Найти тему
Занудный балет

Звезды балета, которых не приняли в училище с первого раза

Поступая в хореографическое училище (академию, школу), и детям, и родителям нужно быть готовым к тому, что их могут туда запросто не взять. Не секрет, что отбор жесткий, претендентов на место много, и оценивают их по многим параметрам.

Более того, история знает немало случаев того, когда при поступлении отсеивались и будущие звезды. Но эти люди не сдавались, смогли со второй (а кто-то даже и с третьей) попытки поступить в заведение, и сегодня их имена знает весь мир. Вот несколько примеров.

Ольга Преображенская - одна из звезд русского балета конца 19 - начала 20 века, и, более того, не менее прославленный педагог, у которого учились Марго Фонтейн, Морис Бежар, Тамара Туманова и т.д. Но для того, чтобы попасть в балет, ей пришлось немало постараться, ведь ее не взяли в училище ни с первого, ни со второго раза. Сказывались невыдающаяся внешность, а также сутулая спина и слабое здоровье в целом. Существует даже версия, что с третьего раза ее взяли не за какие-то конкретные улучшения в перечисленных пунктах, а просто в качестве снисхождения за проявленное упорство. Но уже в училище обнаружились сильные стороны будущей балерины: пластичность, сильные ноги и стопы, а также музыкальность (Преображенская славилась умением играть на фортепиано и петь).

Ольга Преображенская
Ольга Преображенская

Кроме того, ее отличало трудолюбие и усердие. Преображенская много репетировала, даже до глубокой ночи, и, по своим же словам, сделала себя "железной". Кроме того, свою карьеру она сделала без чьей-либо протекции (по крайней мере, так утверждается во многих источниках).

Анна Павлова также не поступила в училище сразу, и причиной тому называются, прежде всего, юный возраст (ей было 8 лет) и слабое здоровье - будущая звезда была болезненным ребенком. В следующий раз она пришла поступать через 2 года, и в возрасте 10 лет была зачислена в Театральную школу (некоторые источники утверждают, что по протекции балерины Евгении Соколовой).

Юная Аня Павлова
Юная Аня Павлова

Вообще, надо отметить, что в те времена особое внимание уделялось не столько специфическим балетным данным, сколько общему состоянию здоровья. Нужно учитывать, что поступали дети именно в Театральную школу, куда проводили общий прием и только за пару лет до выпуска окончательно распределяли, кто будет петь, а кто танцевать. У претендентов проверяли декламацию, дикцию, произношение, чистый грудной голос и даже состояние зубов.

В Уставе Санкт-Петербургского театрального училища было указано, что "Доктор, танцмейстер и учителя декламации и пения осматривают представленных детей, наблюдая, чтобы они были совершенно здорового сложения, приятного лица, стройной фигуры, имели хорошие зубы, чистый грудной голос и ясное произношение слов, вообще, чтобы дети были без малейшего недостатка физического". Детей, назначенных в балетную часть, должен в особенности осматривать балетмейстер, потому как кроме упомянутых условий он может рассмотреть способности к танцам. По воспоминаниям Тамары Карсавиной, проверяли также и зрение со слухом. После медицинского осмотра отсеивались дети с больным сердцем, искривленным позвоночником.

А вот если говорить о возрасте, то принять могли и в 6, и в 7 лет. Таковы случаи выдающихся балерин середины 19 века - Марфы Муравьевой (6 лет) и Прасковьи Лебедевой (7). Первая училась в Театральном училище Петербурга, вторая - в Московской балетной школе. Тамара Карсавина и Екатерина Вазем поступили в Театральное училище Петербурга в 9 лет, Варвара Никитина, Анна Прихунова и Клавдия Канцырева - в 8. По этой причине сомнительной выглядит версия о том, что Павлову посчитали слишком маленькой. Скорее всего, дело именно в здоровье, которым, как известно, она не отличалась.

Не была принята сразу в училище любимая балерина Сталина Ольга Лепешинская, одна из знаменитого трио ведущих балерин Большого театра 1930-1940-х годов, в которое, помимо нее, входили также Марина Семенова и Галина Уланова. Приемной комиссии не понравились ее малый рост и ноги. Сама Лепешинская рук (и ног, естественно) не опустила и продолжила занятия с частным преподавателем. А дальше вмешался случай: у одной из лучших учениц того курса, Зои Шлыгиной, возникли проблемы со здоровьем (аппендицит), и ей пришлось оставить балет. А заменила ее как раз Лепешинская, которую хоть и не приняли, но оставили первым кандидатом на замену.

Ольга Лепешинская
Ольга Лепешинская

Самым известным примером, конечно, является случай Дианы Вишневой, которой пришлось поступать в Академию им. Вагановой целых 3 раза. Если внимательно посмотреть интервью, которые давала Диана в разные годы, то причины там называются разные.

В одних она говорит следующее: "В 9 лет мне сказали, что я не подхожу по профессиональным данным. Я стала готовиться, чтобы прийти в академию вновь. На второй год меня не взяли по медицинским показаниям. На третий год уже меня знали в лицо и наконец приняли".

В другом интервью балерины подчеркивает, что педагоги ее хотели взять, но не получалось: ".. это не потому, что у меня не было данных. У меня всегда были высшие оценки, и я была в первых ученицах. А не брали, потому что тогда все было очень сложно, и надо было иметь знакомых в балетных кругах... Это сейчас берут всех подряд, а раньше было трудно попасть в балет".

Диана Вишнева
Диана Вишнева

На педагогов, которые не приняли будущую приму в училище, Диана не обижается и говорит, что встречая их потом в классах, не стремилась что-то доказать. Восприняла свои неудачи при поступлении как определенный трудный этап, который нужно преодолеть. Вишнева часто отмечает, что разглядеть в маленьком ребенке балетный потенциал непросто, нельзя предугадать, как изменится его тело с годами, насколько усердно он будет трудиться и хватит ли у него внутреннего стержня преодолеть все трудности обучения.

У одной из нынешних прим Мариинского театра Екатерины Кондауровой ситуация следующая. Как москвичка она пыталась попасть в Московскую академию хореографии, но туда ее не взяли. "Было просто разочарование и обида. В те времена (т.е. 90-е годы) не совсем все было честно. Чтобы куда-то поступить, нужно было иметь, естественно, связи, помимо всего прочего. Я понимала, что меня могли бы взять, но просто недостаточно было каких-то знакомств… Да, обидно».

-5

После этого она год постигала балет в школе Лавровского. Затем местные педагоги посоветовали ей попробовать поступить в Вагановское училище. При этом предостерегали, что как москвичку ее могут и не принять. "Действительно, перед просмотром услышала: «Кондаурова? Из Москвы? Выгнали, значит». Такая логика. Но поступила я без всяких проблем".

Юная Катя Кондаурова (13 лет) на занятиях Академии
Юная Катя Кондаурова (13 лет) на занятиях Академии

Надо сказать, что Екатерина до сих пор не особо жалует Москву. "...о Москве даже не вспоминаю. И у меня никогда не было мыслей: что, если бы я осталась в Москве, что, если бы пошла в Большой театр?"

  • Ну и нельзя не вспомнить, что опять же с третьего раза в АРБ поступила Анастасия Волочкова. По ее словам, у нее не было ни прыжка, ни шага и растяжки, ни выворотности, ни подъема. "Тогда мне впервые сказали, что у меня нет тех физических данных, которые необходимы балерине, что эти данные, конечно, можно развить, но для этого требуются очень много времени и серьезная кропотливая работа. Мне было отказано в поступлении".

Волочкова дополнительно занималась с частным педагогом и в итоге все же поступила в училище, которое затем окончила с красным дипломом. Такова история ее поступления. Ее дальнейшую историю оставим за скобками.


На этом все, спасибо за внимание! Если понравилась статья, подписывайся, ставь лайк, делись с друзьями. Всем хорошего настроения, любите балет!