Сарматы были кочевниками и пастухами, которые говорили на индоиранском языке и которые в V веке до нашей эры, согласно рассказам греческого историка Геродота, жили между Каспийским морем, рекой Дон и Азовским морем. К III веку до нашей эры они покорили скифов на великих равнинах северного Причерноморья (с которыми они имели много общего), и их территория увеличилась от Балтийского моря до Чёрного моря и от реки Вислы до Волги.
Сарматы, или савроматы, были кочевым народом, связанным со скифами. Они пришли из Ирана, и в пятом веке до рождения Иисуса Христа, вторглись в восточную часть Европы и обосновались на территориях к востоку от Дона до Волги. Спустя столетие они пересекли Дон и прошли на запад. Примерно через сто лет они захватили Приднепровье, покорили скифов и стали доминировать в южной части России. В I веке до н.э. они достигли низовьев Дуная. Сарматы были большим народом, состоящим из разных племён: аланы, роксоланы, аорсы, языги, сираки, саки.
Греческий историк Геродот утверждал, что они были результатом союза скифов с амазонками. У них была очень примечательная для того времени особенность, заключающаяся в том, что их женщины сражались наравне с мужчинами. Для сарматской женщины было очень важно сражаться, потому что она не могла потерять девственность, пока не убьёт врага, и она не прекращала сражаться до своей свадьбы. Геродот добавляет, что они говорили на неправильном диалекте и что их женщины пользовались большой свободой. Напротив, Гиппократ, другой греческий автор, классифицировал сарматов в скифской группе. Отсюда мы делаем вывод, что это были разные люди, хотя и с сильным родством со скифами.
Сарматы поддерживали торговые отношения с многочисленными странами. Они импортировали товары из Персии. Они также торговали с греческими колониями Чёрного моря, которые высоко ценили работу ювелиров и металлы сарматов.
Так как сарматы пришли с Востока, они одевались в восточном стиле или, точнее, в персидском. Они украшали свои платья маленькими металлическими пластинами, серебряными или золотыми. Они также использовали пряжки и ценили филигранные украшения (предметы, сделанные из золотой или серебряной нити). Их захоронения, обнаруженные в Венгрии, указывают на то, что сарматы совершали человеческие жертвоприношения и хоронили различные предметы быта вместе с мёртвыми.
Они поклонялись огню и солнцу. Кроме Перуна, у них было несколько других божеств, таких как Тассанис — бог ярости или Суджатовист, который судит мёртвых, с которыми они, вероятно, верили в загробную жизнь. Но самый священный ритуал состоял в поклонении мечу, воткнутому в землю. В последнее путешествие сарматов отправляли с самыми драгоценными предметами: украшения, луки, доспехи, посуда, зеркала. В гробницах находили предметы, почти всегда сделанные из серебра и железа, а также, хотя и не так часто, из бронзы или золота. После смерти рыцаря они похоронили его вместе с упряжью и конём и различнымы предметами быта.
Сарматы были воинственными людьми. Оружием, которое они использовали больше всего, был короткий меч. Позже появились железные мечи, длинные или короткие, с круглой украшенной рукоятью. Со II века до н. э. они также использовали длинные стрелы с железным наконечником. Другим часто используемым оружием было копьё и лассо. Они редко использовали топорики. Чтобы защитить себя, сарматские воины носили круглые или заостренные шлемы, обычно сделанные из железа или воловьей кожи.
Сарматское мирное население занималось торговлей и промышленностью. Они делали керамические изделия, особенно сферические сосуды, по этой причине в могилах были найдены многие виды бронзовой и керамической посуды.
Сарматское животноводство вытеснило скифское аграрное хозяйство. Сарматы были, по сути, кочевыми пастухами, которые разводили скот и лошадей исключительно для использования племени. Они часто переезжали, поэтому постоянные поселения им были неизвестны. Как и любой кочевой народ, сарматы были неспокойны, и не упускали возможности повоевать. Вся история европейской Сарматии связана с походами, набегами и миграциями. Античные авторы их описывают как сильных, храбрых и «многоконных воинов».