В этом посте речь пойдет о самых заметных, на взгляд автора, программах, аккомпанементом к которым звучала полностью или по большей части скрипка. Почему? Просто автор сам скрипач. Не профессиональный (в смысле без специального образования), конечно, но кое-что умеющий. Быть может, когда-нибудь и напишу пост, о том, как я осваивал этот инструмент и к чему на данный момент пришел, но сейчас об ФК.
1. Кадзуки Томоно, Zigeunerweisen ("Цыганские напевы"), сезон 2017-2018
Эта программа лично одна из моих любимых, и не в последнюю очередь из-за музыки. Собственно говоря, музыка эта - "Цыганские напевы" легендарного испанского скрипача (как его называли, "Испанский Паганини") Пабло Сарасате. Это одно из самых популярных и сложных произведений скрипичного репертуара, которое часто звучит на различных концертах и конкурсах.
Если кто не помнит, Кадзуки Томоно достаточно неплохо проявил себя на постолимпийском чемпионате мира 2018 года, заняв там 5 место. Поехал он туда в силу того, что уставший и травмированный Юдзуру Ханью решил пропустить его и восстановиться (Томоно был 4-м на чемпионате Японии 2017 года). В короткой программе он был лишь 11-м, однако в произвольной занял аж 3 место, обойдя тогда и Михаила Коляду, и Сему Уно. Вообще, тот чемпионат запомнился каким-то нереальным количеством падений в произвольной программе. Извалялись все: Уно (упал 3 раза), Михаил Коляда (дважды), Винсент Чжоу (3 раза). Боян Цзинь вообще чуть ли не с каждого прыжка улетал в борт, оставив Китаю лишь одну лицензию на следующий сезон. В общем, тяжело пришлось фигуристам на усталости после ОИ.
Не упал тогда только Нэйтан Чен, впервые став чемпионом мира. Томоно тоже не упал (т.к. не устал от ОИ), в итоге выступив достойно. Но на этом его серьезные карьерные успехи пока что закончились.
2. Аделина Сотникова, Интродукция и Рондо Каприччиозо, 2013-2014
А это та программа, с которой Сотникова стала первой олимпийской чемпионкой из России. Кстати, музыка из этой программы также связана с именем Пабло Сарасате: для него ее сочинил его друг Камиль Сен-Санс, и это также сложнейшее виртуозное произведение. Конечно, сюда же можно добавить и Анну Щербакову, ставшей с этой музыкой чемпионкой России в 14 лет, и чуть-чуть не дотянувшей до звания чемпионки мира среди юниоров.
3. Елизавета Туктамышева, Pisando Flores, 2016-2017
Эта короткая программа относится к тому времени, когда у Елизаветы мало что получалось, но мне она запомнилась, опять же, благодаря скрипичному аккомпанементу в исполнении Ливано-Испано-Армянского скрипача Ары Маликяна.
4. Джиада Руссо. Музыка из кинофильма "Красная скрипка", 2015-2016.
Эта девушка вряд ли кому-то особо запомнилась, хотя, как вы услышите из видео, комментаторы, в числе которых и Татьяна Тарасова, девушку хвалят за презентацию. Джиада пару раз становилась чемпионкой Италии, пробивалась в финал чемпионатов Европы (14 место в 2016 году), но на этом все. С 2018 года ушла в танцы на льду, где катается в паре с Хайме Гарсией из Испании.
Данную музыку сочинил композитор Джон Корильяно, который за это в итоге получил "Оскар". Также в его копилке несколько "Грэмми". А исполняет Джошуа Белл, с которым нам еще предстоит встретиться.
5. Алена Косторная, November, 2019-2020.
В этой рекордной программе, с которой Косторная уже трижды набирала 85 баллов, речь идет лишь о второй части. Ее Алена катала 2 сезона, основное отличие в том, что по юниорам она триксель не прыгала.
А вот та самая музыка, которая играет второй темой в программе Алены. Сочинил ее британский композитор-постминималист немецкого происхождения Макс Рихтер еще в начале 2000-х. Здесь вы можете увидеть чрезвычайно редкое живое исполнение данного произведения. Играет норвежская скрипачка Мари Самуэльсен.
6. Мария Сотскова, короткая программа 2016-2017
Программа называлась "Эти свободные бабочки". По сути, музыка состоит из нескольких отрывков разной музыки Альфреда Шнитке. То, что мы слышим вначале - музыка "Ажитато" (agitato) из фильма "Повесть о неизвестном актере. Далее - отрывок из "Кончерто Гроссо", 4 его часть (рондо). "Эти свободные бабочки" - это название программы в целом, музыку Шнитке с таким названием не ищите, если что.
Это был сезон, когда Сотскова подавала надежды, заняла на ЧР 3 место вслед за Медведевой и Загитовой, поехала на чемпионат Европы, где была четвертой. На следующий сезон история повторилась, с той лишь разницей, что на ЧЕ ее откровенно прокатили с 3 местом, насыпав сорвавшей все что можно Костнер столько, что той хватило для 3 места (только вдумайтесь - 75 баллов за вторую оценку при 51 за технику!). Сотскова стала опять четвертой.
7. Юлия Липницкая, музыка из кинофильма "Список Шиндлера", 2013-2014.
Конечно, куда и без знаменитой программы на музыку из фильма "Список Шиндлера", прославившей на все времена Юлию Липницкую (или это она дала этой музыке новую волну популярности).
Сочинил эту музыку Джон Уильямс (за что получил одного из пяти своих "Оскаров"), исполнил - пятикратный обладатель "Грэмми", американский скрипач-виртуоз еврейского происхождения Ицхак Перлман. Это один самых выдающихся скрипачей 20 века. Знаменит он тем, что практически всю жизнь провел в инвалидной коляске из-за полиомиелита, которым переболел в детстве. Передвигаться он может лишь на костылях, а играет всегда сидя (хотя в молодости еще мог играть стоя). При этом остается довольно жизнерадостным, позитивным дядькой, постоянно шутит, а недавно еще и стал давать мастер-классы в интернете (разумеется, не бесплатно).
8. Cема Уно, фантазии на тему "Турандот", 2017-2018.
В этой программе, с которой Уно в олимпийский сезон становился первым на чемпионате Японии, вторым на ОИ и чемпионате мира (не мой взгляд, не совсем заслуженно, навалял он тогда больше чем Коляда), вы слышите скрипку Ванессы Мэй, с ее фантазиями на музыку из оперы Пуччини "Турандот". Но только в первой части, дальше вступает мощный (когда-то) голос Хосе Каррераса, поющий знаменитую "Nessun Dorma" из этой оперы.
На этих соревнованиях ("Ломбардия Трофи", 2017 год) Сема накатал на пока что лучший свой результат в карьере по произвольной программе - свыше 214 баллов.
9. Евгения Медведева
Тут сразу 2 программы. Первая - короткая программа сезона 2017-2018 под скрипичную обработку Джошуа Белла ноктюрна до-диез минор Шопена. Имя Белла неспроста указывалось в титрах перед началом программы Евгении: дело в том, что скрипичная обработка данного ноктюрна есть и у других музыкантов, например, легендарного Натана Мильштейна. А Белл, кстати, также обладатель "Грэмми". Что ж, наши девушки абы кого не берут в подыгрыш.
С этой программой Евгения дважды била мировой рекорд на ОИ (второй, правда, продержался всего минут десять). Кстати, а знаете ли вы, что Медведевой принадлежит пока что рекорд по преодолению 80-тибальной отметки в короткой программе за карьеру? Она делала это пять раз на международных соревнованиях. У Загитовой и Кихиры пока по четыре захода, у Косторной - три.
Во второй программе, шедевральной "Анне Каренине", также звучит скрипка, правда, не так активно. Исполняет один из самых известных киношных скрипачей нашего времени Джек Либек (его скрипку, помимо"Карениной", вы можете также услышать в фильме "Джен Эйр"). За свое исполнение был номинирован на "Оскар" и "Золотой Глобус"
Ну а к чему Евгения пришла с этой программой напоминать, конечно же, не надо. Фактически, она послужила водоразделом между прежней, тутберидзевской Евгенией, и новой, орсеровской.
Перейдя к Орсеру, Евгения пока что, к сожалению (по крайней мере, для меня) отказалась от лирики. А ведь раньше и скрипку, и виолончель можно было у нее услышать (например, в обеих программах сезона 2015-2016). Впрочем, вроде бы новые ее программы вернут нас опять к лирике.
Спасибо за внимание! Если понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь, комментируйте, делитесь с друзьями.