Про американские инвестиции в немецкое машиностроение перед ВМВ написано уже немало, но отдельные интересные моменты разобрать имеет смысл. Сегодня я хотел бы вас познакомить с вкладом корпорации Ford в механизацию германских вооруженных сил.
Ford пришел в Германию как производитель в 1925 году. Это было логичное решение в рамках европейской экспансии корпорации, особенно учитывая протекционистские колебания германского правительства, но тогда это было всего лишь автосборочное предприятие. Оно располагалось в Берлине. В 1929 году Дженерал Моторс выкупил 80% акций компании Адама Опеля, что вынудило Форд перейти к полноценному производству.
Для этого под Кёльном был выкуплен земельный участок. На новом заводе Форд планировал строить по 250000 автомобилей в год и завалить ими всю центральную Европу, но в этом же году началась Великая депрессия и дух безграничного оптимизма поубавился.
.
Первой выпущенной моделью стала "полуторка" Ford-AA, которая уже в 1932-м году встанет и на горьковский конвейер. Можно увидеть её на фото ниже.
В 1939 году немецкий Ford реорганизован в Ford-Werke AG, после чего он начинает переориентироваться на выгодные военные заказы. В 1935 году контора была оформлена в качестве независимого предприятия. Здесь следует заметить, что нацисты не национализировали американские мощности, но шли по пути захвата контроля над заводом. Формально в течение всей войны немецкий Ford принадлежал американцам.
Здесь, на заводе Форда, производили не только грузовики собственной конструкции (более передовые чем ГАЗ-АА), выполнялись также заказы немецкой оборонки по сборке моторов для ракет ФАУ, боеприпасов и полугусеничных грузовиков "Maultier" (фото выше). Они неплохо зарекомендовали себя на восточном фронте. Таких построили здесь около 15000 экземпляров, что не снилось даже трём заводам Даймлера вместе взятым.
Завод в Кёльне не остался без внимания бомбардировочной авиации союзников, но, в итоге, американскому правительству пришлось выплатить компенсацию за разрушенные производственные мощности.
К концу века всплыла история о том, что Ford-Werke AG закупал себе рабов из оккупированных территорий СССР, хотя никакого принуждения в этом со стороны нацистов не было. Концерн долго отрицал своё участие в рабовладельческих операциях, но всё-таки вынужден был признать свою вину и откупился недорого - всего за 14 миллионов долларов. Было бы и больше, но смягчающим обстоятельством стала потеря контроля американского менеджмента над немецким менеджментом. Компенсации за разрушенный завод получили, нужно и за грехи завода расплачиваться.
Ниже можно посмотреть на боевой путь немецких Фордов. Часть из них была реквизирована, другие производились уже непосредственно для военных нужд.
Если вы нашли ошибки в тексте, не стесняйтесь рассказать о них в комментариях. Подписывайтесь на канал, а то пропустите продолжение.