Найти тему

27. Как тагары превратились в славян?

Дорогие друзья!

10 ноября 2024 года вышел в свет первый том моей 4-х томной книги "История происхождения многонационального народа российского". Он охватывает период с момента возникновения Хомо сапиенс и до прихода предков многих россиян к берегам Финского залива примерно 5400 лет назад, когда они образовали культуру "тысяч кораблей". Книгу можно приобрести непосредственно в московском издательстве "Академический проект" (1220 руб.) или в OZON (1400 руб.). Первые 40 страниц первого тома посвящены доказательству внешнего воздействия на ДНК Хомо сапиенс примерно 88-68 тысяч лет назад, которое произошло одновременно на территории Африки и Индии.

Мы с вами ранее намеревались посмотреть, как тагары - предки ильменских и некоторых других славян - жили в Южной Сибири (Минусинской котловине) в 8-2 веках до н.э.

Так выглядел древний представитель Тагарской археологической культуры, предок славян, проживающий в Минусинской котловине примерно 25 веков тому назад. Явно не монголоид.

Согласно данным археологов,

«Тагарская культура – археологическая культура, распространённая в 7-3 века до н.э. по Среднему Енисею в Минусинской котловине, районе Красноярска и восточной части Кемеровской области. Названа по острову Тагарскому на Енисее против Минусинска. Тагарская культура – культура скифского мира: характерны скифского типа оружие, конский убор, бронзовые котлы, зеркала, звериный стиль в искусстве. Своеобразие Тагарской культуры заключается в том, что все орудия и оружие изготовлены из бронзы…

Район Тагарской культуры был одним из крупнейших очагов бронзолитейного производства Евразии. С 5 века до н.э. появляется небольшое количество железного оружия…

Посуда (баночные чёрнолощёные сосуды) и украшения отличаются от скифских и сакских.

Население было осёдлым. Основу хозяйства составляло мотыжное земледелие. Скотоводство было яйлажным (коровы, овцы, лошади), кочевого скотоводства Тагарская культура не знала.

Известны каналы для водопоя скота и полива лугов. Памятники Тагарской культуры – многочисленные земляные курганы с прямоугольными оградами из каменных плит; по углам, а иногда и по сторонам оград – вертикально врытые камни…

Известны также несколько поселений, медные рудники и много наскальных рисунков… группа огромных курганов 5-4 веков до н.э. (Салбык), высотой до 11 м, – возможно погребения царей и знати… Физический тип людей Тагарской культуры – европеоидный…

В искусстве (украшения оружия и конского убора) Тагарской культуры преобладают изображения зверей в скифо-сибирском зверином стиле. Среди наскальных рисунков встречаются реалистические и схематические, есть изображения и человека».

( Советская историческая энциклопедия. Том 14, стр. 24 )

Можно обратить внимание на то, что начало Тагарской культуры практически совпадает с датой рождения общего предка зелёной (Кушанской) и жёлтой ветвей, показанных на 67-маркерном генеалогическом древе молекулярной семьи R1a-YP579 (см. статью 17).

-2

По данным антропологов черепа тагарцев Минусы по всем параметрам очень похожи прежде всего на черепа алайских саков, которые проживали потом на юге нынешней Киргизии в районе древнего княжества Полона, основателем которого был некий Кюй. Позднее у полян на Днепре вождём был Кий. Двойное совпадение имён, а также особая близость черепных указателей!

-3

(Козинцев А.Г. Антропологический состав и происхождение населения тагарской культуры. Л. 1977 Стр. 37)

Согласно представленным здесь расчётам археологов видно, что среди мужчин самый близкий физический тип к тагарцам Минусы среди выше перечисленных племён имели тагарцы соседней Кемеровской области (различие составляет всего 0,08), потом следуют алайские саки (0,14) и афанасьевцы Алтая (0,15).

Черепа мужчин остальных племён сильно отличаются. Например, отличие с андроновцами той же Минусы составляет 0,30, с карасукцами Минусы – 0,51, а с памирскими саками ещё больше – 0,67. Поэтому заявлять, например, о том, что тагары произошли от представителей более древней Карасукской археологической культуры - это очень грубая ошибка.

Среди женщин самый близкий физический тип к тагарцам Минусы имели опять же алайские саки (0,13), андроновцы Западного Казахстана (0,14), атипичные карасукцы (0,15) и афанасьевцы Минусы (0,16). Черепа женщин остальных племён сильно отличаются. Например, отличие с андроновцами Минусы составляет 0,32; с карасукцами Минусы – 0,51; с саками Тянь-Шаня – 0,83.

В то же время черепные указатели отдельных племён Тагарской археологической культуры, которые проживали на разных берегах Енисея в разных районах Минусинской котловины, заметно отличаются также и друг от друга.

Левобережный северный район – 73,8

Левобережный центральный район – 75,1

Левобережный южный район – 75,8

Правобережный северный район – 77,4

Правобережный центральный район – 76,2

Правобережный южный район – 74,9

Если судить не по условным районам, а по конкретным могильникам, то, например, на левом берегу Енисея погребённые мужчины имели следующие черепные указатели:

Копьёво – 71,5 (6 черепов)

Сарагаш – 72,1 (12 черепов)

Улуг-Кюзюр I – 73,0 (5 черепов)

Фёдоров улус – 73,2 (7 черепов)

Барсучиха I, V, VI, VII – 73,5 (8 черепов)

Нижне-Абаканская группа – 74,1 (6 черепов)

Саргов улус, поздние – 73,6 (11 черепов)

Гришкин Лог – 75,0 (24 черепа)

Черпоная I и IV – 75,0 (6 черепов)

Кичик–Кюзюр, подгорновские – 75,3 (9 черепов)

Камышта – 75,4 (2 черепа)

Кичик-Кюзюр, биджинские и сарагашенские – 75,5 (5 черепов)

Малые Копены III - 76,2 (9 черепов)

Самохвал – 76,4 (6 черепов)

Средне-Абаканская группа – 77,2 (5 черепов)

Откцин улус – 77,4 (5 черепов)

Кызыл-Куль – 77,9 (4 черепа)

На правом берегу Енисея:

Курган 42 – 72,5 (2 черепа)

Кочергино – 73,5 (6 черепов)

Восточно-Минусинская группа, поздние – 74,3 (8 черепов)

Туран III – 74,7 (8 черепов)

Усть-Тесь – 74,7 (5 черепов)

Туран II – 75,2 (22 черепа)

Усть-Сыда – 75,6 (5 черепов)

Восточно-Минусинская группа, ранние – 76,2 (6 черепов)

Бузуново – 76,5 (6 черепов)

Каменка I – 76,8 (9 черепов)

Тагарский остров кроме кургана 42 – 76,8 (8 черепов)

Тепсей IX – 77,1 (4 черепа)

Туран I сарагашенские – 77,4 (8 черепов)

Туран I подгорновские – 78,1 (5 черепов)

Сыда – 79,9 (11 черепов)

-4

Можно обратить внимание на то, что среди всех перечисленных могильников только черепной указатель Средне-Абаканской группы полностью совпадает с черепным указателем ильменских славян и сармат Приаралья. Конечно, этот указатель отдельных потомков по мужской линии мог со временем меняться в ту или иную сторону, однако средний указатель мог всё же оставаться и без изменений.

Тагары не только неизвестно откуда появились в Южной Сибири, но и создали здесь же первое в истории Сибири государство!

«ПЕРВОЕ В ИСТОРИИ Сибири государство было создано осёдлым населением тагарской культуры Минусинской котловины и лесостепной части Южной Сибири. На западе оно простиралось до КИИ».

Название последней реки может быть не случайно совпадает с именем Кия, вождя полян. В 201 году до н.э. тагары были вынуждены уйти из Минусинской котловины далеко на запад, спасаясь от страшных набегов хунну.

«…на всей основной тагарской территории в VII-III века до н.э. жило одно и то же население с одной и той же культурой… Самоназвание людей тагарской культуры или имя, которым их называли другие народы, неизвестно. Минусинская котловина находилась слишком далеко как от античного мира, так и от Китая и, по-видимому, в тагарскую эпоху ни прямо, ни опосредованно не была связана ни с тем, ни с другим миром. Показательно полное отсутствие и греческого, и китайского импорта в Минусинской котловине в то время. Какие-то непрямые связи существовали, видимо, с ахеменидским Ираном…

Ещё с конца прошлого (XIX – Б.П.) века в литературе принято отождествлять носителей тагарской культуры с «белокурыми народами» – «билами», «гелочами», динлинами, упоминаемых в китайских летописях и локализуемыми где-то в Сибири… Это отождествление вызвано тем, что черепа людей тагарской культуры европеоидны…

По физическому типу люди тагарской культуры были европеоидами, сходными со скифами Причерноморья… Однако прямая связь со скифами Причерноморья исключается… Этническая принадлежность носителей тагарской культуры неизвестна. Можно предполагать, что они были ираноязычны, как одни из их предков «андроновцы» и как родственные им по культуре скифы Причерноморья, савроматы и саки».

«…хозяйство населения татарской культуры было ВЫСОКОРАЗВИТЫМ. Какими же были общественные отношения людей, оставивших нам памятники этой высокой культуры? Обряд погребения свидетельствует о том, что на протяжении всего существования этой культуры НЕТ ПРИЗНАКОВ ИМУЩЕСТВЕННОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО НЕРАВЕНСТВА. Только в конце культуры, с появлением больших курганов, каким является Большой Салбыкский курган, можно говорить о начале возникновения имущественного неравенства».

Тоже самое о славянах писали и византийские историки:

«(22) Ведь племена эти, склавины и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народовластии, и оттого у них выгодные и невыгодные дела всегда ведутся сообща. А также одинаково и остальное, можно сказать, всё у тех и у других, и установлено исстари…»

С появлением тагаров в Минусе наблюдается резкий переход керамической круглодонной посуды кочевников (карасукцев) на плоскодонную посуду земледельцев, а первобытных бронзовых изделий – на изделия высокого художественного качества. Некоторые из них идентичны архаичным скифским, которые в то же самое время наблюдались в Северном Причерноморье. Это позволяет предположить некоторое родство архаичных скифов и тагаров, которые хотя и жили очень далеко друг от друга, но вероятно когда-то были соседями.

Для тагаров характерны временные оборонительные убежища диаметром до двухсот метров и неукреплённые постоянные посёлки площадью до девяти гектар. Причём убежища они стали строить лишь на последнем этапе, вероятно потому, что им приходилось обороняться от набегов таштыкских племён, двигающихся на них с востока.

В качестве жилищ использовались землянки, полуземлянки и наземные жилища площадью около 40 кв.м.

«На одной из скал имеется рисунок целого тагарского поселения. В ряд стоят четыре дома и одна юрта. Три дома бревенчатые, рубленные в обло. Бревна переданы параллельными горизонтальными бороздами, покрывающими стены. Четвертый дом, повидимому, глинобитный. Его стены покрыты не бороздами, а сплошной пунктирной выбивкой, которая хорошо передала глинобитную фактуру. Все четыре дома обращены к зрителю фронтонной стеной со входом. В квадрате входа виднеется круг — условное изображение очага.

ДОМА КРЫТЫ СОЛОМОЙ ПО СПОСОБУ ПОКРЫТИЯ СРЕДНЕРУССКИХ ИЗБ — в стропила укреплены шипы, на которых лежит решетник. Поверх решетника настлана солома, придавленная сверху жердями, которые также держатся на стропильных шипах. Коньковые стропила, перекрещиваясь, торчат кверху совершенно также, как у современных крытых соломой изб.

Юрта, повидимому кошмовая, имеет колоколовидную форму, до сих пор встречающуюся в степях Казахстана и в Монголии и уходящую далеко в глубь веков, если судить по описаниям татарских юрт XIII в., по изображениям половецких веж в Радзивилловской летописи и по рисунку в склепе Анфистерия в Керчи, изображающему сделанный по кочевническому образцу шатер. Вероятно, форма этого шатра была заимствована у скифов или сарматов».

Различие жилищ говорит о том, что тогда в Минусе жили, по крайней мере, два различных этноса. Одни были кочевниками - это представители более древней Карасукской культуры. Вторые были земледельцами - это представители Тагарской культуры.

Видное место в хозяйстве тагаров занимало земледелие. Причём обработанная земля не разделялась на мелкие куски, а образовывало единое поле. Это говорит о высокой степени коллективности ведения хозяйства и отсутствии частной собственности на землю.

«До нас дошли остатки древних возделанных участков, связанных с тагарскими памятниками. Земля при окончательной обработке такой «пашни» не выравнивалась, но сбивалась мотыгой в узкие грядки. Такая структура, повидимому, зависела от важнейшего нововведения в земледелие, относящегося к тагарской эпохе. Во многих районах Минусинской котловины мы встречаемся с остатками древних тагарских оросительных систем... Вода для оросительных каналов иногда проводилась за 15-20 км.

Главный канал отводил взятую вверх по реке воду, идя почти по горизонтали с самым незначительным уклоном… Вода на эти пашни выпускалась через отверстия во внешнем валу канавы. Чтобы вода равномернее орошала участок, земля при окончательной обработке сбивалась мотыгами в узкие грядки. По бороздам между грядками и растекалась выпущенная из канала вода.

При проведении канала производились очень большие земляные работы. Местами приходилось вести канаву по скале, выламывая камень на значительном протяжении, и строить подпорные стенки, развалины которых местами видны и до сих пор.

Такое строительство не могло, конечно, вестись силами одного поселка, которому принадлежала пашня в конце канала. Вероятнее предполагать, что для такого грандиозного по тому времени строительства объединялись силы ряда поселков. Такое объединение поддерживалось и после постройки канала необходимостью согласованно его эксплоатировать, ремонтировать и охранять».

Впоследствии подобная Страна каналов или Кангюй (II век до н.э. – IV век н.э.) возникла уже на территории Кушанского царства.

«В районах поливного земледелия, где каналы вели иногда воду за 15-20 км от возделываемых земель, несомненно, огромная землекопная работа проделывалась сообща всеми земледельческими поселкам и данного района.

Также и необходимые для скота пастбища, при значительной величине стад тагарских земледельцев и при сравнительной скудости трав сухих гор, требовавших больших прогонов, удобнее было эксплоатировать сообща.

Нераздельность участков, прилегавших к отдельным поселкам, подтверждает второй рисунок на хребте Бояры, где стада, не обособляясь, заполняют все пространство между поселками.

Все это позволяет считать, что на тагарских поселках земледельцы жили в условиях, поддерживавших старые родовые связи. Вместе с тем есть основания предполагать объединение поселков, принадлежащих к нескольким родам, живущим по соседству в одном районе. Их могли связывать общие хозяйственные и военные заботы. Отражение такого более широкого объединения в тагарскую эпоху можно видеть в особенностях погребальных обрядов, которые со временем все более и более объединяются».

Занимались тагары и разведением крупного рогатого скота, овец и лошадей. Их удельный вес в стаде занимал соответственно около 45, 44 и 11 процентов. Специальной отраслью у них была металлургия. Известны тагарские медные рудники, медеплавильни и целые металлургические комплексы. Кроме того, тагары добывали и обрабатывали россыпное золото.

Предметы домашнего обихода они изготавливали из тканей, кожи, дерева, кости, керамики и бронзы. Для одежды использовали малицеобразные костюмы. В качестве оружия применяли бронзовые кинжалы, чеканы, втоки, секиры, боевые топоры, лук и стрелы.

Широко представлен у тагаров «звериный стиль» искусства, распространившийся потом также у скифов и племён Андроновской археологической культуры. В Минусе его происхождение могло быть связано с влиянием Китая, где звериный стиль был известен на несколько веков раньше. Наиболее часто встречающимися изображениями на бронзовых изделиях были стоящий медведь и козёл, которых не было у предшествующих карасукских племён, но зато они наблюдались в Китае в Ордосе. Ожерелья дополнялись пастовыми и бронзовыми изображениями раковины Ciprea moneta.

Захоронения тагаров производились в необычных плоских курганах с менгирами – вертикально врытыми камнями высотой до 3-4 метров. На них иногда высекались изображения людей и животных, а также знаки. Последнее может свидетельствовать о наличии у тагаров письменности. Всего у них известно более тысячи курганов.

Среди захоронений встречались и огромные царские курганы. Их насчитывается четырнадцать штук. Все они были расположены в урочище Салбык в шестидесяти километрах к северу от города Абакана. Эти курганы представляли собой гигантские четырёхгранные земляные пирамиды, подобные египетским, окружённые мегалитическими оградами и менгирами. Наиболее крупным из них является курган Большой Салбык, который представлял собой насыпь пирамидальной формы высотой 25-30 метров, окружённый каменной оградой 70х70 метров. Высота ограды достигала 2,5-2,8 метра. Камень для стен его ограды привозили за двадцать километров, а стелы – с берегов Енисея, за семьдесят километров. Построен курган был примерно в V-IV веках до н.э. Могилы под курганами представляли собой ямы с бревенчатыми срубами или каменными ящиками. В могилах не было ни одного погребения верхового коня.

Согласно данным ДНК-генеалогии, некоторые тагары были носителями гаплогруппы R1a1:

«К настоящему времени опубликованы только несколько работ с результатами анализа хромосомных ДНК... Среди них – группа ископаемых останков, отнесённых к культуре шнуровой керамики в Германии с датировкой 4600 лет назад [Haak et al., 2008] и к андроновской культуре в Красноярской области с датировкой 3800 – 3400 лет назад [Keyser et al., 2009]. В обоих случаях это были гаплогруппы R1a1… Краткий перечень наиболее древних ДНК Y-хромосом представлен в таблице 24.1.».

-5

Гаплотип одного древнего жителя Минусинской котловины времён Тагарской археологической культуры (2800-1900 лет назад):

13 24/25 16 11 11 14 10 13/14 11 31 – 15 14 20 12/13 16 11 23

(Клёсов А.А. Ваша ДНК-генеалогия. Узнай свой род. М. 2016. стр. 137)

Лично мой гаплотип в семье R1a-YP569 почти такой же. Прошедшие тысячелетия внесли лишь некоторые коррективы:

13 25 16 11 11 15 10 13 11 3316 14 20 12 17 11 23

Куда ни кинь, везде наблюдается особое сходство тагаров с ильменскими славянами, которые в самом конце 5 века появились у берегов Дуная, спасаясь от преследования полчищ гуннов.

Так где жили предки ильменских славян в 8-2 веках до н.э.? Ответ понятен.

Во время нашей следующей 28-й встречи мы с вами узнаем, как именно тагары попали в Южную Сибирь. И это будет фантастическая история!

(см. 28. Как предки славян основали первое государство Сибири?

https://zen.yandex.ru/media/id/5eca1c62f66e3c72366a58ae/28-kak-predki-slavian-osnovali-pervoe-gosudarstvo-sibiri-5efe25d36c67e16da9e26d7a )