Найти тему
Ликбез

Форд и Третий рейх

Фото с  рекламного буклета 1942 года: 3-тонный грузовик Ford V 3000 S (тип G 198 TS) мчится по военным дорогам оккупированной России.
Фото с рекламного буклета 1942 года: 3-тонный грузовик Ford V 3000 S (тип G 198 TS) мчится по военным дорогам оккупированной России.

Про американские инвестиции в немецкое машиностроение перед ВМВ написано уже немало, но отдельные интересные моменты разобрать имеет смысл. Сегодня я хотел бы вас познакомить с вкладом корпорации Ford в механизацию германских вооруженных сил.

Ford пришел в Германию как производитель в 1925 году. Это было логичное решение в рамках европейской экспансии корпорации, особенно учитывая протекционистские колебания германского правительства, но тогда это было всего лишь автосборочное предприятие. Оно располагалось в Берлине. В 1929 году Дженерал Моторс выкупил 80% акций компании Адама Опеля, что вынудило Форд перейти к полноценному производству.

Эмблема немецкого Форда после переезда под Кёльн
Эмблема немецкого Форда после переезда под Кёльн

Для этого под Кёльном был выкуплен земельный участок. На новом заводе Форд планировал строить по 250000 автомобилей в год и завалить ими всю центральную Европу, но в этом же году началась Великая депрессия и дух безграничного оптимизма поубавился.

.

Завод в Кёльне. Вид с птичьего полёта.
Завод в Кёльне. Вид с птичьего полёта.

Первой выпущенной моделью стала "полуторка" Ford-AA, которая уже в 1932-м году встанет и на горьковский конвейер. Можно увидеть её на фото ниже.

Немецкий Ford AA 1931 года выпуска. Пока только для бизнеса. Военную форму он примерит только благодаря Горьковскому автозаводу
Немецкий Ford AA 1931 года выпуска. Пока только для бизнеса. Военную форму он примерит только благодаря Горьковскому автозаводу

В 1939 году немецкий Ford реорганизован в Ford-Werke AG, после чего он начинает переориентироваться на выгодные военные заказы. В 1935 году контора была оформлена в качестве независимого предприятия. Здесь следует заметить, что нацисты не национализировали американские мощности, но шли по пути захвата контроля над заводом. Формально в течение всей войны немецкий Ford принадлежал американцам.

Ford V3000 Maultier стал основной рабочей лошадкой, выпускаемой  кёльнским Фордом для вооруженных сил нацистской Германии. Очень проходимый транспорт.
Ford V3000 Maultier стал основной рабочей лошадкой, выпускаемой кёльнским Фордом для вооруженных сил нацистской Германии. Очень проходимый транспорт.

Здесь, на заводе Форда, производили не только грузовики собственной конструкции (более передовые чем ГАЗ-АА), выполнялись также заказы немецкой оборонки по сборке моторов для ракет ФАУ, боеприпасов и полугусеничных грузовиков "Maultier" (фото выше). Они неплохо зарекомендовали себя на восточном фронте. Таких построили здесь около 15000 экземпляров, что не снилось даже трём заводам Даймлера вместе взятым.

Завод в Кёльне не остался без внимания бомбардировочной авиации союзников, но, в итоге, американскому правительству пришлось выплатить компенсацию за разрушенные производственные мощности.

К концу века всплыла история о том, что Ford-Werke AG закупал себе рабов из оккупированных территорий СССР, хотя никакого принуждения в этом со стороны нацистов не было. Концерн долго отрицал своё участие в рабовладельческих операциях, но всё-таки вынужден был признать свою вину и откупился недорого - всего за 14 миллионов долларов. Было бы и больше, но смягчающим обстоятельством стала потеря контроля американского менеджмента над немецким менеджментом. Компенсации за разрушенный завод получили, нужно и за грехи завода расплачиваться.

Ниже можно посмотреть на боевой путь немецких Фордов. Часть из них была реквизирована, другие производились уже непосредственно для военных нужд.

2,5-тонный Ford Model BB 1937 года выпуска (4 цилиндра, 3,2 литра, 52 л.с.) проезжает мимо подбитого  французского танка Char В 1 bis с именем Bourgueil (Бургей). Бургей - французский винодельческий городок и одноименный сорт вина. Танк по ошибке подбила французская артиллерия в 1940 г. у Нувьона (Пикардия), где и сделан снимок. Погиб командир и радист, а механик-водитель лишился руки.
2,5-тонный Ford Model BB 1937 года выпуска (4 цилиндра, 3,2 литра, 52 л.с.) проезжает мимо подбитого французского танка Char В 1 bis с именем Bourgueil (Бургей). Бургей - французский винодельческий городок и одноименный сорт вина. Танк по ошибке подбила французская артиллерия в 1940 г. у Нувьона (Пикардия), где и сделан снимок. Погиб командир и радист, а механик-водитель лишился руки.

Такой же Форд, числился за Jagdgeschwader 53 «Pik As» (JG 53) (53-я истребительная эскадра «Пиковый туз»). Разбился во Франции в 1940 г. К тому времени считался уже устаревшей моделью, ведь на вооружении стояли машины Ford c шикарным V8.
Такой же Форд, числился за Jagdgeschwader 53 «Pik As» (JG 53) (53-я истребительная эскадра «Пиковый туз»). Разбился во Франции в 1940 г. К тому времени считался уже устаревшей моделью, ведь на вооружении стояли машины Ford c шикарным V8.

Еще один ВВ, но уже 1-ой горнопехотной дивизии вермахта. Сожжен под Керчью в 1943 году. Там дивизия оказалась после эвакуации из под Нальчика и в скором времени её отправили в Грецию, где она "прославила" себя множественными актами геноцида по отношению к местному населению и пленным итальянцам.
Еще один ВВ, но уже 1-ой горнопехотной дивизии вермахта. Сожжен под Керчью в 1943 году. Там дивизия оказалась после эвакуации из под Нальчика и в скором времени её отправили в Грецию, где она "прославила" себя множественными актами геноцида по отношению к местному населению и пленным итальянцам.

Грузовая колонна возле Руана (Франция). Сфотографировано 11 октября 1940 года в целях пропаганды. На переднем плане трёхтонка 1939 года выпуска. Такие шикарные дороги вскоре покажутся немецким водителям мечтой. Впереди советский ад.
Грузовая колонна возле Руана (Франция). Сфотографировано 11 октября 1940 года в целях пропаганды. На переднем плане трёхтонка 1939 года выпуска. Такие шикарные дороги вскоре покажутся немецким водителям мечтой. Впереди советский ад.
Вот вы и в стране советской... Сделанный по американскому образцу, но с неразделенным лобовым стеклом, новый 3-тонный Ford появился в 1941 году как тип G198TS (3,9-литровый бензиновый мотор V8).  Официальное название Type V 3000 S. Автомобиль первой серии, узнаваемый по типовой букве S на решетке радиатора и орнаменту слева и справа (с монограммой Ford) на ободе капота двигателя. На снимке Ford увяз в окрестностях Ржева в октябре 1942 года.  Автомобиль судя по шлему на левом крыле числился за моторизованной дивизией "Великая Германия". Когда распутица кончится, бои за ржевский выступ возобновятся. Большую часть техники и личного состава в этих боях уничтожат наступающие советские войска.  Дивизия (до 1942 года полк) отметилась во множестве преступлений. До Ржева разграблению ими подверглась Ясная Поляна. Пленники из этой дивизии автоматически приговаривались в СССР к 20-25 годам каторжных работ.
Вот вы и в стране советской... Сделанный по американскому образцу, но с неразделенным лобовым стеклом, новый 3-тонный Ford появился в 1941 году как тип G198TS (3,9-литровый бензиновый мотор V8). Официальное название Type V 3000 S. Автомобиль первой серии, узнаваемый по типовой букве S на решетке радиатора и орнаменту слева и справа (с монограммой Ford) на ободе капота двигателя. На снимке Ford увяз в окрестностях Ржева в октябре 1942 года. Автомобиль судя по шлему на левом крыле числился за моторизованной дивизией "Великая Германия". Когда распутица кончится, бои за ржевский выступ возобновятся. Большую часть техники и личного состава в этих боях уничтожат наступающие советские войска. Дивизия (до 1942 года полк) отметилась во множестве преступлений. До Ржева разграблению ими подверглась Ясная Поляна. Пленники из этой дивизии автоматически приговаривались в СССР к 20-25 годам каторжных работ.

Такой тип оформления экстерьера (с овальной решеткой ) появился в США с 1938 года и  в несколько измененном виде в Германии с 1939 года. Характерной особенностью всех Фордов немецкого производства был неразделенный передний бампер (как на фото). 3-х тонный грузовик имел 3,6-литровый двигатель Ford V8 мощностью 90 л. с. (Тип G 917 T St IIIa ) или 95-сильный 3,9-литровый Ford V8 as G 997 T St IIIb. (BA)
Такой тип оформления экстерьера (с овальной решеткой ) появился в США с 1938 года и в несколько измененном виде в Германии с 1939 года. Характерной особенностью всех Фордов немецкого производства был неразделенный передний бампер (как на фото). 3-х тонный грузовик имел 3,6-литровый двигатель Ford V8 мощностью 90 л. с. (Тип G 917 T St IIIa ) или 95-сильный 3,9-литровый Ford V8 as G 997 T St IIIb. (BA)
Фото сделано в степях около Майкопа летом 1942 года. На переднем плане Ford  V8-51 кёльнского производства (1937-1939 гг.) с компрессором на прицепе.  Мотор 3,5 литра, 90 л.с.  В этой колонне, вероятно, движутся железнодорожники из 5-го железнодорожного полка (итальянцы). Обратите внимание, что за Фордом следует тяжелый  Bussing-NAG Type G 3 J  и трофейные советские грузовики.
Фото сделано в степях около Майкопа летом 1942 года. На переднем плане Ford V8-51 кёльнского производства (1937-1939 гг.) с компрессором на прицепе. Мотор 3,5 литра, 90 л.с. В этой колонне, вероятно, движутся железнодорожники из 5-го железнодорожного полка (итальянцы). Обратите внимание, что за Фордом следует тяжелый Bussing-NAG Type G 3 J и трофейные советские грузовики.

На фото  автомобиль скорой помощи Ford Kfz. 31 на 3-х тонном грузовом шасси с односкатной ошиновкой, построенный в кузовном ателье Christian Miesen. Ателье существует с 1870 года и сильно преуспело в 30-е годы на поставках санитарных автомобилей для Красного креста. Фирма существует и сегодня, всё так же делает спецавтомобили на популярных шасси. Таких как на фото было изготовлено всего несколько экземпляров. Фото сделано, судя по всему, прямо у кузовного ателье.
На фото автомобиль скорой помощи Ford Kfz. 31 на 3-х тонном грузовом шасси с односкатной ошиновкой, построенный в кузовном ателье Christian Miesen. Ателье существует с 1870 года и сильно преуспело в 30-е годы на поставках санитарных автомобилей для Красного креста. Фирма существует и сегодня, всё так же делает спецавтомобили на популярных шасси. Таких как на фото было изготовлено всего несколько экземпляров. Фото сделано, судя по всему, прямо у кузовного ателье.

А этот автобус на шасси Ford V8-51 был реквизирован из Дюссельдорфа и служил мобильным зубным центром в баварской 57-ой пехотной дивизии в Польше осенью 1939 года. Дивизия была сформирована в августе того же года из добровольцев. После Польши успешно отправилась покорять Францию, Почти три года баварцы с переменным успехом воевали на южном направлении восточного фронта, но в 1943 году надломились на воронежском направлении, а к апрелю 1944 года почти всех оставшихся в дивизии бойцов либо взяли в плен на киевщине, либо истребили под Могилёвом.
А этот автобус на шасси Ford V8-51 был реквизирован из Дюссельдорфа и служил мобильным зубным центром в баварской 57-ой пехотной дивизии в Польше осенью 1939 года. Дивизия была сформирована в августе того же года из добровольцев. После Польши успешно отправилась покорять Францию, Почти три года баварцы с переменным успехом воевали на южном направлении восточного фронта, но в 1943 году надломились на воронежском направлении, а к апрелю 1944 года почти всех оставшихся в дивизии бойцов либо взяли в плен на киевщине, либо истребили под Могилёвом.

Если вы нашли ошибки в тексте, не стесняйтесь рассказать о них в комментариях. Подписывайтесь на канал, а то пропустите продолжение.