Найти тему
Параллельная Россия

В гостях у Чуковского — музеи Переделкино

Оглавление

Там чувствуешь себя именно так — в гостях. Переделкинские дома-музеи удивили тем, что они живые.

Вот когда приходишь в дом-музей Пушкина или Лермонтова, чаще всего за давностью лет обстановка неподлинная. Большинство предметов просто из той эпохи, но не личные. А тех самых, которые принадлежали классикам, пара штук.

Да ещё всё за какими-нибудь столбиками-верёвочками, чтоб посетители не трогали и даже желательно не дышали. И строгие бабушки по углам, которые шикают за любое поползновение. И экскурсоводы, которые начитались исторической литературы, и её пересказывают. Тут же абсолютно иначе.

Во-первых, все предметы подлинные

И обстановка точь-в-точь такая, как при великих жителях. Реально ощущение, что они вышли ненадолго и прям с минуты на минуту вернутся.

Во-вторых, никаких заграждений мне не встречалось

Более того в музее у Пастернака я видела, как на ковре в кабинете сидели дети и что-то обсуждали друг с другом. А то, что творится у Чуковского, вообще описанию не поддаётся — с экспонатами играют, их показывают в деле. И это очень круто.

В-третьих, есть сотрудники, заставшие тех, в чьих музеях работают

То есть они делятся реальными историями из жизни гениев — историями, которые услышали из их уст или даже в которых сами принимали участие
И вообще ощущение, что эти самые сотрудники в переделкинских музеях не работают, а живут.

Вот, например, на фотках чудо-дерево во дворе музея Чуковского

Оно появилось благодаря заведующему — замечательному Сергею Васильевичу. Как дело было — росли там яблони, и этот клён. Клён загораживал свет, не давал яблоням расти. И Сергей Васильевич тогда завёл беседы с клёном — объяснял ему, что это всё не очень хорошо. И даже чуток его обрубил. Дерево обиделось и зачахло.

Теперь расстроился Сергей Васильевич — жалко стало. Тогда они с коллегами придумали, что надо дерево окружить вниманием, и начали вешать на него детскую обувку. И клён ожил. А музей обрёл ещё одну хорошую добрую историю.

Музей Чуковского вообще больше других впечатлил

Хотя я совершенно не являюсь поклонницей сочинений Корнея Ивановича. Все эти «волки от испуга скушали друг друга» и «лисички взяли спички – море синее зажгли» как-то малость напрягают. А уж хоррор-сказку «Крокодил» я сыну прочитала один раз, быстренько офигела и убрала куда подальше.

Но! То, что это ярко и образно, то, что это классика, спору нет. Чуковский — моща. И вот его переделкинский музей — тому подтверждение.

Это прям маленькая вселенная

И в ней есть место чудо-дереву во дворе. И площадке в лесу — там писатель ежегодно устраивал костры для детей. И библиотеке по соседству — её Корней Иванович построил на свои собственные средства для местных ребятишек. Библиотека до сих пор работает, и в ней кроме книжек, совершенно замечательный пионерский уголок с советскими партами времён Чуковского.

Дом же — это вселенная во вселенной, в которой столько всего, что можно бесконечно ходить и разглядывать. Тут и шкатулка с волшебным зеркалом, и шагающая пружинка, и первое издание «Мойдодыра», и индейский головной убор с перьями, и оксфордская мантия. Да-да, самая настоящая мантия. Корней Иванович же получил почётную степень доктора литературы в Оксфорде.

И даже тайная комната в доме есть

Называется «кукушкой». Если из неё выглянуть на улицу, как раз за кукушку и сойдёшь. Там писатель прятался, если было много гостей, а ему хотелось поработать. Что у вас любимое из творений Чуковского?

P.S.: На фотке я с заведующим музеем Сергеем Васильевичем и его коллегой, научным сотрудником Павлом. Прекрасные люди.

-5

В следующей статье — музей Окуджавы и общая информация по Переделкино. А в предыдущей — рассказ о музеях Евтушенко и Пастернака.

Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить самые интересные истории о России!