Представьте: вы заходите в книжный. До отправления поезда остается полчаса, и вы решаете купить книгу в дорогу. Что взять?
Вы берете в руки одну книгу, листаете, читаете страницу-другую. Берете следующую.
И вам вдруг кажется, что все эти книги одинаковые.
Не-а, не кажется! Знакомьтесь, перед вами формульная литература.
Литература настоящая и не настоящая
Хорошая книжка требует вдумчивого чтения. В ней есть оригинальная идея. Ей характерен особый, авторский стиль. В такое чтиво надо еще вникнуть!
Хорошую книгу пишут годами, иногда – десятилетиями. Идею вынашивают, а форму пестуют, доводя исполнение (сюжет, стиль, фразы) до идеала.
Но вот читать такую книгу – сложно.
Поэтому во многие времена была востребована "массовая" литература. Так называемая формульная.
Формула книги в формульной литературе
Впервые о формуле заговорил Кавелти в середине 20-го века. Он выпустил книгу "Приключение, тайна и любовная история: формульные повествования как искусство и популярная культура".
Одним из признаков стал жанр. Вы берете книгу и сразу понимаете, что она будет только про:
- инопланетян или чуждые существа;
- "попаданцев" в иной мир или время;
- любовь (романтические отношения);
- приключения;
- тайну;
- мелодраму.
Признаки формульной литературы:
- Знакомый сюжет (архетипический – воздаяние, раскрытие секрета, треугольник, выигрыш) и герои (стерва-блондинка, парень-добряк).
- Ориентация на развлечение/отвлечение.
- Простые понятные фразы.
- Отсутствие авторского языка или видения.
- Стандартное повествование + выверенные крючки, создающие "эмоциональные качели".
А как вы относитесь к литературе "общественного питания"? Помогите мне определиться.
С одной стороны, нужно же что-то читать в уборной, в поезде или больнице. А с другой, такие книги выхолащивают само понятие литературы и пишутся группами литнегров...