У многих первоклассников при поступлении в школу обнаруживаются сложности с правильным захватом прибора для письма. Тренировать мелкую моторику рук и учить правильно держать карандаш необходимо задолго до школы. Обучить этому дошкольника гораздо легче, чем первоклассника.
Развивать мелкую моторику рук ребенок начинает с рождения. Он пытается удержать в ручке погремушку, перебирает пальчиками различные элементы своих игрушек, мнет, рвет и многое другое. Уже в 2-3 года, когда дошкольник начинает пробовать себя в рисовании, необходимо показать ему, как правильно держать фломастер, и контролировать, чтобы захват формировался именно так.
Почему обучать правильно держать приборы для письма так важно? Привыкнув на ранних этапах к неправильному захвату, ребенок впоследствии может столкнуться с рядом проблем:
- быстрое перенапряжение и усталость руки во время письма;
- снижение концентрации внимания;
- неспособность писать быстро;
- некрасивый почерк, который крайне сложно исправить;
- неправильная осанка, что может привести к искривлению верхней части позвоночника;
- ухудшение зрения;
- насмешки одноклассников.
Начать подготовку пальчиков к письму можно с помощью следующих занятий:
- застегивание пуговиц (от самых крупных до самых мелких в зависимости от возраста ребенка);
- лепка из пластилина или теста;
- нанизывание бусин, пуговиц и других мелких предметов на нитку;
- разнообразные шнуровки;
- вырезание ножницами;
- различные манипуляции с узелками на веревках;
- игры с использованием бельевых прищепок;
- специальная гимнастика для пальчиков, пальчиковые игры.
Когда дошкольник учится пользоваться карандашом, регулярно предлагайте ему:
- рисовать импровизированно;
- закрашивать элементы раскрасок (от самых крупных и простых к более мелким и сложным);
- дорисовывать картинки по образцу;
- обводить рисунок по контуру;
- рисовать штриховки;
- проходить лабиринты карандашом.
Важно следить, чтобы с самого начала пальчики держали ручку правильно. Захват пишущего прибора осуществляется верно, если:
- Точка опоры карандаша — верхняя фаланга среднего пальца. Большой и указательный пальчики придерживают карандаш: большой находится слева, указательный — сверху.
- Безымянный пальчик и мизинец прижаты к ладони, подогнуты к основанию большого пальца.
- Расстояние от пальчиков до кончика карандаша около 1,5 см.
- Карандаш наклонен под углом около 60 градусов.
- Мизинчик немного касается поверхности стола, рука опирается на него.
- Рука и пальчики расслаблены.
Определить ошибки при захвате пишущего прибора можно по следующим признакам:
Карандаш держится в кулачке.
Рука напряжена, сильно сдавливает карандаш.
Большой пальчик держит карандаш чуть ниже указательного.
Расстояние от кончика карандаша до пальцев слишком маленькое или слишком большое.
Во время рисованияе двигается лист, а не карандаш.
Карандаш часто ломается при письме, бумага рвется в процессе рисования.
Верх карандаша направлен в лицо или в сторону плеча, а не шеи.
Если ребенок поднимает указательный пальчик, карандаш меняет местоположение, выскальзывает.
Как научить ребенка правильно держать прибор для письма?
- Метод “пинцета”
Карандаш нужно держать свободной рукой перпендикулярно поверхности стола, а пальчиками пишущей руки захватить карандаш сверху, словно пинцетом. Все три пальчика должны проскользить вниз по карандашу до такого положения, в котором будет удобно им пользоваться. Рука наклоняется, пальчики остаются в том же положении.
- С помощью салфетки
Простую бумажную салфетку нужно сложить в несколько слоев и попросить ребенка прижать ее безымянным пальцем и мизинцем к ладони. Три “рабочих” пальчика осуществляют правильный захват, а два “свободных” вынуждены держать салфетку и не могут случайно помешать.
- С помощью мелков
Если мелок разрезать на кусочки длиной около 3 см, ребенок сможет взять такой кусочек только тремя “рабочими” пальчиками. Когда дошкольник привыкнет к правильному захвату, можно переходить на обычные карандаши или ручки.
- Метод “метки”
На верхней фаланге (ближе ко второй) среднего пальчика нужно нарисовать любой знак: красную точку, сердечко, звездочку и т.п. Такой же знак нужно нарисовать и на карандаше на высоте около 1,5 см от его кончика. Когда карандаш попадает в ручку ребенка, эти метки должны совпасть.
- С помощью специальных насадок
Такие насадки можно найти в любом канцелярском отделе. Они имеют выемки и углубления в нужных местах, благодаря чему пальчики ложатся правильно. Кроме того, эти приспособления очень мило выглядят — деткам будет очень интересно “поиграть” с ними.
- С помощью специального тренажера
В тех же канцелярских отделах можно найти специальные ручки-тренажеры для формирования правильного захвата. Они имеют треугольную форму и выемки для пальчиков, что позволяет им держать ручку нужным образом.
- Метод “резиночки”
Такой способ помогает приучить ребенка держать карандаш под нужным углом. На запястье руки нужно накинуть резинку (канцелярскую, для денег), затем перекрутить ее, сделав маленькую петельку, и эту петельку зафиксировать на карандаше (набросить на верхнюю часть и подвинуть ближе к середине). Останется подкорректировать положение резинки и карандаша так, чтобы наклон был верный.
- С помощью игры в Дартс
Дротики обычно бросают тремя пальцами. Так, на примере этой игры, ребенок сможет понять принцип правильного захвата карандаша и подготовит руку к письму. Такой способ подходит для старших дошкольников.
- С помощью носка
В носке или варежке нужно прорезать небольшое отверстие, чтобы туда пролезали только три “рабочих” пальчика. Когда такой носок будет на ручке, безымянный пальчик и мизинец будут спрятаны внутри и не смогут мешать.
Напоследок важные советы:
- Все вышесказанное подходит и для деток-левшей. Однако, выбирая специальные накладки и тренажеры для захвата, необходимо учитывать эту особенность и использовать приспособления, подходящие именно для леворуких детей.
- При обучении ребенка правильному захвату особое внимание необходимо уделять его позе, осанке. Также важно правильно организовать рабочее пространство ребенка, чтобы его письменный стол и стул были эргономичны и подходили по возрасту.