Когда мы слышим словосочетание Крымская война, то на ум приходят «героизм солдат и офицеров у Малахова кургана», «тактический гений Корнилова, Нахимова, Тотлебена», «мастерство Пирогова», но не «оборона Петропавловска» и «бомбардировка Соловецкого монастыря»; хотя эти эпизоды войны не менее значимы.
Крымская война
Крымская война 1853-1856 годов – одна из самых известных мировых войн. Российская империя противостояла коалиции всех сильнейших мировых империй: Британской, Французской и Османской. Исключение составляла лишь «неблагодарная Австрийская империя», выбрав недружественный России нейтралитет. Основные боевые действия развернулись в районе Черного моря, там русские войска героически обороняли Севастополь, там, несмотря на все усилия, и была проиграна война. С тех пор мы помним, что Крым – земля, каждый метр которой пропитан кровью русских солдат.
Пытаясь нанести поражение России по всем фронтам и устроить морскую блокаду, мощные британский и французский флоты стремились атаковать русские корабли и береговые укрепления в Балтийском (бомбардировка Свеаборга), Белом (бомбардировка Соловецкого монастыря), Баренцевом (бомбардировка Колы) морях и даже на Тихом океане (оборона Петропавловска). Почти все эти тактические операции закончились русскими победами и отступлением англо-французских кораблей.
Во время войны соперники России стремились полностью блокировать все морские порты, захватывать российские грузовые суда, разрушать береговую инфраструктуру. Крупнейшим (основным до основания Санкт-Петербурга) был беломорский город-порт Архангельск. Именно блокировка, а, по возможности, и его захват, были основными задачами британской эскадры, появившейся летом 1854 года в беломорской акватории.
Британская эскадра и ее командующий
Эскадра состояла из трех судов: 26-ти пушечного фрегата «Эвридика», 14-ти пушечного парового шлюпа «Бриск» и 14-ти пушечного парового шлюпа «Миранда». Всего на кораблях находилось более 500 матросов и офицеров, а общее командование осуществлял сэр Эразмус Омманей (Оммани). Этот достойный противник, выходец из известной семьи морских офицеров, дослужится до адмиральского звания в 1877 году и станет известным не только как флотоводец, но и как исследователь Арктики.1 В честь него даже назовут остров (остров Оммани), который относится к Приморскому району Архангельской области.2
Британская эскадра стала курсировать по акватории, захватывать торговые грузы и отправлять их в Англию. О захвате Архангельска сразу пришлось забыть. Во-первых, туда были стянуты достаточные военные силы, во-вторых, к Архангельску невозможно было подойти, так как глубина Северной Двины на подступах к городу была меньше, чем осадка британских кораблей.
Жаждущий славы английский капитан не мог быть удовлетворен только захватом торговых грузов и решил найти цель покрупнее. Выбор пал на Соловецкий монастырь3, который, по факту, представлял собой не только северную твердыню Православия, но и достаточно мощное укрепление, использовавшееся и в качестве тюрьмы. В XVII веке монастырь уже выдерживал долгую осаду4, но с 1814 года он не рассматривался как рубеж обороны и не снабжался новыми орудиями.
Подготовка к обороне
Зная о возможном приближении противника к Соловецкому монастырю, игумен архимандрит Александр сплотил монахов, охранников и некоторых заключенных и как мог подготовился к обороне: были осмотрены старые пушки, из которых годными были признаны два трехфунтовых орудия.
Кроме того, в мае 1854 года из Архангельска были доставлены восемь шестифунтовых пушек с боекомплектами по 60 снарядов на каждую. Эти пушки разместили в амбразурах западной стены монастыря, две пушки старого образца расположили непосредственно на берегу. Для обучения стрельбе и командования артиллерией были присланы инженерный офицер Бугаевский и фейерверкер Друшлевский.
Также, как сообщает Е.В. Тарле, «согласно позднейшим данным, установленным военным министерством, в монастыре оказалось «20 пудов пороху, копья и множество бердышей и секир времен Федора Иоанновича»»5, то есть к противодействию десанту монастырская братия была готова.
Оборона Соловецкого монастыря
6 (18 по новому стилю) июля 1854 года к Соловкам подошли два корабля «Миранда» и «Бриск» и подняли сигнальные флаги для приглашения к переговорам. Вероятно, англичане надеялись на присутствие в монастыре полноценного военного гарнизона, который, увидев сигнальные флаги, должен был вступить в переговоры, но защитники не отреагировали на предложение. Не получив ответа, британцы произвели предупредительные сигнальные выстрелы из пушек.
Защитники ответили огнем своих батарей, после чего британцы начали полномасштабный обстрел из корабельных орудий. Завязалась перестрелка. Причем ядра, выпущенные артиллерией со стен монастыря, не долетали до кораблей, а вот береговым соловецким пушкам удалось повредить и вывести из боя корабль «Миранда».
Эразмус Омманей позднее утверждал, что защитники монастыря первыми открыли огонь, а архимандрит Александр сообщал, что перестрелку начали с кораблей. Вероятно, возникло недопонимание из-за того, что британцы вывесили флаги и произвели сигнальный залп, согласно Морскому уставу, но защитники монастыря, незнакомые с этими правилами, приняли эти выстрелы за начало бомбардировки. Омманей считал, что Соловецкий монастырь – военная крепость с постоянным гарнизоном, а он был, в первую очередь, монастырем и тюрьмой.
Следующим утром парламентер с корабля «Бриск» доставил в монастырь ультиматум, в котором командующий Омманей требовал сдачи в плен соловецкого гарнизона, вместе с вооружением и боеприпасами. В случае отказа британцы обещали продолжить бомбардировку.
Чувствуя себя в безопасности под защитой вековых стен и православных заступников, архимандрит Александр отказал. Обстрел был возобновлен и продолжался около шести часов, при этом было потрачено до двух третей британского боезапаса (более тысячи ядер и бомб). Защитники монастыря тоже, по возможности, осуществляли обстрел кораблей. Им даже удалось одного противника убить и одного ранить. Несмотря на обрушившуюся массу ядер и бомб, монастырь практически не пострадал: были повреждены стены Преображенского собора и купол Никольской церкви, но раненых и убитых не было67.
Результат обороны
Итак, британская эскадра потерпела полное поражение при бомбардировке Соловецкого монастыря: ультиматум не выполнен, монастырь не сдался, боекомплект практически израсходован; и была вынуждена отступить. В Лондоне были недовольны как выбором цели, так и бессмысленной тратой боеприпасов.
Более того, сам факт нападения на христианский монастырь, который не имел военного значения, был использован в российской патриотической печати, чтобы еще раз подчеркнуть предательство христиан-англичан, поддержавших мусульман-турок.8 Историк, журналист и консервативный мыслитель Михаил Погодин писал в «Московских ведомостях», что нападением на Соловецкий монастырь англичане вызвали ненависть целой нации без каких-либо выгод для себя.9
Архимандрит Александр в 1855 году опубликовал брошюру «Соловецкий монастырь и описание бомбардирования его англичанами 7-го июля 1854 года», в которой сделал акцент на заступничестве высших сил, которые не допустили несправедливой победы. По случаю удачной обороны была написана ода с такими строками:
Но витязи русские твердо стояли
У стен, призывая на помощь Христа,
И гордо главы пред ядром не склоняли;
Их тихо шептали молитву уста!
На залп супостата ядром отвечали;
Хоть вражьи снаряды носились кругом,
Но смерть за обитель принять обещали
И шагу не сделали взад пред врагом!10
Почему же сэр Эразмус Омманей выбрал для своей основной атаки символ северного православия – Соловецкий монастырь? Представляется, что после невозможности захвата Архангельска и, вообще, без крупных морских побед, гордый британский аристократ захотел захватить известный монастырь, да и в Лондоне ждали вестей о крупных победах над русскими. Воспринимая монастырь как крепость с гарнизоном, а не как монастырь с монахами, английский офицер показал некомпетентность в русских делах, за что и поплатился репутацией.
Так британская гордость, став гордыней, разбилась о монастырские каменные стены. Тем же летом начнется Петропавловская оборона на Тихом океане, которая также закончится поражением неприятеля из-за героизма защитников и недооценки ситуации нападающими. Вдохновленные соловецкими событиями петропавловцы отстояли свой город.
Бомбардировка Колы
Итак, отступившие от стен монастыря британцы направились к Кольскому заливу, чтобы захватить столицу русской Лапландии – город Колу, который в 1809 году уже подвергался атаке англичан во время Англо-русской войны 1807-1812 года. Судно «Миранда» подошло непосредственно к городу, и капитан Лайонс (через год он получит смертельную рану под Севастополем) предъявил ультиматум о сдаче Колы. Жители во главе с адъютантом архангельского губернатора, лейтенантом флота А.М. Бруннером, ответили отказом. 11 августа город подвергся массированному обстрелу ядрами и гранатами, сгорело более сотни жилых и административных зданий, но человеческих жертв не было. Несмотря на ущерб, британцы не смогли захватить Колу, десантировавшиеся матросы были обстреляны защитниками и вынуждены отступить.11
Эпилог
В итоге за эту и следующую навигации британцам и присоединившимся к ним двум французским фрегатам удалось осуществить десанты в деревнях Кандалакша, Кереть, Ковда и разграбить их, но они не смогли захватить ни одного города. Определенный ущерб был нанесен морской торговле, так как англо-французская эскадра захватила немало кораблей с грузом, но основная задача кампании – захват Архангельска и других городов Беломорья – осталась невыполненной.
Осенью 1854 года на главном фронте Крымской войны под Балаклавой состоялась знаменитая атака бригады легкой кавалерии на позиции русской артиллерии, когда из-за гордости и высокомерия погибли более 400 британских аристократов и это запомнилось их соотечественникам навсегда.
Несмотря на неудачи на других фронтах, на Крымском театре военных действий союзным англо-французско-турецком-сардинским войскам удалось существенно потеснить русских военных. Проигранная Крымская война осталась в памяти россиян как героическая, но трагичная оборона Севастополя. Хотя память об обороне Петропавловска и предшествующей ей обороне Соловецкого монастыря, отражениях морских десантов на Белом море также нуждается в сохранении.
***
В.В. Кондаков, историк. Специально для GoArctic
Больше новостей и авторских текстов об Арктике на GoArctic
Литература:
1 http://dictionary.sensagent.com/Erasmus_Ommanney/en-en/
2 https://ru.wikipedia.org/wiki/Остров_Оммани
3 https://goarctic.ru/live/khozyain-severnogo-kraya-solovetskiy-monastyr/?sphrase_id=4915
4 https://goarctic.ru/live/khozyain-severnogo-kraya-monastyr-v-osade/
5 Тарле Е.В. Собрание сочинений в двенадцати томах. Т. IX. Крымская война II, М., 1959, с. 193.
6 Военная история Соловецкого монастыря (видео)
7 Тарле Е.В. Указ. соч., с. 194-195.
8 Rath, Andrew C. The Crimean War in Imperial Context, 1854-1856, NY, 2015, p. 93.
9 Ibid., p. 94
10 Описание обороны Соловецкого ставропигиального первоклассного монастыря от нападения англичан 6 и 7 июля 1854 года. Архангельск, 1905, с. 43-44.
11 Тарле Е.В. Указ. cоч., c. 197.