Поступая в хореографическое училище (академию, школу), и детям, и родителям нужно быть готовым к тому, что их могут туда запросто не взять. Не секрет, что отбор жесткий, претендентов на место много, и оценивают их по многим параметрам.
Более того, история знает немало случаев того, когда при поступлении отсеивались и будущие звезды. Но эти люди не сдавались, смогли со второй (а кто-то даже и с третьей) попытки поступить в заведение, и сегодня их имена знает весь мир. Вот несколько примеров.
Ольга Преображенская - одна из звезд русского балета конца 19 - начала 20 века, и, более того, не менее прославленный педагог, у которого учились Марго Фонтейн, Морис Бежар, Тамара Туманова и т.д. Но для того, чтобы попасть в балет, ей пришлось немало постараться, ведь ее не взяли в училище ни с первого, ни со второго раза. Сказывались невыдающаяся внешность, а также сутулая спина и слабое здоровье в целом. Существует даже версия, что с третьего раза ее взяли не за какие-то конкретные улучшения в перечисленных пунктах, а просто в качестве снисхождения за проявленное упорство. Но уже в училище обнаружились сильные стороны будущей балерины: пластичность, сильные ноги и стопы, а также музыкальность (Преображенская славилась умением играть на фортепиано и петь).
Кроме того, ее отличало трудолюбие и усердие. Преображенская много репетировала, даже до глубокой ночи, и, по своим же словам, сделала себя "железной". Кроме того, свою карьеру она сделала без чьей-либо протекции (по крайней мере, так утверждается во многих источниках).
Анна Павлова также не поступила в училище сразу, и причиной тому называются, прежде всего, юный возраст (ей было 8 лет) и слабое здоровье - будущая звезда была болезненным ребенком. В следующий раз она пришла поступать через 2 года, и в возрасте 10 лет была зачислена в Театральную школу (некоторые источники утверждают, что по протекции балерины Евгении Соколовой).
Вообще, надо отметить, что в те времена особое внимание уделялось не столько специфическим балетным данным, сколько общему состоянию здоровья. Нужно учитывать, что поступали дети именно в Театральную школу, куда проводили общий прием и только за пару лет до выпуска окончательно распределяли, кто будет петь, а кто танцевать. У претендентов проверяли декламацию, дикцию, произношение, чистый грудной голос и даже состояние зубов.
В Уставе Санкт-Петербургского театрального училища было указано, что "Доктор, танцмейстер и учителя декламации и пения осматривают представленных детей, наблюдая, чтобы они были совершенно здорового сложения, приятного лица, стройной фигуры, имели хорошие зубы, чистый грудной голос и ясное произношение слов, вообще, чтобы дети были без малейшего недостатка физического". Детей, назначенных в балетную часть, должен в особенности осматривать балетмейстер, потому как кроме упомянутых условий он может рассмотреть способности к танцам. По воспоминаниям Тамары Карсавиной, проверяли также и зрение со слухом. После медицинского осмотра отсеивались дети с больным сердцем, искривленным позвоночником.
А вот если говорить о возрасте, то принять могли и в 6, и в 7 лет. Таковы случаи выдающихся балерин середины 19 века - Марфы Муравьевой (6 лет) и Прасковьи Лебедевой (7). Первая училась в Театральном училище Петербурга, вторая - в Московской балетной школе. Тамара Карсавина и Екатерина Вазем поступили в Театральное училище Петербурга в 9 лет, Варвара Никитина, Анна Прихунова и Клавдия Канцырева - в 8. По этой причине сомнительной выглядит версия о том, что Павлову посчитали слишком маленькой. Скорее всего, дело именно в здоровье, которым, как известно, она не отличалась.
Не была принята сразу в училище любимая балерина Сталина Ольга Лепешинская, одна из знаменитого трио ведущих балерин Большого театра 1930-1940-х годов, в которое, помимо нее, входили также Марина Семенова и Галина Уланова. Приемной комиссии не понравились ее малый рост и ноги. Сама Лепешинская рук (и ног, естественно) не опустила и продолжила занятия с частным преподавателем. А дальше вмешался случай: у одной из лучших учениц того курса, Зои Шлыгиной, возникли проблемы со здоровьем (аппендицит), и ей пришлось оставить балет. А заменила ее как раз Лепешинская, которую хоть и не приняли, но оставили первым кандидатом на замену.
Самым известным примером, конечно, является случай Дианы Вишневой, которой пришлось поступать в Академию им. Вагановой целых 3 раза. Если внимательно посмотреть интервью, которые давала Диана в разные годы, то причины там называются разные.
В одних она говорит следующее: "В 9 лет мне сказали, что я не подхожу по профессиональным данным. Я стала готовиться, чтобы прийти в академию вновь. На второй год меня не взяли по медицинским показаниям. На третий год уже меня знали в лицо и наконец приняли".
В другом интервью балерины подчеркивает, что педагоги ее хотели взять, но не получалось: ".. это не потому, что у меня не было данных. У меня всегда были высшие оценки, и я была в первых ученицах. А не брали, потому что тогда все было очень сложно, и надо было иметь знакомых в балетных кругах... Это сейчас берут всех подряд, а раньше было трудно попасть в балет".
На педагогов, которые не приняли будущую приму в училище, Диана не обижается и говорит, что встречая их потом в классах, не стремилась что-то доказать. Восприняла свои неудачи при поступлении как определенный трудный этап, который нужно преодолеть. Вишнева часто отмечает, что разглядеть в маленьком ребенке балетный потенциал непросто, нельзя предугадать, как изменится его тело с годами, насколько усердно он будет трудиться и хватит ли у него внутреннего стержня преодолеть все трудности обучения.
У одной из нынешних прим Мариинского театра Екатерины Кондауровой ситуация следующая. Как москвичка она пыталась попасть в Московскую академию хореографии, но туда ее не взяли. "Было просто разочарование и обида. В те времена (т.е. 90-е годы) не совсем все было честно. Чтобы куда-то поступить, нужно было иметь, естественно, связи, помимо всего прочего. Я понимала, что меня могли бы взять, но просто недостаточно было каких-то знакомств… Да, обидно».
После этого она год постигала балет в школе Лавровского. Затем местные педагоги посоветовали ей попробовать поступить в Вагановское училище. При этом предостерегали, что как москвичку ее могут и не принять. "Действительно, перед просмотром услышала: «Кондаурова? Из Москвы? Выгнали, значит». Такая логика. Но поступила я без всяких проблем".
Надо сказать, что Екатерина до сих пор не особо жалует Москву. "...о Москве даже не вспоминаю. И у меня никогда не было мыслей: что, если бы я осталась в Москве, что, если бы пошла в Большой театр?"
- Ну и нельзя не вспомнить, что опять же с третьего раза в АРБ поступила Анастасия Волочкова. По ее словам, у нее не было ни прыжка, ни шага и растяжки, ни выворотности, ни подъема. "Тогда мне впервые сказали, что у меня нет тех физических данных, которые необходимы балерине, что эти данные, конечно, можно развить, но для этого требуются очень много времени и серьезная кропотливая работа. Мне было отказано в поступлении".
Волочкова дополнительно занималась с частным педагогом и в итоге все же поступила в училище, которое затем окончила с красным дипломом. Такова история ее поступления. Ее дальнейшую историю оставим за скобками.
На этом все, спасибо за внимание! Если понравилась статья, подписывайся, ставь лайк, делись с друзьями. Всем хорошего настроения, любите балет!