Найти тему

Образ героя - 3. Раскрытие характера

Оглавление

Итак, сегодня третья статья, посвящённая созданию образа героя, и самая сложная. Не так-то просто изложить всё внятным языком, даже если и интуитивно понимаешь, о чём надо рассказать. Но попробую.

Если познакомить читателя с внешностью героя лучше в самом начале произведения, то вот характер стоит раскрывать постепенно. Причин тут две.

Многослойность личности

Каждый человек имеет несколько слоёв индивидуальности. Хороший писатель показывает их постепенно, словно снимает листья с капусты, слой за слоем обнажая душу героя. Так же как и в реальной жизни, читатель сначала видит лишь внешние проявления характера, то, что человек «выпускает наружу», делает доступным для чужих и малознакомых людей.

Герой может сначала показаться бесшабашным весельчаком или циником, а потом постепенно проявляются и его волевые качества, и внутренний стержень, а, возможно, и душевная чуткость, ранимость, прикрываемая показным весельем.

Или, наоборот, тихая застенчивая скромница превращается в яростную тигрицу, защищая свою любовь. Постепенное узнавание героя, проникновение в его внутренний мир делает книгу более глубокой и интересной, а её персонажи более реалистичными.

Художник Charlie Bowater
Художник Charlie Bowater

Развитие характера

Это обязательное условие хорошей книги. Читателю интересно наблюдать за развитием героя, за тем, как его качества меняются под влиянием внешних условий, как он преодолевает препятствия и становится сильнее, увереннее в себе, возможно, честнее и познаёт высшие ценности.

Изменения любого человека – это результат столкновения с реальностью, и эти моменты, ключевые события, влияющие на формирование характера героя лучше продумать заранее.

Приёмы раскрытия характера

Так как характер раскрывается по мере развития сюжета, то тут проще, чем с внешностью, и возможностей больше, так же как и приёмов.

Через поступки героя

Это основной способ раскрытия характера, так как наши психические особенности проявляются в поведении и поступках, даже если мы этого не хотим. И речь здесь не только и не столько о таких поступках, как спасение мира или победа над тёмным властелином. Гораздо показательнее поведение в быту, мелкие, на первый взгляд, незначительные поступки, из которых и складывается образ. Например, герой подвёз припозднившегося прохожего или захлопнул дверь перед соседом, бросил на пол плащ или поднял упавшую салфетку, прежде чем наклонился за ней слуга.

Феечка от художника Стивена Белледина.
Феечка от художника Стивена Белледина.

Внешние проявления индивидуальности

О важности знания психологии я писала неоднократно. Даже в реальной жизни наше впечатление о человеке складывается из наблюдения за его мимикой, пантомимикой, интонацией и громкостью речи, особенностями походки и жестикуляции. Всё это в комплексе оценивается часто неосознанно и складывается в образ: подвижного, суетливого, говорливого и не слишком серьёзного торопыги; рассудительного, неторопливого, слегка угрюмого, но всё замечающего философа; решительного человека действия, который всё берёт на себя, и готов ввязаться в любую авантюру и т. д.

В книге образы персонажей тоже должны формироваться именно так, на основе множества мелких черт и экспрессивных реакций, которые создают впечатление целостности и жизненности.

Рефлексия

Очень важный источник знаний об особенностях персонажа. Размышляя о своих поступках, человек не только даёт им оценку (это тоже важно), но и отмечает свои достоинства, ругает за недостатки, с удивлением признаёт свои изменения. Рефлексия – это мощный инструмент создания образа, но увлекаться ей не стоит. Иначе волевой герой быстро превратится в хныкающего и рефлексирующего мямлю. И никакой симпатии или сопереживания у читателя к нему не будет, так как постоянные пережёвывания своих неудач и проблем быстро начинают раздражать. Всё как в реальности.

Иллюстрация Nancy Kress
Иллюстрация Nancy Kress

Ситуация выбора

Очень эффективный приём, когда герой вынужден делать нравственный выбор и принимать невыгодное для себя решение. В ситуации выбора не только хорошо проявляются качества персонажа, но и происходит развитие характера, повышается уровень самосознания. Герой становится взрослее и самодостаточнее.

Речевая характеристика

Речь персонажей должна отражать их индивидуальность, как и в жизни. Хорошо, если в том, как говорит персонаж, заметны особенности его происхождения, образования, социального статуса. Не могут наёмник и министр говорить одинаково.

Здесь имеет значение не только лексика, хоть она и наиболее заметна. Здесь важны и длина предложений, их построение, преобладание глаголов или метафоричность. Подробнее о речевой характеристике героев можно почитать в другой статье.

Взгляд со стороны

Очень помогает продемонстрировать какие-то неявные качества героя рассказ о нём другого персонажа. Это может быть история о совместном приключении или воспоминание о детстве героя. Не менее важна и характеристика, которую даёт герою антагонист. Часто враги в оценке качеств личности бывают более искренни и точны, чем друзья.

Это самые основные приёмы раскрытия характера персонажа. Но, думаю, вы дополните меня в комментариях. Я очень благодарна вам, мои читатели, за вашу заинтересованность, внимательность, за знания и желание ими делиться. И я считаю, что комментарии на канале «Записки литературного редактора» не менее интересны, чем статьи.

А ещё посмотрите ниже, эти статьи тоже имеют отношение к теме.

"Работа над образом героя - часть 1"

"Внешний облик героя. Визуализация"

"Экспрессивные реакции героев"

"Речевая характеристика героев"