Среди методик психотерапии есть одна, которая может показаться несколько жестокой: нарисовать свою болезнь или патологическое состояние. С одной стороны творческий процесс предполагает погружение в собственное состояние. И вроде бы переживания патологического процесса должны усугубить состояние больного. Но это не так.
В процессе рисования некоторые психические процессы переключаются с субъективных переживаний на творческий процесс. В таком режиме собственное состояние осознается и ощущается, но оценивается не субъективно, а как бы со стороны. Визуальный результат рисования еще более усиливает эффект "взгляда со стороны" на проблему. Потому такая методика весьма эффективна.
Хотя сюжеты страдающих людей не всегда позитивно будут восприниматься зрителем.
Познакомлю вас не несколькими художниками, попытавшимися перенести на бумагу свое или чужое состояние.
Пользователь Lex воплощает свое состояние, используя приемы абстракции и элементов примитивизма. Его рисунки часто монохромны, многоцветные варианты отличаются отсутствием плавных цветовых переходов. Главную смысловую нагрузку несет геометрическая форма объектов. Характерной чертой рисунков Lex'а является использование лексической графики (образные подписи на рисунках, подчеркивающие смысл композиции)
Похожая манера рисования и у Кати. Но в ее рисунках больше сюрреализма и более точная детализация с элементами абстракции и наивного искусства. К слову, тяготение к наиву характерно для многих пациентов с пограничными и психическими расстройствами, как и выраженная абстракция. Тогда как сюрреализм - это скорее показатель индивидуального творческого вИдения.
Особый стиль использует Беш, создающая творческие арты. Ее персонажи двух типов: люди, являющиеся отображением личности художника, и пони (поняшки) - своего рода творческая манифестация желаемой субъективной инфантильности. Относительную примитивность артов не стоит путать с наивным искусством - это, скорее, тяготение к анимации.
Типичный представитель наивного искусства - Руша. Ее рисунки очень похожи на простенькие детские. Однако, ни один ребенок не сможет вложить в композиции столь глубокие и негативные впечатления. В детских рисунках такие впечатления, как правило, скрыты за манерой рисования. Руша же воплощает свое субъективное восприятие очень прямо и открыто, иногда жестоко, иногда самоиронично.
И напоследок, мои собственные попытки отобразить свое состояние. Сложно анализировать саму себя. Могу только сказать, что в качестве терапевтического эффекта я использую разные техники мазков: от точных миниатюрных, до размашистых дуг и разводов и рисования пальцем, испачканным пастельным мелком.