Неудачи в Крымской войне породили в русском обществе того времени, особенно между военными, множество различных взглядов и мнений на их причину. Одни искали причины неудач в случайностях войны, другие приписывали их отдельным лицам; следующие относили их к несостоятельности общего плана обороны государства, к раздробленности войск и к недостаткам вооружения; четвертые видели недостатки в тактическом образовании русской армии, а также в плохой военной администрации и скверном состоянии военного хозяйства.
Так или иначе, но Крымская война стала переломным моментом, заставившая Россию начать преобразования, имеющие прямое отношение не только к военным реформам, но и к общему государственному хозяйству, к которым относятся следующие нововведения:
- Освобождение солдатских детей от потомственной службы.
- Упразднение военных поселений.
- Уменьшение состава армии
- Передвижение войск по железным дорогам.
- Передвижение войск сплавом по рекам.
- Упразднение казенных фабрик.
- Изменение системы продажи в питейных заведениях на Дону.
Мы обратим внимание на чисто военные преобразования.
Освобождение солдатских детей от потомственной службы
25 декабря 1856 года Император Александ II издал указ об исключении из военного ведомства солдатских и матросских детей. Все они становились свободным податным сословием. Этот указ затрагивал не только военные вопросы, но и имел отношение к общегосударственному устройству целой страны, поскольку имел отношение к будущему освобождению крепостных крестьян. Согласно этому указу в семьи были возвращены 378 тыс. малолетних детей, переставших считать себя при живых родителях сиротами.
Само же существование потомственного сословия солдат в составе русской армии, в чисто военном отношении, не приносило никакой пользы и приносило вред с точки зрения нравственности и экономики. Это было чисто искусственное учреждение, никак не влиявшее на развитие военной доблести в государстве, и абсолютно далекое от идей справедливости.
Солдатский сын поступал в кантонисты еще ребенком. Он был лишен попечения родителей, которые были живы и проводил детство под чуждым и суровым надзором наставников и надзирателей батальонов военных кантонистов. В 15 лет солдатский сын становился солдатом и должен был прослужить столько же, сколько служил его отец. При отставке солдатский сын оставался ни кем иным, как человек "без роду и племени".
В экономическом отношении потомственное солдатство приносило государству только ущерб, поскольку правительство должно было содержать их с самого раннего детства при живых родителях. Число казенных детей было огромно и увеличивалось год от году. Освобождение от потомственной службы значительно сократило государственные издержки от бесполезного в военном отношении содержания солдатских и матросских детей.
Существование учреждения потомственного солдатства было одной из причин, препятствующих увеличению народонаселения страны. В детском возрасте, солдатские дети повергались большей смертности, чем обычные их сверстники, а при достижении зрелого возраста они очень редко вступали в брак. А так, как число их было значительно, то наравне с другими причинами служило одной из помех для роста народонаселения.
По физическим своим силам и здоровью солдаты, вышедшие из кантонистов практически всегда уступали массе остальных солдат, вышедших из других сословий. Суровая казарменная жизнь не давала солдатским детям ни выспаться, ни поиграть, ни всегда хорошо поесть — какая уж тут сила и какое здоровье, необходимые будущему солдату.
Что касается военного образования, то тут безусловно солдаты, вышедшие из кантонистов, были грамотны и знали фронтовую службу, но грамотность легко распространялась и между солдат, выходящими из рекрут.
С уничтожением сословия солдатских и матросских детей, правительство учредило особые военные училища, цель которых состояла:
- дать приют тем из солдатских детей, которые по неимению родителей и родственников, или по желанию тех и других, остались на руках правительства;
- подготовить кондукторов, топографов, граверов, словорезов, писарей для войск и военных управлений, музыкантов и учителей гимнастики.
Училища эти были учреждены в городах: Петербург, Москва, Псков, Новгород, Ярославль, Нижний Новгород, Киев и Казань — каждый на 800 воспитанников. Такие же училища были сформированы еще в 14 городах. Общее число воспитанников в них — 10 тыс. человек.
Поступающие в училища должны быть не моложе 12 и не старше 16 лет. От поступающих, с 12 и 14 летнего возраста не требовалось никаких познаний. Те же, кто был старше 14 лет, требовалось умение читать и писать по-русски. Срок обучения от пяти до шести лет. Учебный год от 1 августа по 15 июня; в промежутке каникулы.
На казенное содержание принимались:
- Сыновья нижних чинов, прижитых во время состояния отцов на службе.
- Сыновья потомственных дворян.
- Сыновья отставных нижних чинов.
Предметы преподавания в военных училищах были следующие:
- Закон Божий.
- Русский язык.
- Арифметика, алгебра, геометрия.
- Краткая русская история и география.
- Законоведение.
- Чистописание, рисование и ситуация.
В кондукторских классах дополнительно:
- Начертательная геометрия.
- Прямолинейная тригонометрия.
- Строительное искусство.
- Фортификация.
- Понятия об артиллерии, архитектуре, фортификационном черчении и каллиграфии.
Воспитанники, выпущенные из училища, обязаны были прослужить в военном ведомстве определенное количество лет. По выслуге 10 или 12 лет службы, каждому предоставлялось право выйти в отставку или продолжить службу при особых преимуществах.
Упразднение военных поселений
Военные поселения не являются изобретением России. Они существовали в разное время в разных странах: в Римской империи, при Карле Великом, в Австрийской империи и ряде других государств. В поселениях, солдат был одновременно и хлебопашцем. Цель таких поселений в России — сократить содержание армии в мирное время. Начало устройства русских военных поселений относится к 1816 году.
Цель, предполагавшаяся при устройстве поселений, достигнута не была. Все устройство ограничилось поселением части кавалерии и небольшой части пехоты. Вместо воинов пахарей, какими должны были быть поселенцы, они являлись простыми хлебопашцами, занимающимися исключительно снабжением продовольствия расквартированных при них войск. Экономическое благосостояние военных поселенцев было хуже благосостояния государственных и удельных крестьян.
В отношении чисто военном, русские поселяне ничего собой не представляли. Русский поселенец надел на себя полувоенный костюм, сбрил себе бороду, подчинился военному устройству, но по всем своим нравственным качествам он остался все тем же мирным пахарем, обладающим всеми достоинствами и недостатками в воинской службе, как и вся остальная масса русского населения.
Военные поселения не имели существенного значения в составе военных сил Империи, и одновременно были невыгодными и обременительными для государства. По этим причинам военные поселения были упразднены в 1857 году. В 1859 году были упразднены военные поселения кавалерии.
Таким образом, указы по упразднению сословия потомственных солдатских детей и военных поселений сыграли немаловажную роль в нравственном и экономическом переустройстве всего государства.
В последующих статьях на тему преобразования русской армии после Крымской войны, мы рассмотрим и другие нововведения, указанные выше в этом материале.
Продолжение следует.
Фото взяты из доступных источников Яндекс.
Если статья понравилась: Поставьте лайк, поделитесь в соцсетях, подпишитесь на канал и оставьте свои комментарии.