Найти тему

Почему школьники против ЕГЭ?

Поскольку июль в этом году, в силу обстоятельств, стал периодом сдачи ЕГЭ, хочу высказать пару сугубо личных соображений по этому поводу.

Эти три страшные буквы - ЕГЭ!
Эти три страшные буквы - ЕГЭ!

Как и у всех людей, у вашего покорного слуги есть знакомые, и у многих этих знакомых есть дети. И каждая семья (кто-то раньше, кто-то позже) проходит период, когда надо готовиться к экзаменам. Причём готовиться СЕМЬЕ. Да-да, именно семье - потому что реальность в России такова, что ЕГЭ - головная боль не столько для школьников, сколько для родителей. Надо нанимать репетиторов, оплачивать дополнительные занятия в школе, а потом нервничать до самого августа: поступит - не поступит...

О том, что ЕГЭ надо отменить, пару лет назад говорили чуть ли не повсюду. Против ЕГЭ возмущались политики, общественники, родители, учителя, и конечно же, сами школьники.

Но если причину недовольства взрослых я могу понять, то вот недовольство самих школьников - нет. Как по мне, кто-то, а школьники как раз должны ЕГЭ чуть ли не боготворить. И вот почему.

ЕГЭ - это просто

Серьёзно, ЕГЭ не сложный. Во всяком случае, по предметам, где не спрашивают устно. Если вы не верите - посмотрите примеры задач на сайте ФИПИ. Базовая математика - это, как по мне, сборник головоломок из журнала с телепрограммой. Вот пример задачи из базовой математики:

На счёте Машиного мобильного телефона было 78 рублей, а после разговора с Леной осталось 42 рубля. Известно, что разговор длился целое число минут, а одна минута разговора стоит 1 рубль 50 копеек. Сколько минут длился разговор с Леной?

Профильная математика сложнее, но в первой части тоже хватает заданий, решить которые можно за 2-3 минуты. Вот пример:

Пример задачи 1 части ЕГЭ по профильной математике. Взято с сайта ФИПИ.
Пример задачи 1 части ЕГЭ по профильной математике. Взято с сайта ФИПИ.

Конечно, таких задач там не так много. Но их достаточно для того, чтобы сдать, как минимум, на минимальный проходной балл (извините за тавтологию). Чтобы не набрать даже минимума - уж, извините, но мне кажется, для этого надо весь 10 и 11 класс ковыряться в носу на задней парте.

Физика будет посложнее, но и там всё проще, чем кажется. Многие задания на одну и ту же тему, но требуется найти разные физические величины, пользуясь одними и теми же формулами. Школьнику, по сути, надо просто уметь "перебрасывать" буквы в формулах. Грубо говоря, была формула S=v*t, а стала v=S/t. Вот и всё.

В доказательство того, что ЕГЭ не сложный, приведу примеры из собственной жизни. Среди детей моих знакомых две девочки получили за ЕГЭ по русскому 94 балла, причём обе были троечницы. Ещё один парень получил 96 баллов по физике и 98 по русскому языку. Причём парень этот не был "ботаником".

Куда же без списывания...

В то, что на ЕГЭ невозможно списать, давно не верят даже учителя. На ЕГЭ списывают поголовно! Можете быть уверены - из 100 человек 95 проносят собой шпаргалки. Некоторые умудряются проносить и телефоны. Но и обычного листа бумаги будет вполне достаточно, чтобы уместить на нём все формулы и определения.

Чаще всего примерно так прячут шпаргалки. Но достают их, естественно, не в аудитории.
Чаще всего примерно так прячут шпаргалки. Но достают их, естественно, не в аудитории.

Однажды один мой знакомый был наблюдателем на ЕГЭ. И после завершения экзамена на выходе из школы он обнаружил полный мусорный бак шпаргалок. Среди них были даже листы формата A4!

Сама технология списывания - вопрос другой, и всех его тонкостей описывать я не буду. Скажу лишь следующее: если школьник выходит из аудитории, с вероятностью 95 процентов он отправляется списывать.

Из троечника в отличники

А этим следствием введения ЕГЭ зачастую недовольны учителя таких предметов, как история, обществознание, и некоторые другие.

Предположим, решил школьник стать инженером и поступить в технический вуз. Для поступления ему нужны ЕГЭ по физике, математике и русскому языку. Следовательно, на все прочие предметы можно "забить". Можно не учить химию, спать на истории, плевать в потолок на обществознании... Потому что школьник уже выбрал цель. Можно нахватать сколько угодно троек по "лишним" предметам, потом хорошо сдать три "нужных" дисциплины, и поступить туда, куда хотел.

Мало того! Парадоксально, но благодаря системе ЕГЭ даже заядлый троечник может закончить школу с золотой медалью!

-4

В теории это работает так. Вплоть до 9 класса ученик ленится, получает тройки и четвёрки. Но вот он поступает в 10 класс, выбирает предметы, которые ему нужны, и усердно натаскивается на ЕГЭ по ним. Что касается других предметов, то нередко учителя ставят оценки "от балды" тем ученикам, которые не сдают ЕГЭ по их предмету.

В итоге, проучившись 2 года, ученик получает итоговые 5 по "нужным" предметам, и итоговые 5 "от балды" по "ненужным". Сдав выбранные экзамены на 5, он получает диплом с отличием и золотую медаль. Которая, кстати, даёт дополнительные баллы при поступлении.

Итоги

Я не хочу сказать, что вся наша молодёжь - "поколение дебилов". Я лично встречал среди "поколения ЕГЭ" персонажей, которые уже в свои 17-18 хорошо развиты и могут на равных вести беседу с людьми вдвое и втрое старше. Я говорю лишь о том, что с точки зрения школьников ненавидеть ЕГЭ - совершенно нелогично. Как раз школьникам ЕГЭ и упрощает жизнь! Современные выпускники даже представить не могут, насколько труднее было их родителям поступить в тот вуз, в который они хотели.

А вот кто действительно должен ненавидеть ЕГЭ (и делает это), так это преподаватели вузов. Потому что, как уже было описано выше, зачастую в школах идёт именно натаскивание на ЕГЭ. В результате нынешние абитуриенты обладают меньшими знаниями, чем их предшественники 20 лет назад. Но это, как говорится, уже другой вопрос.

Все фото взяты из открытых источников.