белград" оказались достаточно удачными кораблями, к сожалению, их служба в югославском флоте была недолгой, но итальянцам корабли понравились своей добротностью, прочностью и удобством эксплуатации. Небольшая дальность плавания на данном ТВД критичной не была, зато эсминцы одними из первых получили 40 мм зенитные "бофорсы", чудо-оружие своего времени. И скорость была весьма неплохой.
Их можно было отнести к восточно-средиземноморской разновидности эсминцев, характерной также для турецкого и греческого флотов.
Хотя почти весь югославский флот оказался в руках немцев и итальянцев без боя, подвиг двух лейтенантов, Машеры и Спасича, стал героической страницей в истории югославского флота.
систематизированный каталог статей канала-по ссылке:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам