Найти тему
Мама, не ори!

Если ребенок провалил экзамен

Не важно, какой экзамен сдает ребенок: ЕГЭ, ОГЭ или что-то иное, все равно для него это стрессовая ситуация. Иногда родители нагнетают обстановку и волнуются больше ребенка, что последнему совсем не помогает.

Если результаты получаются неудовлетворительными, то ребенку можно только посочувствовать. Он начинает испытывать чувство вины перед родителями, у него снижается самооценка, пропадает мотивация учиться дальше и накрывает тотальное разочарование в жизни. Подростки склонны к крайностям и обобщениям, поэтому один провал на экзамене они воспринимают как катастрофу вселенского масштаба.

Мне очень понравилась позиция моей подруги, которая сказала своей дочери: «Мне все равно, как ты сдашь ЕГЭ. Я не стану любить тебя меньше, если ты сдашь его плохо. Не поступишь в этом году, поступишь в следующем. Никаких проблем».

Уверена, с такой поддержкой от мамы она пойдет на экзамен не как на эшафот.

Если бы у всех родителей была такая позиция насчет экзаменов, неврозов, истерик, страхов у детей было бы меньше.

Как же помочь ребенку справиться с депрессивным состоянием, если он провалил экзамен?

Предлагаю алгоритм, который сработал с моей дочерью (она просила не рассказывать о своем провале, поэтому без подробностей :))

  • Сначала приводим в порядок себя, разбираемся со своими эмоциями и приходим к выводу, что небо на землю не упало и в целом, все неплохо. Провал на экзамене не означает конца света, во-первых, его можно сдать еще раз, а во-вторых, есть еще другие пути, которые тоже надо рассмотреть. Возможно, вы просто ошиблись дверью и выбрали не тот путь))
  • Затем позволяем ребенку пережить эмоцию, даем ему полностью отреагироваться, не подавляем негативных переживаний, не обесцениваем их. Вот эти фразы, типа «не плачь, успокойся», не работают. Уж лучше молча быть рядом. Но я всегда говорю, что я очень сочувствую и все понимаю, ну и обнимашки, конечно))
-2
  • Только после того, как эмоция прожита до конца, можно разговаривать с ребенком рационально, на языке логики. Когда ребенок пребывает в эмоциях, любые рациональные доводы не будут восприниматься им адекватно. Это физиологический закон, так устроен наш мозг, он либо эмоционирует, либо мыслит логически.
  • Важно проанализировать причину, почему так получилось, что именно привело к таким результатам?
Есть дети с внешним локус-контролем, которые все будут списывать на внешние обстоятельства (мне не повезло, так получилось, учитель слишком строгий).
Есть дети с внутренним локус-контролем, которые находят причины только в себе (я плохо подготовился, я сам виноват, у меня плохая память).

Выскажите свое мнение, постарайтесь вместе сформулировать, в чем же была основная причина.

  • Сделайте выводы, как систематически добиваться положительных результатов и что надо делать, чтобы не было результатов плачевных. Только лучше формулировать позитивно, так психика быстрее выработает нужный навык. Говорят, быстрее худеет тот, кто говорит себе «ешь полезную пищу» , вместо «не ешь много или не ешь сладкого». Позитивные установки для человека комфортнее и работают лучше.
В случае с ребенком вы можете сказать: «Не ленись, не залипай в телефон», а можете предложить: «Отведи на подготовку 4 часа в день, пользуйся телефоном в перерывах». Какой вариант вам нравится больше?

  • Когда выводы сделаны, закрепите результат на практике, начинайте вырабатывать полезный навык. Например, начните готовиться к пересдаче, повторяйте формулы, решайте тестовые задания.
  • И самое последнее, но не менее важное — это донести до ребенка мысль из того знаменитого анекдота: «Так будет не всегда». Если ребенок расстроен неудачей, не усугубляйте ситуацию, помогите ему разобраться, где он проседает и как это исправить.

Если в его философии будет место для мысли, что за полосой черной всегда будет белая, ему будет легче преодолевать трудности в будущем.

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.

Этот канал для тех, кто устал слышать: «Мама, не ори!»

А как Вы относитесь к провалам Вашего ребенка?