Ксения Собчак лицо, известное в СМИ, позиционирует себя не только в качестве участницы популярных проектов (таких, как, например, Дом-2), но и в качестве мерила здоровья нации. Она стремится быть не только популярной и востребованной, но также интеллигентной (в лучшем классическом смысле слова).
В последнее время она, как последовательная гуманистка, озабочена не только нравственным, но и физическим здоровьем сограждан. Не потому ли она в сопровождении группы энтузиастов отправилась в среднеуральский монастырь, где окопался скандально известный схиигумен Сергий Романов? Как известно, он отвергает официально принятые в храмах карантинные меры против эпидемии коронавируса и отрицает едва ли ни само существование коронавируса, считая борьбу с ним пропагандистским мифом, прикрывающим гонение на Церковь. И вот Собчак решила провести журналистское расследование, спасти болящих, которые по её логике не получают достаточной помощи, и вообще посеять просвещение в диком краю, досадно удалённом от обеих столиц. (Попутно речь шла и о неких детях, с которыми по мнению Собчак в монастыре неправильно обращаются). Собчак решила побеседовать со схиигуменом Сергием и с другими насельниками монастыря, разобраться что к чему. Не с такими ли намерениями наш отечественный классик Чехов некогда предпринял архитрудную поездку на дикий отдалённый остров Сахалин?.. Напоминаем, Чехов был врач, просветитель, гуманист.
Собчак обнаруживает не только благородные намеренья лечить и просвещать, но и некую классическую поступь. Похвально! Однако то, что снаружи выглядит очень последовательным и очень логичным, изнутри проникнуто невидимым миру абсурдом, который со временем не замедлил о себе заявить. Для того чтобы миссия Собчак была успешной, необходимо, чтобы схиигумен Сергий разделял европейские буржуазные ценности, которые проповедует Собчак, и сам себя позиционировал бы в качестве среднеуральского дикаря (который нуждается в просвещении). Если же схиигумен Сергий не находится с Ксенией в едином смысловом поле и транслирует вечные ценности в противовес житейскому здравому смыслу, заранее ясно, что «разговора не получится».
С таким же успехом Ксения Собчак могла бы поехать с группой единомышленников в африканскую пустыню усмирять ураган или отправиться на борьбу с ветряными мельницами. Понятно, к чему вскоре привело бы сие донкихотство… Схиигумен Роман живёт по совершенно иным внутренним правилам, нежели Ксения Собчак, и навязать ему, человеку несгибаемой воли, другие правила, разумеется, совершенно невозможно, как невозможно, например, остановить ураган с помощью пусть даже самого смелого журналистского расследования. Ураган просто посмеётся над храбрецами или, чего доброго, поглотит весь творческий коллектив.
Собственно так и произошло, и сие, друзья, совсем не удивительно. Ведь и в церквях, которые железно подчиняются Кириллу, например, даже на простое фотографирование требуется брать благословение у батюшки, иначе не удивляйтесь, если устройство для фотосъёмки отнимут! Что уж говорить о монастыре, которым управляет схиигумен-радикал? Там и порядки такие, каким положено быть в суровых монастырях (а не просто в обычных приходских храмах).
Ксения не преминула официально обратиться в суд с жалобами на то, что её и её коллег в монастыре чуть ли ни поколотили. В самом деле, возмутительно! Но, во-первых, Собчак фактически сама напрашивалась на скандал. И получила его. Во-вторых, представая перед правосудием в качестве жертвы, Собчак одновременно выступает на стороне сильных мира. Она потенциально отдаёт схиигумена Сергия на съедение власть предержащим - непосредственно Кириллу и иже ним. Быть на стороне многочисленных гонителей против одного гонимого - это едва ли вполне по-чеховски. В-третьих, Собчак поневоле навязывает светские правовые нормы духовной инстанции, одно другому слишком непропорционально.
Скажут, а разве светские правовые нормы не распространяются на Церковь? Конечно, распространяются, да ещё как! Клирика, который размахивает кулаками, могут по закону судить как обычного хулигана. Для церковнослужителей нет каких-то особых правовых норм… Но то, что в принципе закономерно по формальной процедуре, в данном случае внутренне абсурдно. Собчак подходит с вполне логичным светским мерилом к духовной стихии подвига и молитвенного горения. С таким же успехом Собчак могла бы судиться с ураганом, который не утихнул, несмотря на её многочисленные настояния.
Впрочем, известен древний царь Ксеркс, который однажды приказал высечь море - за неповиновение. (Море разрушило мост, построенный по указу могущественно царя, и-таки было успешно выпорото).
Остаётся ожидать, как будут развиваться события: замнут внешне логичный, но внутренне абсурдный иск или - таки высекут море?
К сожалению, более вероятно ожидать второго, потому что у Кирилла возникает удобный информационный повод дополнительно прищучить опального игумена, но остаётся какая-то зыбкая надежда на первое. Авось пронесёт?
Напоследок хочется сказать, что при всей трагической нелепости происходящего, у Ксении Собчак по счастью всё-таки не отсутствуют благородные намерения. Возможно, что на будущее ей не помешает урок Чехова. Классик, хоть он посещал не монастырь, знал цену пословице «в чужой монастырь со своим уставом не ходи», и будучи на Сахалине не размахивал руками. Не устраивал на Сахалине тарарам. В своих преобразовательных намереньях Чехов обнаруживал мудрую постепенность, и благодаря его тихим усилиям условия жизни ссыльных поселенцев на Сахалине со временем смягчились.