Найти в Дзене
Эпистолярка

Интервью с энтомологом

Брехов Олег Георгиевич, энтомолог, председатель Волгоградского отделения Русского энтомологического общества

— Расскажите о Русском энтомологическом обществе (РЭО) и как в него вступить.

— Наше общество объединяет всех любителей насекомых, которым небезразличны эти удивительные создания. Не только тех, кто изучает их исключительно с научной точки зрения. Увлекаться насекомыми можно по-разному: фотографировать, рисовать, коллекционировать. Вступить в РЭО очень легко. Нужно договориться с любым членом общества и прийти на заседание, на котором будет утверждена ваша кандидатура. Потребуется посещать заседания, которые случаются около пяти раз в году (в холодный период года, в теплый — не собираемся), и платить членский взнос —  500 рублей в год.

— Сколько лет Вы изучаете насекомых? Когда и как у Вас впервые появился интерес к энтомологии?

— Впервые интерес к энтомологии у меня появился в 1988 году на летней полевой практике по зоологии безпозвоночных. Её вёл Комаров Евгений Владимирович. В то время он был председателем нашего Волгоградского отделения РЭО. С того момента я понял, что энтомология — это очень увлекательная и интересная наука, и стал изучать насекомых. То есть 32 года, как я увлечен этой удивительной группой огранизмов.

— Расскажите про Ваши научные экспедиции. Как, где и в какое время они проводятся? С какой целью?

— Научные экспедиции проводятся с одной целью — изучение энтомофауны тех мест, регионов, куда мы отправляемся. Все научные экспедиции я подразделяю на две категории. Первая  — экспедиции со студентами. Я беру студентов, увлекающихся или желающих увлекаться энтомологией, которые хотят написать диплом по данной теме. И мы колесим по территории природных парков нашей области каждый год, в конце мая-начале июня, и изучаем энтомофауну тех мест. Вторая категория — более взрослая группа, с которой мы путешествуем по территории Нижнего Поволжья, Казахстана. Тоже изучаем энтомофауну. Также есть экспедиции, которые я провожу в летнее время, они не энтомологические, в живописные природные места: Алтай, Байкал, Заполярье. Там я тоже собираю насекомых и это одна из целей поездки. 

— Ваш любимый раздел энтомологии? И почему именно он?

— Больше всего я люблю жуков. Нравятся они мне чисто визуально и собирать их очень удобно. Специализируюсь на изучении жуков, живущих в воде. На эту тему в свое время защищал диссертацию и теперь собираю эту группу насекомых везде, где бы то ни было.

— Мир насекомых потрясающий и сложно устроенный. При ближайшем рассмотрении насекомые выглядят как инопланетные существа, это в красках иллюстрирует макрофотография. Все ли известно людям об этих удивительных созданиях, или они хранят множество тайн? Что остаётся за гранью человеческого понимания? Какие самые загадочные секреты они скрывают от нас? Самое удивительное насекомое на Ваш взгляд.

— Да, потрясающий! Мир насекомых насчитывает миллион видов. Никакая группа организмов даже близко к этому не подходит.

Да, конечно множество тайн. Очень много. Чем больше мы изучаем насекомых, тем больше мы задаем себе вопросы. Элементарно, мы даже не знаем в точности список насекомых, живущих на территории нашего региона. Далеко не все группы изучены. Так что, тайн ещё очень много, даже на таком примитивном уровне — мы даже не знаем весь видовой состав.

За гранью человеческого понимания остаются очень многие особенности поведения насекомых и физиология. Люди не всегда понимают как они могут находить добычу. Как наездник может чувствовать сквозь толщу древесины личинку? Пробуравливать своим яйцекладом, точно попадать в эту личинку и откладывать туда яйцо? Таких примеров, конечно, много.

Нет у меня никакого самого удивительного насекомого. Мне очень нравится и удивляет вся группа насекомых. Они все фантастически красивые и интересные.

— Всё больше людей заводят необычных домашних животных: муравьиные фермы, пауков и бабочек. Как Вы это прокомментируете? Чем обусловлен такой интерес? Ведь раньше из насекомых разводили только пчёл на пасеке, то есть чисто с точки зрения практичности и выгоды.

Ничего удивительного, человек всегда что-то дома заводит: рыбок, кошек, собачек. Раньше, до 90-х годов, мы были закрыты. Потом границы открылись и мы стали ездить за границу, увидели, что можно держать не только кошечек и собачек. Узнали, что многие разводят, культивируют, покупают муравьиные фермы. Всегда есть люди, которые любят природу, которые хотят о ней заботится. И это выливается в содержание каких-то компонентов этой природы. Сейчас появилось такое модное выражение "быть в тренде"! Поэтому разведение муравьев, пауков и бабочек может быть просто модным. Многие стали следовать этой моде. Бабочек стали разводить и выпускать на свадьбах, так называемый "салют из бабочек". то есть это всё и поддерживает интерес к организмам.

— Насекомые-гибриды – это редкость, или обычная практика? Каких встречали Вы? Насколько живучи гибриды в природе и способны ли они к размножению?

— Насекомые-гибриды — это редкость. Я, например, таких не встречал. Никаких не встречал. Гибриды не очень живучи. Природа недаром создает виды. Как правило, гибриды в природе либо не плодовиты, либо мало плодовиты. Это редкое явление и соответственно это — защита. Иначе, если бы виды легко скрещивались, видов бы просто не было как таковых. Защита идет на уровне физиологии и так далее. То есть популяции видов в нормальной ситуации не должны давать гибридных особей.

— Что Вы думаете об "апокалипсисе среди насекомых", о котором упомянули исследователи из Общества любительской энтомологии Крефельда? На основании своих опытов, проводимых вдоль берегов Рейна с 1982 года, немецкие исследователи заявили, что к 2019 году общая биомасса летающих насекомых сократилась на 76%. С чем это связано и чем это черевато? Какова энтомологическая ситуация в России?

— Посмотрел в интернете сообщение о таких данных. Они вызывают удивление и сомнение. Во-первых, это всё опубликовано на сайтах. А интернетные сайты вообще вызывают сомнения в 99% случаев. Если бы биомасса сократилась на 76% — это была бы реальная экологическая катастрофа. Я считаю, что данные гиперболизированы, либо неправильно поданы. Конечно, нужно читать первоисточник, откуда это появилось. СМИ любят преувеличивать, любят создавать сенсации. Поэтому я к этому отношусь спокойно, как к несерьезной попсовой информации. Не раз я слышал, что и в штатах бьют тревогу, что насекомые исчезают. Если бы биомасса сократилась на 76%, то соответственно и опыление высших растений сократилось бы очень серьезно. Нет, что-то тут не то — либо "утка", либо информация неправильно подана. Не серьезно всё это.

Энтомологи в России есть, изучение насекомых есть. Количество энтомологов, как и количество любых других ученых соответсвтвует спросу. Конечно, их не так много в каждом регионе. Сейчас в науку молодежь не очень охотно идёт. Так как зарплаты маленькие и нет быстрой выгоды. Поэтому энтомологическая ситуация в России такая, какая по сути и нужна. Было бы нужно больше энтомологов, то наверное, и появлялось бы больше. Хотя, с другой стороны, нехватка энтомологов есть, как и других ученых. В науке сейчас ситуация непростая.

Подписывайтесь на мой канал

Также вы можете ознакомиться с другими материалами канала:

Интервью с кондуктором-контролёром

Интервью со стюардессой

Наука
7 млн интересуются