Порой сердце вступает в конфликт с разумом. Сердце быстро и категорично оценивает какую-то ситуацию, но разум, разобравшись в деталях, начинает оспаривать оценку, причем аргументированно и логично.
Например, когда я узнал о действиях Литовского корпуса в первые дни ВОВ, то сразу назвал их изменой и подлостью. Однако, углубившись в тему, начал понимать, почему литовцы пошли на предательство.
Соучастники катастрофы
Первые недели войны стали черными для Красной Армии, которая оказалась совершенно неготовой к борьбе с вермахтом. Особенно жуткий разгром немцы учинили Западному фронту, охватив его механизированными клиньями. В Белостокско-Минских котлах погибло 22 советские дивизии, безвозвратные потери составили около 420 000 человек, тысячи орудий, сотни танков и самолетов, десятки военных складов.
Вермахту потребовалось всего 7 дней, чтобы окружить крупную советскую группировку и продвинуться вглубь СССР на 350-400 км, Танковые клинья прорывали оборону, выходили на оперативные пространства и преодолевали по 50-70 километров, практически не встречая сопротивления.
Обхват советских армий с севера осуществила 3-я танковая группа генерала Гота. Но первоочередной ее задачей был захват Вильнюса и поддержка правого фланга группы армий «Север», наступающей через Прибалтику на Ленинград.
Немцы завоевали Литву ровно за неделю: 23 июня вошли в Каунас, 24-го – в Вильнюс, 26-го - в Щяуляй и Даугавпилс, 29-го – в Паневежис. Захватив Вильнюс, танковые дивизии Гота двинулись на юго-восток, 27 июня они завершили окружение Западного Фронта, а 28 июня уже были на улицах Минска.
Необыкновенные успехи вермахта в Литве объясняются не только хорошо подготовленным планом военных действий, выучкой и мощью войск, но и помощью литовцев, которые устроили восстание и обратили оружие против красноармейцев.
Измена 184-ой дивизии
29-ый Литовский корпус сформировали в августе 1940 года сразу после присоединения Литвы к СССР. Корпус объединил 184-ю и 179-ю стрелковые дивизии, состоявшие из военнослужащих бывшей Литовской армии. Солдаты и офицеры корпуса продолжали носить литовскую военную форму, к ней лишь добавились знаки отличия КА. Перед войной литовцев сняли с основных командных должностей, опасаясь их неблагонадежности. Опасения оказались не напрасными.
22 июня 1941 года 179-я дивизия находилась в районе Вильнюса, а 184-я дислоцировалась недалеко от города Алитус. В этом направление вермахт нанес массированный удар. 184-я дивизия должна была сыграть важную роль в обороне Литвы, но пошла по пути предательства.
Уже утром 22 июня радисты дивизии перехватили немецкое обращение на литовском языке, которое призывало литовцев сражаться против Красной армии и большевиков. Днём этого же дня подобное обращение пришло из Каунаса, захваченного литовскими повстанцами. А ночью 23 июня дивизия не только оставила свой участок фронта, но и открыто перешла на сторону врага.
Литовские солдаты обезоруживать и убивали нелитовских офицеров, комиссаров, красноармейцев, политработников, комсомольцев и соотечественников, лояльных Советам. Всего из 16 000 литовских солдат и офицеров Литовского корпуса дезертировали или присоединились к немцам 14 000 человек.
Восстание Фронта литовских активистов
Сразу после немецкого вторжения в Советский Союз по всей Литве началось вооруженное восстание отрядов Фронта литовских активистов (ФЛА), который был создан осенью 1940 года в Германии, его штаб-квартира находилась в Берлине, где проживал лидер движения – Казис Шкирпа.
Мощнейшее и внезапное нападение ошеломило советские войска и власти. Военные в беспорядке отступали, многие части не имели связи со штабами и Москвой, политработники спасали архивы и эвакуировались на восток, поэтому повстанцы легко захватывали военные объекты, склады и целые города.
23 июня в Каунасе появилось Временное правительство Литвы, которое провозгласило независимость государства. Шкрипу назначили главой правительства. 25 июня новые литовские власти уже публично благодарили немецкую армию за освобождение от советской оккупации и называли Гитлера спасителем Европейской культуры.
Почему это случилось?
Как и многим маленьким государствам, граничащим с воинственными и сильными соседями, Литве исторически приходилось нелегко. На ее территории систематически шли войны, а сама страна постоянно находилась под чьей-то властью.
Первая мировая война и серия революций существенно перекроили карту Европы. Благодаря этим грозным событиям 18 февраля 1918 года Литва смогла объявить о своей государственной независимости. Но сразу стала полем боя Советской России и Польши.
В июле 1920 года Советское правительство официально признало независимость Литвы. Но как только красная армия ушла с литовских территорий, их начали занимать польские войска. К осени поляки захватили значительную часть Литвы, в том числе Гродно, Лиду и Виленскую область с Вильнюсом.
Литовские власти не признавали законность этих завоеваний. Но в марте 1938 года Польша при поддержке Германии выдвинула Литве ультиматум, угрожая вторжением, и литовцы признали потерянные в 1920 году территории польскими. Поддержка Гитлера обусловлена тем, что он готовился к войне с Польшей и СССР. В марте 1938 года уже Германия предъявила Литве ультиматум и присоединила к Рейху Клайпедский край.
В августе 1939 года произошел очередной раздел Прибалтики. В первоначальном варианте пакта Молотова-Риббентропа Литва отходила в сферу влияния Германии. Однако через несколько недель договор подправили, литовские земли, кроме Клайпедского края, попали в сферу интересов СССР.
10 октября 1939 года в Москве Молотов и литовский министр Урбшис подписали советско-литовский договор о взаимопомощи. По договору Литве возвращалась Виленская область, а заодно на ее территории появлялся 20-тысячный контингент Красной Армии. Естественно, у Литвы не было политических и военных возможностей отказаться от договора, по сути, в этот день она опять потеряла независимость.
14 июня 1940 года СССР потребовал допустить в Литву дополнительные войска. И уже на следующий день литовское правительство ответило согласием. Сталин понимал неизбежность скорого столкновения с Германией, поэтому действовал максимально быстро, готовя плацдармы для войны с немцами.
14-15 июля в Литве прошли весьма сомнительные выборы в Народный Сейм, на котором 99.2% голосов получил подконтрольный Москве «Блок трудового народа». А 21 июля Народный Сейм объявил о создании Литовской ССР и попросился в состав СССР. 3 августа 1940 года Литва стала частью Советского Союза.
Литовское общество было раздроблено на части. Кто-то поддерживал СССР, кто-то немцев, кто-то стремился к национальной независимости и нейтралитету. В любом случае в стране внушительная часть населения имела антисоветские и антикоммунистические взгляды. Поэтому в начале войны десятки тысяч литовцев охотно взялись за оружие и встречало немцев как освободителей от большевицкой оккупации.
Черная страница литовской истории
Если измену Литовского корпуса и восстание можно оправдать борьбой за национальную независимость и право на самоопределение, то еврейские погромы и последующий холокост навсегда останутся черной страницей в истории Литвы. Буквально с первых войны дней без указки немцев, по собственной воле литовцы начали истреблять евреев.
В конце июня и начале июля выпущенные из тюрем уголовники, простые обыватели и бойцы ФЛА убили более 10 тысяч евреев. Так, с 25 по 29 июля в Каунасе литовцы казнили более 4 тысяч евреев, не щадили ни стариков, ни детей. Кровавая бойня превращалась в грабеж и велась с жестокостью, которая поражала немцев.
Стихийные еврейские погромы перетекли в официальную идеологию Временного правительства Литвы, 30 июня 1941 года оно решило создать первый на территории СССР концлагерь для евреев. Вскоре за дело взялись айнзацгруппы – профессиональные истребители людей, и множество литовцев добровольно стали их помощниками.
Размах литовского холокоста удивляет. В июне 1941 года в Литве проживало 220 -265 тысяч евреев, почти 10% населения страны. Только 15 тысяч из них смогло эвакуироваться на восток летом 1941 года. По немецким отчетам, к январю 1942 года в Литве было уничтожено 185 000 евреев, а всего за время войны немцы и литовцы убили 206 000 евреев.
Разбитые надежды
Но военное предательство Литовского корпуса, восстание ФЛА и рвение в убийстве евреев оказались бесполезными, они не дали литовцам желаемой независимости. Поначалу немцы использовали новоявленные литовские власти в своих интересах, но Геббельс сразу запретил немецким СМИ сообщать что-либо об антибольшевистском восстании в Литве. 25 июня гестапо поместило Казиса Шкирпу в Берлине под домашний арест и постоянное наблюдений.
17 июля по приказу Гитлера на карте Рейха появился рейхскомиссариат «Остланд», куда вошли прибалтийские государства и Белоруссия. Вся власть перешла к немецкой администрации, которая 5 августа распустила Временное правительство Литвы и отменило его приказы и законы. А 26 сентября немцы запретили деятельность ФЛА.
Земли «Остланда» подлежали германизации, уже в первый год войны с СССР в Прибалтику приехало 16 000 немецких колонистов. Показательны слова Гитлера, сказанные им в сентябре 1941 года и показывающие истинное отношение нацистов к Литве и ее национальным устремлениям:
«… Это мы в 1918 году создали страны Балтии и Украину. Но сегодня у нас нет интереса в сохранении балтийских государств…».