Найти тему
владимир рекшан

постЛенинградское время - Классик модернизма и моя бабушка.

Продолжение, предыдущая глава здесь.

КЛАССИК МОДЕРНИЗМА АЛЕКСАНДРА БЕЛЬЦОВА-СУТА (1892 – 1981)

В 2008 году в городе Риге на улице Элизабетес, в доме 57-а, и в квартире 26, открылся филиал Художественного музея — мемориальная квартира мастеров, как подчеркнула пресса, эпохи классического модернизма Александры Бельцовой (1892-1981) и Романа Суты (1986-1944). Вот что сообщил один из Интернет-ресурсов:

«Татьяна Сута, дочь знаменитой четы, — балерина, искусствовед и телеведущая, ушедшая в 2004 году, — еще при жизни называла свою квартиру музеем. Она приглашала сюда людей, интересующихся искусством, проводила здесь занятия со студентами Академии художеств. Татьяна бережно хранила наследие родителей и в своем завещании передала все их работы и сохранившиеся вещи в дар Художественному музею с условием, что будет создана мемориальная квартира. Это и было сделано…»

Подруги. А. Бельцова
Подруги. А. Бельцова

К тому времени я уже не был в Риге более десяти лет и мало представлял себе, что происходит в этом молодом государстве. Новая информация, однако, меня заинтересовала – ведь по названному адресу я как-то жил несколько дней.

Дело в том, что латвийская художница Александра Митрофановна – тётка моей мамы. То есть, моя двоюродная бабушка. Родную бабушку я не видел, она умерла в блокаду, но в детстве и юности многократно наблюдал представителей жизнерадостного и пассионарного рода Бельцовых. Кроме рижанки Александры, в Москве жила Надежда Митрофановна Шугало (Бельцова), а в Ленинграде – Всеволод Митрофанович Бельцов, офицер-фронтовик, преподаватель и профессор в гражданской жизни. Все они активно общались, ездили друг к другу в гости, встречались с моими родителями. Это осталось в памяти шумными, но позитивными фрагментами. На стене моей мастерской сейчас в рамке висит пастельный портрет. Бабушка Александра изобразила меня семилетнего, рисующего. Был в моем детстве такой период тотального рисования. Имелся еще мамин портрет, но, к сожалению, потерялся.

Автопортрет с дочерью.
Автопортрет с дочерью.

Помню, Александра готовила персональную выставку в Союзе художников на улице Герцена и ей запретили выставлять один из портретов. Точнее, «Автопортрет с кистями». Обвиняли в формализме. Или в модернизме. Короче, она, рассказывая о проблеме моим родителям, смеялась. Позже, автопортрет все-таки разрешили выставить. Я на выставке был и ничего крамольного не увидел. Художнице тогда исполнялось восемьдесят.

Александра Митрофановна Бельцова родилась на Украине, в Черниговской области. Ее мать – поповна, отец – белорусский крестьянин, получивший дворянский титул за особые заслуги. Во время Первой мировой войны Александра Бельцова училась в Пензенском художественном училище, где и познакомилась в латышским художником Романом Сутой. В 1917-м Александра и Роман поселились в Петрограде. Она занималась в студии знаменитого авангардиста Натана Альтмана, а его мобилизовали в полк латышских стрелков. Стрелком он пробыл всего две недели, но зато полк вернулся на родину. Через два года Александра Бельцова приехала к Роману в Латвию и навсегда стала рижанкой... Поженились они в 1922-м. Посаженным отцом на свадьбе был Ян Райнис.

В творчестве обоих художников большое значение имела первая поездка в Париж, совершенная в 1923 году. Путь в столицу Франции лежал через Берлин, куда Бельцова и Сута прибыли в декабре 1922 года. В Берлине он сблизились с русскими художниками Иваном Пуни и Ксенией Богуславской. Там же Сута и Бельцова познакомились с «отцом» футуризма Томаззо Маринетти. С одной своей работой Александра Бельцова участвовала в экспозиции группы «November» в рамках Большой Берлинской выставки 1923 года. В Париже тесные дружеские контакты у молодых художников возникли с французскими художниками-пуристами Амедео Озанфаном и Ле Корбюзье. Роман Сута публикует свою статью о современной латышской живописи в издаваемом Озанфаном и Ле Корбюзье журнале «L'Esprit nouveau. В 1923 году Сута и Бельцова с несколькими работами участвовали в выставке «L'Art d'Aujourdhui» наряду с такими художниками, как Пабло Пикассо, Хуан Грис, Амедео Озанфан, Фернан Леже, Пауль Клее , Макс Эрнст, Хуан Миро.

Продолжение следует...

  • Предыдущая  глава
  • В начало 
  • Спасибо, что дочитали до конца! Если тебе, читатель, нравится, жми палец вверх, делись с друзьями и подписывайся на мой канал!
Встретиться с автором и задать вопросы лично вы всегда можете в музее "Реалии Русского Рока", все подробности здесь. Также, если захотите, вы можете поддержать музей любым пожертвованием. Благодарю всех друзей Музея!