До этого безумного года, перечеркнувшего многие планы, в конце июня в некоторых деревнях Закамья проходил яркий мордовский праздник "Балтай". В Закамье, действительно, много мордовских селений. Но, что интересно, выдающийся сын мордовского народа Авскентий Юртов родился в татарской деревне Калейкино.
Эрзянский просветитель Авскентий Филиппович Юртов был религиозным деятелем, ученым и педагогом.
А его родная деревня Калейкино находится в Альметьевском районе Республики Татарстан. До революции она относилась к Мензелинскому уезду Уфимской губернии. В этом населенном пункте проживали, в основном, крещеные татары. Некоторые исследователи считают, что они были выходцами из татарской деревни Каляй Темниковского района современной Мордовии. В конце XVIII - начале XIX века в Калейкино отправляли на поселение и других новокрещеных из числа так называемых инородцев. Видимо, так и поселилась среди татар и семья Юртовых.
Авскентий Филиппович Юртов родился в 1854 году в эрзянской семье. Он прекрасно знал татарский язык, поэтому окончил Казанскую крещено-татарскую школу, был учеником известного поволжского миссионера Николая Ильминского. А.Ф. Юртов стал первым семинаристом-мордвином в Казанской учительской инородческой семинарии, туда он поступил в 1872 году.
В крещено-татарской школе он перевел язык эрзя «Историю Ветхого завета». Автор перевода не ограничился изданием книги, а ездил по мордовским деревням, сам читал свои переводы и оценивал восприятие текста. Помимо этого Авскентий Юртов таким образом собирал сведения по истории и культуре мордовского народа, изучал различные диалекты. Эти знания пригодились ему при разработке мордовского алфавита. «Букварь для мордвы-эрзи с присоединением молитв и русской азбуки» был издан в 1884 году. Таким образом первый эрзянский букварь был составлен на основе кириллицы.
В одном из писем Николаю Ильминскому, написанному из деревни Калейкино, Авскентий Юртов отмечал, что продолжает заниматься мордовским языком и собирает материал среди местных жителей. Вероятно, имелось в виду население соседней эрзянской деревни - Верхнего Акташа. Например, в этом же письме он сообщал, что рекомендует для обучения в мордовской школе при Казанской инородческой учительской семинарии 12-летнего Федора Михеевича Рябова, круглого сироту из Мордовского Акташа. «Мальчик этот, думаю, будет подходящим для школы при семинарии, ибо голос и слух он имеет порядочные, если я не ошибаюсь», − писал Авскентий Филиппович.
Интересно, что в Верхнем (Мордовском) Акташе православная Никольская церковь была построена только в 1880 году. До этого и жители Верхнего Акташа, и Калейкина относились к приходу села Русский Акташ. Но дальность расстояния не всегда служила укреплению веры новообращенных христиан. Судя по всему, строительство отдельной церкви было связано с тем, что многие наряду с христианскими установками продолжали практиковать и старинные традиции своего народа.
Уже через два года после открытия церкви в Верхнем Акташе, в 1882 году в селе начала работать церковно-приходская школа, а в Калейкино – миссионерская школа.
Авскентий Юртов до 1891 года занимался научно-педагогической деятельностью, серьезно изучал особенности эрзянского и мокшанского языков. Но после принятия сана священника посвятил себя, главным образом, религиозной службе. Умер в селе Андреевка Уфимского уезда в 1916 году.
Прошло больше века. В родных краях Авскентия Юртова продолжают чтить и древние эрзянские традиции, и православную культуру. Например, в конце июня в Верхнем Акташе проходил яркий мордовский праздник Балтай. Главный герой народных гуляний "Балтай" (медведь) обрызгивает всех родниковой водой. Но освященной водой из источника освящает всех верующих и местный батюшка, настоятель Никольской церкви. Такой вот культурный синтез.
Не забывайте ставить лайки и читайте другие мои статьи об истории народов Поволжья и Приуралья:
О героях-летчиках из шляхетской слободы