Найти тему
Зелёное поле

Поздние сирени 1

Поздние сирени. Часть 1

Гуляя по городу, вы, возможно, замечали необычные душистые кусты, усыпанные как розовой пеной мелких вытянутых цветочков в плотных соцветиях? Часто их в Москве называют венгерской сиренью или венгеркой, в Петербурге – персидской сиренью. Могу подтвердить только одно: да, это действительно сирень.

Кроме сирени обыкновенной (лиловые и белые «крестики») и её сортов есть и другие виды сирени, которые не менее декоративны. В городском озеленении Москвы часто используют сирень венгерскую, но также часто и так называемые «поздние сирени». Это название не научное, но и к науке сейчас подберёмся.

Изабелла Престон
Изабелла Престон

В 1881 году в Англии родилась девочка, которую назвали Изабелла. Именно ей уготовано было преодолеть все трудности, чтобы увековечить своё имя в селекции, в том числе сирени.

Изабеллу Престон с детства окружали люди, любящие растения, вся её семья увлекалась цветами. И когда Изабелла поступила в Агротехнический колледж, ни для кого это не было удивлением. Удивляло скорее то, что постигать науку девочкам было не принято. Так, с 15 лет началась упорная работа по доказательству обратного.

Пока была поддержка и помощь семьи, всё шло хорошо, но к своему 21-летию Изабелла остаётся сиротой. И она решает изменить свою жизнь кардинально: переехать в Канаду. Конечно, на что может надеяться молодая девушка в Старом свете? Только на удачное замужество, но она не была мадам Кюри. Хотя именно последовательницей Мари Кюри можно считать Изабеллу Престон.

-3

В 1912 году она поступила в Агротехнический колледж в Онтарио (Канада). И пока все студенты просто учились и выполняли необходимые работы, Изабелла в поте лица трудилась в теплицах и ботаническом саду колледжа. Здесь появились её первые гибриды (сначала она работала с лилиями), но это было только начало. Как я уже упоминала, имя Кюри всегда вдохновляло мадмуазель Престон. Да и кого в начале ХХ века не вдохновляли открытия в области радиации? Тем более стало появляться много работ о воздействии радиации на живые ткани и использование этих открытий в селекции.

С 1914 по 1917 гг она проводила межвидовые скрещивания на лилиях, но семена по разным причинам не выживали. Видимо, получив разрешение на облучение растений и семян, она опять скрестила разные виды, что в итоге привело к получению жизнеспособного потомства. В 1919 г был получен первый трубчатый гибрид лилии ‘George С. Creelman’. Он существует в коллекциях до сих пор, правда сейчас используется для селекции и как историческая ценность.

Но годы учёбы давно подошли к концу и больше Изабелла оставаться в колледже не могла. В 1920 г она была принята в Центральный экспериментальный питомник в Оттаве. Кстати говоря, ведущую научную организацию Канады в области садоводства, в том числе с декоративными растениями. Если бы закончить на этой фразе, кажется, что наконец наступили хорошие времена. Но это совсем не так.

Предрассудки о женском образовании и гендерном неравенстве в Новом свете были так же трудно искоренимы, как и в Старом. Только многолетняя усердная работа и выдающиеся результаты позволили руководству питомника предложить Изабелле Престон подённую работу. Смею предположить, что даже на эту работу её брали с оговорками: до первого промаха или до первой проверки…

Два года она трудилась так, как не трудились некоторые мужчины из руководства. И здесь не столько моя женская солидарность (на которую у меня есть основания в силу профессиональной идентичности), сколько суть человеческой природы: зачем что-то новое, если и так деньги идут?

А Изабелла не могла удержать полёт мысли и размах задуманного. Ей хотелось использовать все возможности и достижения науки. Думаю, что работы по облучению, которые она проводила в свободное от основных обязанностей время, давали хорошие результаты. Не даром в 1922 г произошёл первый в истории такого крупного учреждения прецедент: Изабелле Престон выделили должность «специалист декоративного садоводства», которая позволяла проводить свои собственные научные работы, а не пропалывать бесконечные клумбы и грядки. Забегая вперёд, скажу, что она проработала в этой должности до самого выхода на пенсию (24 года).

Лилии, ирисы, розы авторства И. Престон – сорта и гибриды, которые сохранились в коллекциях до сих пор. Но что же с сиренью?

-4

Как только Изабелла покинула колледж и перешла в питомник. Её возможности значительно расширились, ведь теперь были доступны такие коллекции декоративных растений, о которых можно было только мечтать. Возможно, именно здесь она влюбилась в сирень. Именно здесь были получены первые межвидовые гибриды, а затем и сорта, собранные под общим названием «поздние гибриды Престон».

И даже в чужой стране Изабелла была носила в своём сердце кусочек Родины. Она чтила память о родных местах через творчество Уильяма Шекспира. И если свои ирисы она называла именами канадских рек, розы - именами местных индейских племён, декоративные яблони – названиями канадских озёр, то её лилии названы в честь британских истребителей, а многие сирени носят имена героев Шекспира.

‘Oberon’ —король эльфов и фей из комедии «Сон в летнюю ночь» (ок. 1595);

‘Beatrice’ – острая на язык племянница наместника Леонато из комедии «Много шума из ничего» (ок. 1599);

‘Desdemona’ – жена Отелло из трагедийной пьесы «Отелло, венецианский мавр» (ок. 1604);

‘Francisca’ - монахиня из пьесы «Мера за меру» (ок. 1603).

Итак, поздние гибриды Престон – это результат межвидовых скрещиваний сирени венгерской, пониклой и волосистой в разных комбинациях. Хотя, какая разница как получена такая красота

Часть 2 в статье "Поздние сирени 2"