Итак, продолжаем смотреть на старые захоронения Малоохтинского кладбища. Первую часть смотрите здесь: Старые могилы Малоохтинского старообрядческого кладбища (часть 01)
Семейное место Минеевых
Гуляя по кладбищу, безусловно бросается в глаза захоронение семьи Минеевых. Из далека можно узреть три надгробия в виде алтаря или киота, возвышающихся на высоком гранитном поребрике. Такой вид надгробия относится к классицизму XIX столетия, и их устанавливали на захоронениях дворянства. Как мы видим, завершения почти всех надгробий на этом месте отсутствуют. Обычно подобные памятники увенчаны крестами, факелами и вазами. В данном случае я предполагаю, что завершение было в виде крестов или шаров, это понятно по сохранившимся луковичным главам.
В глаза бросаются и слова: «скончавшейся такого-то числа от сотворения мира». Даты даны от сотворения мира, а не от Рождества Христова. То есть, датирование происходит по старинному календарю. Это дает нам понять, что здесь покоятся старообрядцы. Увы, но много информации о самих Минеевых я не нашел. Эта фамилия, также всплывает в истории Петербургского купечества.
Удаляясь от семейного места Минеевых, мы попадаем в середину кладбища, где почти нет дорожек и все заросло травой. Здесь сосредотачиваются несколько интересных надгробий, в основном это саркофаги, которые уже не возвышаются, а небрежно валяются на земле, другие боюсь уже почили и сами похоронились в земле. Не знаю, косят ли здесь траву работники кладбища, но складывается впечатление не ухоженности. Несколько раз я наткнулся на торчащие из земли, то ли камни, то ли бывшие надгробия и чуть не разбил о них себе голову.
Вот так прижались друг к другу два постамента Тарасовых:
Здесь покоятся две дамы, возможно сестры, возможно мать и дочь. С другой стороны, такая запущенность придает свой шарм. Наверное, так можно особенно хорошо почувствовать время и историю.
Надгробия Кондратьевых вызвали у меня вопросы! Я так понимаю, завершения в виде крестов были утрачены, а вместо них поставили вот такие вот крестики. В книге Кабака и Приютко указано, что на могиле Кондратьева Михаила Ивановича возвышался крест черного мрамора.
Пробираясь сквозь кусты и заросли попадаются еще сохранившиеся Кресты-голубцы, которые тоже могут намекать на старообрядчество.
Захоронение Чернятских
В середине кладбища можно заметить жертвенник, подчеркнутый в навершии острыми треугольниками фронтонов и акротериев на ступенчатом постаменте. Здесь похоронен купец 2-й гильдии Чернятский Василий Дмитриевич (1770 - 1838). На надгробии можно прочитать эпитафию, которая звучит примерно так: «И возвратится плоть в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его».
Рядом с ним надгробие утрачено, гранитный обелиск принадлежал Прасковье Михайловне Чернятской (дата смерти 1798). Очень старое надгробие.
Могила Бекренева Ефима
Рядом с захоронением Чернятских сохранился старый гранитный саркофаг, который принадлежит купцу 1-й гильдии Ефиму Бекреневу. Умер он в 1803 году, поэтому это также очень старое и ценное надгробие. На саркофаге можно прочесть любопытную эпитафию:
«Под сим камнем погребено тело петрозаводского первой гильдии купца Бекренева, окончившего жизнь в октябре месяце 1803 года, который отважился принять для Казанской церкви выломку гранитных колонн, и большую часть выломал и доставил, что тош может служить памятником».
Вот такие вот подробности можно узнать о людях на кладбище.
Здесь я наткнулся на огромный матрас и честно признаться, меня удивило не то, почему его не убирают, а то, как он сюда попал. Кому пришло в голову его сюда притащить? Бомжи? Мусора на кладбище достаточно, иногда он даже мешал фотографировать.
Семейное захоронение Грузиновых
Этот саркофаг черного мрамора принадлежит Петру Васильевичу Грузинову (1832) и его жене Домне Стефановне.
Выделяется он красивой и трогательной эпитафией в стихотворной форме:
«Горяща чад любовь воздвигла должну честь
Покоящим здесь родителям почтенным
Святящим правоту по правшим ложь и лесть
Причти их Боже всех к святым и сил блаженным
Да будет нам покров и благости венец
Как щедра матерь нас и истинный отец».
Мраморный саркофаг Грузиновой Марьи Степановной (1834) имеет такую эпитафию:
«Господе Иисусе Христе Сыне Божий помилуй нас! В надежде общаго воскресения молю вас любезная моя братия и сестры и все мимо ходящий, и ты любезный читателю помолися о мне грешной Господу Богу».
Могила Рыборецкого
Также, гуляя по зарослям, в середине кладбища можно заметить старый гранитный пилон, декорированный рельефным обрамлением эпитафии, на ступенчатом постаменте. Принадлежит этот памятник купцу 2-й гильдии Рыборецкому Никите Антоновичу. На нем хорошо читается эпитафия:
«Сей памятник воздвигнут супругой в знак истинной любви и незабвенной памяти».
Могила Забегаева
При входе на кладбище, если сразу свернуть направо, то издалека виднеется любопытный гранитный саркофаг на львиных лапах, который уверенно возвышается на высоком, массивном постаменте. Здесь покоится Забегаев Иван Родионович. Умер в 1835, ему было 50 лет. Почетный гражданин, купец 1-й гильдии. Лев является символом мощи и силы. В древнем Египте считалось, что лев - проводник в загробный мир, которому Солнце доверялось в своем подземном путешествии каждую ночь. В Египте археологи неоднократно натыкались на могильные камни в виде львиных лап.
Могила Ильинского
Большинство сохранившихся до наших дней надгробий здесь имеют вид саркофагов, жертвенников и каплиц. Однако, в начале 19 века в моду мемории вошли колонны. В основном, их помещали на постамент, и они почти всегда имели завершение, чаще всего, в виде урны. На Малоохтинском кладбище подобное надгробие можно увидеть на могиле купца Ильинского Семена Андреевича.
Могила Ильиной
Возвращаясь к теме запущенности и старости, в левой части от главного входа натыкаешься на мраморный саркофаг купчихи Ильиной Прасковьи Григорьевны, который съехал с основания и так и остался, хотел сказать гнить в земле, но нет, медленно туда погружаться. На саркофаге до сих пор все четко читается.
Эпитафия гласит:
«Сей памятник воздвигнул слезный сын неутешный в честь матери любезной. Призри благостным оком Всещедрый Господи на претерпенные страдания усопшей рабы Твоея и упокой душу ее в селениях праведных».
Могила Галкиной
Это старинное захоронение XVIII века выделяется каменной плитой, которая сейчас небрежно лежит на другой могиле. Здесь покоится Галкина Феодора Ивановна. Все еще можно прочитать большую эпитафию:
«В надежде из мертвых общаго воскресения молю вас отцы ибратия исестры исродницы изнаетыи все православные християна помолитеся омне грешней ко Господу Христу Истинному Богу Спасу нашему дасподобить меня стати одесную себя вовторое пришествие свое».
Рядом возвышается еще один мраморный жертвенник на высоком постаменте. Это могила Никулиной Авдотьи Федоровны (рожд. Захарова) вдовы купца 3-й гильдии.
Спасибо, что дочитали до конца! Продолжение следует...