Итак, сегодня третья статья, посвящённая созданию образа героя, и самая сложная. Не так-то просто изложить всё внятным языком, даже если и интуитивно понимаешь, о чём надо рассказать. Но попробую.
Если познакомить читателя с внешностью героя лучше в самом начале произведения, то вот характер стоит раскрывать постепенно. Причин тут две.
Многослойность личности
Каждый человек имеет несколько слоёв индивидуальности. Хороший писатель показывает их постепенно, словно снимает листья с капусты, слой за слоем обнажая душу героя. Так же как и в реальной жизни, читатель сначала видит лишь внешние проявления характера, то, что человек «выпускает наружу», делает доступным для чужих и малознакомых людей.
Герой может сначала показаться бесшабашным весельчаком или циником, а потом постепенно проявляются и его волевые качества, и внутренний стержень, а, возможно, и душевная чуткость, ранимость, прикрываемая показным весельем.
Или, наоборот, тихая застенчивая скромница превращается в яростную тигрицу, защищая свою любовь. Постепенное узнавание героя, проникновение в его внутренний мир делает книгу более глубокой и интересной, а её персонажи более реалистичными.
Развитие характера
Это обязательное условие хорошей книги. Читателю интересно наблюдать за развитием героя, за тем, как его качества меняются под влиянием внешних условий, как он преодолевает препятствия и становится сильнее, увереннее в себе, возможно, честнее и познаёт высшие ценности.
Изменения любого человека – это результат столкновения с реальностью, и эти моменты, ключевые события, влияющие на формирование характера героя лучше продумать заранее.
Приёмы раскрытия характера
Так как характер раскрывается по мере развития сюжета, то тут проще, чем с внешностью, и возможностей больше, так же как и приёмов.
Через поступки героя
Это основной способ раскрытия характера, так как наши психические особенности проявляются в поведении и поступках, даже если мы этого не хотим. И речь здесь не только и не столько о таких поступках, как спасение мира или победа над тёмным властелином. Гораздо показательнее поведение в быту, мелкие, на первый взгляд, незначительные поступки, из которых и складывается образ. Например, герой подвёз припозднившегося прохожего или захлопнул дверь перед соседом, бросил на пол плащ или поднял упавшую салфетку, прежде чем наклонился за ней слуга.
Внешние проявления индивидуальности
О важности знания психологии я писала неоднократно. Даже в реальной жизни наше впечатление о человеке складывается из наблюдения за его мимикой, пантомимикой, интонацией и громкостью речи, особенностями походки и жестикуляции. Всё это в комплексе оценивается часто неосознанно и складывается в образ: подвижного, суетливого, говорливого и не слишком серьёзного торопыги; рассудительного, неторопливого, слегка угрюмого, но всё замечающего философа; решительного человека действия, который всё берёт на себя, и готов ввязаться в любую авантюру и т. д.
В книге образы персонажей тоже должны формироваться именно так, на основе множества мелких черт и экспрессивных реакций, которые создают впечатление целостности и жизненности.
Рефлексия
Очень важный источник знаний об особенностях персонажа. Размышляя о своих поступках, человек не только даёт им оценку (это тоже важно), но и отмечает свои достоинства, ругает за недостатки, с удивлением признаёт свои изменения. Рефлексия – это мощный инструмент создания образа, но увлекаться ей не стоит. Иначе волевой герой быстро превратится в хныкающего и рефлексирующего мямлю. И никакой симпатии или сопереживания у читателя к нему не будет, так как постоянные пережёвывания своих неудач и проблем быстро начинают раздражать. Всё как в реальности.
Ситуация выбора
Очень эффективный приём, когда герой вынужден делать нравственный выбор и принимать невыгодное для себя решение. В ситуации выбора не только хорошо проявляются качества персонажа, но и происходит развитие характера, повышается уровень самосознания. Герой становится взрослее и самодостаточнее.
Речевая характеристика
Речь персонажей должна отражать их индивидуальность, как и в жизни. Хорошо, если в том, как говорит персонаж, заметны особенности его происхождения, образования, социального статуса. Не могут наёмник и министр говорить одинаково.
Здесь имеет значение не только лексика, хоть она и наиболее заметна. Здесь важны и длина предложений, их построение, преобладание глаголов или метафоричность. Подробнее о речевой характеристике героев можно почитать в другой статье.
Взгляд со стороны
Очень помогает продемонстрировать какие-то неявные качества героя рассказ о нём другого персонажа. Это может быть история о совместном приключении или воспоминание о детстве героя. Не менее важна и характеристика, которую даёт герою антагонист. Часто враги в оценке качеств личности бывают более искренни и точны, чем друзья.
Это самые основные приёмы раскрытия характера персонажа. Но, думаю, вы дополните меня в комментариях. Я очень благодарна вам, мои читатели, за вашу заинтересованность, внимательность, за знания и желание ими делиться. И я считаю, что комментарии на канале «Записки литературного редактора» не менее интересны, чем статьи.
А ещё посмотрите ниже, эти статьи тоже имеют отношение к теме.
"Работа над образом героя - часть 1"
"Внешний облик героя. Визуализация"
"Экспрессивные реакции героев"