После казни брата шехзаде Баязид взял его грабли и побежал рулить государством в качестве регента. Нельзя сказать, что орудие труда ему сильно мешало – с государственными делами он как раз управлялся.
Но шехзаде метил на право престолонаследника. В этом случае беззаветную любовь к покойному следовало завязать в тряпочку и убрать подальше. Ошибки шехзаде Мустафы младший брат представлял себе в виде сплошных достоинств, а сам Мустафа стал для него примером для подражания во всем. Естественно, и мучеником с венцом на челе.
Шехзаде Баязид не понимал, что с таким набором приоритетов добраться до престола можно лишь в случае дикой ошибки со стороны шехзаде Селима. Что-то вроде бунта, или нападения на повелителя Селим должен был предпринять.
Поскольку Селим в мыслях не держал ни восстаний ни покушений на Султана, дорога к трону для Баязида была перекрыта им же самим. На нем уже висел косяк в виде никаха, который кто-то там должен был прикрыть ветошью, чтобы повелитель не узнал.
Мне очень интересно – как такое можно не узнать, или не заметить? И в связи с первым вопросом вскакивает второй – почему сам Баязид не замечал очевидных вещей? Папа повелитель многое прощал Мустафе и терпел его выходки потому, что любил. Ни к Баязиду ни к Селиму такого чувства со стороны повелителя не было.
Баязид оказался в очень интересном окружении. Рядом с ним два сильных человека, ненавидящих друг друга – Рустем паша и Атмаджа. Эта сладкая парочка была сильней Фатьмы Султан и ее супруга. Там один Рустем мог пятками всех раскидать, что и сделал впоследствии.
Хуриджихан Султан, как помощницу мужу я вообще не рассматриваю – она была декорацией в его жизни, чем-то вроде комнатной собачки.
Баязид, как действующий регент, получает роскошную возможность проявить себя. Ему приказано самим падишахом расправиться с лже-Мустафой и его сторонниками. Шанс, козырная карта! Однако шехзаде начинает повторять поведение Мустафы в разборках между двумя беями.
Не понимая того, что только Мустафа мог позволить себе разобраться в виновности, а потом казнить, Баязид ведет переговоры с повстанцами вместо того, чтобы быстро всех раскидать и вернуться с победой.
Ему, видите ли, жалко было сторонников покойного брата. Хотел казнить главаря и разогнать остальных. В результате – бунт подавляет Соколлу Ахмед паша, присланный падишахом, а шехзаде Баязид остается весь в этом самом, да еще и с обвинением в материальной поддержке бунтовщиков.
Присланный на помощь опальный Рустем паша и Атмаджа с трудом уговаривают Баязида поехать в столицу. Шехзаде шел по следам брата, знал о том, к чему это приводит, но при этом очень боялся, что и его тоже казнят. Если боишься – не повторяй поступков казненного родственника.
Сосредоточиться на престоле и красиво бить в цель Баязит был не способен в силу того, что главным авторитетом для него оставался шехзаде Мустафа. Какой трон? Сидел бы тогда с Махидевран Султан в обнимку у мавзолейчика Мустафы и лил слезы. Не бывает такого, чтобы человек мог пойти одновременно в две стороны – приходится выбирать направление.
Во дворце шехзаде Баязида ожидал холодный душ и разбор полетов. Падишах не смотрел на него, как на сына, которого страшно потерять. Повелитель в очередной раз не получил вожделенной преданности.
На Баязида он не тратит много времени. Нет обсуждения ситуации, цитат из Корана и высказываний святых, как это было с Мустафой. Есть гнев с одной стороны и страх с другой.
Сулейман не мог не понимать, что Баязид не сделал столько ошибок, сколько успел наляпать Мустафа, но весь свой гнев опрокидывает на него. Его не напрягает, а возмущает то, что сын боится пить из своего бокала.
В результате ошибки шехзаде Баязида и неадеквата со стороны Султана престолонаследником становится шехзаде Селим.
Обвинения в помощи мятежникам с шехзаде снимает Рустем паша несколькими великолепными ходами. Естественно, ситуацию это не изменило, за Селима в очередной раз заступается Хюррем Султан, разрывавшаяся между сыновьями.
Но самое главное в том, что Баязид не сделал нужных выводов из этой истории. Чтобы обойти брата, надо умело отбивать его удары в сторону Кремля Топ Капы. Не лезть напролом, думать перед каждым шагом и безупречно выполнять все задания падишаха. В санджаке вести себя так, чтобы комар носа не подточил.
Шехзаде Баязид уехал с мыслями отомстить брату. Престол остался уже где-то сбоку.
Приветствуются комментарии, лайки, подписка на канал.