Найти тему
Пишем бестселлер

Что такое "сюжетный крючок"? Урок 1.

Клиффхэнгер - захватывающий сюжетный поворот, задуманный так, чтобы зацепить читателя или зрителя и заставить его томиться в ожидании развязки.
Клиффхэнгер - захватывающий сюжетный поворот, задуманный так, чтобы зацепить читателя или зрителя и заставить его томиться в ожидании развязки.

Томас Харди в романе «Голубые глаза» заставил своего героя мистера Найта во время дождя оступиться и соскользнуть с высокогорного обрыва. К счастью, герой не погиб: он повис над пропастью, ухватившись за пучок травы.

Автор не спешил спасать героя. Целых 29 абзацев он рассуждал на отвлеченные темы. А затем Эльфрида, возлюбленная Найта, связала из нижних юбок некое подобие каната и герой, уже попрощавшийся с жизнью, целый и невредимый взобрался наверх.

Клиффхэ́нгер дословно означает "повисший на скале"
Клиффхэ́нгер дословно означает "повисший на скале"
Роман поразил читателей неожиданным сюжетным ходом. Так возник прием "сюжетный крючок" или клиффхэ́нгер (дословно – "повисший на скале"), обозначающий захватывающий поворот сюжета с неопределенным исходом.

Автор намеренно ставит героя в трудные обстоятельства (неожиданная новость, тайна, дилемма, последствия своих или чужих поступков) и обрывает повествование. А зритель или читатель со словами: "Ну вот, на самом интересном месте!" нетерпеливо ожидает продолжения.

Идея использовать историю «с продолжением» стара, как и сама литература. Её использовала Шахерезада, обрывая свои сказки на самом интересном месте.

"Я завёл моего героя в такое безвыходное и запутанное положение, что сам не знаю, как теперь с ним быть, а поэтому умываю руки и предоставляю ему самостоятельно отыскать выход или оставаться в том же положении".
"Я завёл моего героя в такое безвыходное и запутанное положение, что сам не знаю, как теперь с ним быть, а поэтому умываю руки и предоставляю ему самостоятельно отыскать выход или оставаться в том же положении".

В XIX веке печаталось так много произведений «с продолжением», что Марк Твен, иронизируя по этому поводу, написал рассказ «Средневековый роман», запутанный сюжет которого завершается словами:

"Окончания этой потрясающей и полной драматических событий истории нельзя отыскать ни в этой, ни в другой книге, ни сейчас, ни в будущем. По правде говоря, я завёл моего героя (или героиню) в такое безвыходное и запутанное положение, что сам не знаю, как теперь с ним (или с нею) быть, а поэтому умываю руки и предоставляю ему (или ей) самостоятельно отыскать выход или оставаться в том же положении".

Грамотно построенная система крючков способна превратить даже заурядный сюжет в произведение, от которого невозможно оторваться.

Спасибо за внимание! С вами был Алексей Шеин – писатель, литературный редактор, руководитель "Книжной мастерской".

На этом канале я делюсь опытом – собственным и моих учеников – как написать свою первую книгу и пройти путь от замысла до издания и продаж.

Для записи на бесплатную консультацию пишите в комментариях.

Статьи по теме:

Система персонажей в истории

Что движет вашу историю

Детали и подробности в книжной истории