Часто наблюдаю такую картину: опытный мастер проводит тренировку, делится ценнейшими знаниями, а детишки слушают его с неохотой, отвлекаясь при каждом удобном случае. Да, конечно, у многих хромает воспитание – но дело не только в нем. Обучая малышей с высоты своего опыта, тренер, часто забывает, что перед ним, прежде всего маленькие дети, и уже потом- будущие бойцы и чемпионы. Сухие и строгие объяснения в стиле « ноги параллельны», «рука под сорок пять градусов», «сорок процентов веса на левой ноге, шестьдесят – на правой», для детей – пустой звук. Дошкольник имеет весьма смутные представления о геометрии и физике, поэтому углы, градусы, и проценты, ни о чем ему не говорят. Поборники старой школы и строгого воспитания, возразят – мол, и нас так учили, и ничего, в люди выбились, "черные пояса" заслужили. Я, лично, с этим категорически не согласен, и вот почему.
Сколько из тех, кто начинал тренироваться в суровых спартанских условиях, бросили занятия? Процент забросивших тренировки очень велик. Нет, я не спорю – дисциплина нужна, и даже очень. Но при этом, нужно учитывать психологию ребенка, и понимать, что в 4-5 лет, ему интересно играть, бегать, и шуметь. А если его заставлять молча делать непонятные и скучные движения - поверьте, пользы делу это не принесет. Кроме того, частенько в группах единоборств наблюдается большой разброс по возрастам. В одно время тренируются и детсадовцы, и подростки. Причем, по одной программе. Первые, ясное дело, ничего не понимают. Вторые занимаются уже осмысленно. Вопрос: на кого тренер переключит все внимание, а кого пустит на самотек? Вот и получается, что малыши, бесцельно отзанимавшись несколько месяцев, бросают тренировки. При этом, недовольными оказываются и родители: «мы ему деньги платим, а он на детей даже не смотрит!». Итог печален, а чтобы его избежать, всего-то и нужно было, что тренировать каждый возраст по своей программе. И не забывать о том, что ребенок не может и не должен целый час быть собранным, молчаливым, и серьезным. Дайте ему побегать, порезвиться, включите дух соперничества – и он сам не заметит, как втянется в тренировочный процесс, подтянет ОФП, и начнет потихоньку осваивать технику. Кроме того, попытки заставить ребенка молча повторять материал, без грамотных объяснений, не только малоэффективны, но и несут риск травмы.
В общем, вывод такой. Дети, они всегда остаются детьми, и подход к ним нужен соответствующий. Воспитывая в детишках уважение и дисциплину, не надо забывать, что они запрограммированы на игры и веселье, и попытки выкроить из них нечто по древним шаблонам, обречены на провал. Который, как минимум, привьет отвращение к спорту.