О Пиросмани я вспомнила отвечая кому-то на комментарий под постами о Цискаридзе - когда мне писали, что этот танцор признан всеми "балетами и театрами мира", а мои слова о нем лишь "зависть". Вроде бы давно известный факт, что признание еще не означает того, что человек действительно занят искусством. И вот реальный и очень яркий пример, как художник не был принят при жизни. Точнее его стали принимать, незадолго до его смерти, в отнюдь не юном возрасте. Но мнения о нем были весьма противоречивы и многие академики смеялись над тем, что работы Пиросмани вообще можно назвать изобразительным искусством. - Благо, он работал в стиле примитивизма, который к тому же был новым стилем в то время.
До своих предположительно 50 лет Пиросмани не имел никаких контактов с художественным миром, с кем-либо из коллег. Предположительно, потому что его дата рождения неизвестна - возможно это был 1862 год. Точно известно, что интерес к своим работам он пережил незадолго до смерти и был при этом совершенно не молод.
В мае 1916г., Пиросмани был приглашен на заседание "Общества грузинских художников", основанное Дмитрием Шеварнадзе, где молча просидел глядя в одну точку, а в конце сказал:
—Так вот, братья, знаете что, мы обязательно должны построить большой деревянный дом в сердце города, чтобы всем было близко, построим большой дом, чтобы собираться месте, купим большой самовар, будем пить чай и говорить об искусстве. Но вы этого не хотите, вы совсем о другом говорите.
Человек рисовал - чтобы рисовать, не чтобы "оставить искусство" после себя. Вообще желание что-то "оставить" после себя ничем не плохо. Но сегодня, в мире где священные вещи и подлинное отношение к своему делу становятся многократно перевраны хочется глотка чистого прекрасного воздуха. - Увидеть пример абсолютной человеческой бескорыстности. Почти монашеско-отшельнической преданности, в данном случае живописи.
Пиросмани рисовал несмотря на жуткую жизнь - ну глазами обывателя так уж точно буквально жуткую. Периодически жил по подвалам, бросал работу ради того, чтобы рисовать, что никак не могло его хоть "равномерно" прокормить: если рисовал на продажу, то за сущие гроши, а то и просто кусок хлеба. Рисовал несмотря на то, что это усугубляло отношение к нему окружающих как к "ненормальному" человеку: он говорил что видит святых. Глядя на его работы - верится. Но попытки открыть свое дело, выбраться из нищеты он предпринимал, а затем бросал начатое, видимо приходя к выводу - что это слишком отвлекает от возможности рисовать.
Зачастую у него не было достаточно материалов, известно, что он рисовал на простых клеенках, снятых со стола в какой-нибудь пивной. Рисованием вывесок для пивных он главным образом и зарабатывал на жизнь те самые гроши. Теперь его уцелевшие работы висят в музеях
Ну можно же было быть менее само-истязательным в своем служении искусству: со стороны может показаться, что Пиросмани действительно любил переживать боль, снова и снова. Не воспринимал серьезно то, что его считают асоциальным. А был ли он асоциален? В христианстве словоблудие - грех. Искусство, любое, всегда окружено множеством слов, которые зачастую вообще не соотносятся ни с чем, кроме как "по-интересничать" (он ведь отказался от продолжения встреч с творческими людьми, после того как был приглашен на чаепитие). Возможно Пиросмани весьма радикально выражал свой протест против этой пустоты. А еще не мог позволить себе тратить силы понапрасну. И, наконец, тонко чувствующий художник может и должен избегать того, что вызовет в нем смятение, потерю "фокуса". А учитывая то, как некоторые критики воспринимали его работы - ему очевидно стоило избегать "лишних" контактов с "внешним" миром, по сути с обывателями, не имеющими ни своего чутья, ни честности в оценке его работ,
которых он мог встретить заодно и с теми, кто оценил его творчество.
Отношение Нико Пиросмани к делу своей жизни это высшая точка сборки в восприятии искусства: оно существует, чтобы жить им. Дольше, чем несколько минут около картины в музее, дольше чем время, которое нужно для написания этого поста. По идее полотно живописи может (иногда просто должно!) стать настоящим окном в жизнь - когда жизнь начинаешь видеть иначе: иначе, чем в обыденности воспринимать себя и других и не возвращаешься из этого состояния.
Именно это он и продемонстрировал всей своей жизнью.
Мне лично этот художник много дал своим творчеством. Я происхожу из осетин и так уж получилось, что любые народы, которые соприкасаются с территорией Грузии уже много десятков лет имеют эту "проблему", с которой никак не распрощаешься. Осетины, абхазы, ... мы все время слышим из Грузии желание погубить чьи-то души, получить чьи-то земли. Грузинский народ не протестует против такой политики своего государства, а раньше республики - я родилась в городе Орджоникидзе, так в то время называлась столица Северной Осетии. Но стоит вспомнить творчество Пиросмани и весь гнев, эмоции, раздражение (благо, я живу далеко от Южной Осетии и моей жизни буквально ничто не угрожает) - смягчаются во мне.
Картины Пиросмани очень ярко показывают, что человек может быть другим - лишенным извращений настолько, как если бы они не были свойственны ему вообще. Это помогает переступить в себе через клубок эмоций, отпустить их, не втравливаться в то, что не достойно человека хотя бы внутренне, что весьма не мало. И далеко не только в вопросе происков современной Грузии.